Жители Саранска на кухне устанавливают джакузи

13.10.2010 14:36

О проблемных и спорных вопросах жилищно-коммунальной сферы «ВС» рассказал и.о. начальника Государственной жилищной инспекции Мордовии Евгений ФИЛИППОВ

Жилищно-коммунальные проблемы давно стали частью нашей жизни — то кран потек, то лампочка в подъезде перегорела, то батареи холодные. Звоним, жалуемся, пишем — и не всегда добиваемся решения своей проблемы. Как бороться с нерадивыми коммунальщиками и какие проблемы имеются в жилищно-коммунальном хозяйстве Саранска, рассказал исполняющий обязанности начальника Государственной жилищной инспекции Мордовии Евгений ФИЛИППОВ.

Саранск к зиме готов

e-filippovСегодня самый актуальный вопрос для горожан — тепло в квартирах. «Отопительный сезон в Саранске начался с 1 октября, но до сих пор в Государственную жилищную инспекцию поступает много жалоб на холод в квартирах, на холодные стояки, — констатирует Евгений Филиппов. — Конечно, с каждым случаем надо разбираться отдельно. Но люди должны понимать, что пуск тепла — это сложная техническая процедура, и в один день поставить во все квартиры тепло технически невозможно.

В целом жилищный фонд Саранска к отопительному сезону подготовлен неплохо. Однако ряд управляющих компаний города подошли к решению этой задачи не столь ответственно — при приемке домов были выявлены протечки кровли, неизолированные трубопроводы отопления и горячего водоснабжения, не везде было двойное остекление, уплотнители на дверях, а все эти работы должны были провести в рамках подготовки каждого многоквартирного дома к отопительному сезону».

Больше всего нареканий со стороны Жилищной инспекции получили 37-е и 39-е домоуправления (Октябрьский район), 21-е и 27-е домоуправления (Ленинский район) и 5-е домоуправление (Пролетарский район). «Особенно сложная ситуация с подготовкой к зиме в этом году была в п. ТЭЦ-2, — говорит Евгений Филиппов. — В поселке долго не могли определиться с организацией, которая будет обслуживать жилищный фонд. Жители п. ТЭЦ-2 отказались от услуг управляющей компании № 42, потому что она не выполняла своих обязанностей — средства с населения собирались, а работа никакая не велась. В итоге на протяжении более 4 месяцев жилищный фонд в п. ТЭЦ-2 был попросту брошен. Мало того что жилье не обслуживалось, на руки людям не выдавались даже счета-извещения.

На сегодняшний день вопрос с управляющей компанией в п. ТЭЦ-2 разрешен. Сейчас там созданы две организации — домоуправление № 43 и домоуправление № 44. Эти предприятия успели подготовить дома в поселке к отопительному сезону.

Всем управляющим компаниям, допустившим нарушения в ходе подготовки жилищного фонда к зиме, были выданы предписания — в кратчайшие сроки все замечания должны быть устранены».

Расходомер вместо счетчика

«В Государственную жилищную инспекцию поступает немало звонков по приборам учета коммунальных ресурсов, наиболее актуально стоит вопрос по счетчикам горячей воды, — отмечает Евгений Филиппов. — Если быть более точным, то во всех квартирах Саранска установлены не счетчики горячей воды, а расходомеры, которые считают потребление объема воды без учета ее температуры. То есть неважно, вода какой температуры идет из крана — расходомер считает вытекающие кубометры.

Из-за отсутствия циркуляционных линий в многоквартирных домах жильцам приходится сливать воду, чтобы получить горячую, а эти неиспользованные литры воды расходомер все равно считает, и мы за них платим.

По действующим нормам температура горячей воды должна быть не ниже 50°С — только тогда предоставляемая коммунальная услуга считается качественной, то есть когда мы открываем кран в квартире — температура горячей воды должна быть как минимум 50 градусов. А если такого не происходит, необходимо требовать перерасчет за некачественно предоставленную услугу.

Сегодня ресурсоснабжающие организации и управляющие компании занимаются восстановлением циркуляционных линий, но пока эта проблема в Саранске не снята.

По идее в квартире должен стоять не расходомер, а счетчик горячей воды, но он весьма дорогостоящий и окупит себя только по прошествии многих лет».

Начисление квартплаты на незарегистрированных жильцов незаконно!
«В последнее время в Государственную жилищную инспекцию поступило немало звонков от горожан с одной жалобой: в их счетах-извещениях на ЖКУ появились начисления на „лишних людей“, которые в их квартирах не прописаны, — говорит Евгений Филиппов. — Акты, составляемые представителями ТСЖ, Управляющей компании совместно с участковым уполномоченным милиции на незарегистрированных граждан, — это не основание для дополнительных начислений за коммунальные услуги.

Председатель ТСЖ может направить такую информацию либо в органы, которые занимаются регистрацией граждан, либо в налоговую инспекцию, если собственник жилья сдает свою квартиру в аренду.

Как комиссия в составе председателя ТСЖ, участкового и представителя управляющей компании может достоверно определить, что человек проживает в той или иной квартире постоянно? Может, он просто в гости приходит? Такие справки могут служить в дальнейшем для начисления платы, если миграционная служба выявила этих граждан как незаконно проживающих, оштрафовала их, заставила зарегистрироваться — вот только после этого можно начислять квартирную плату на этих людей.

Поэтому все доначисления на непрописанных жильцов незаконны, мы рекомендуем собственникам, которым принесли счета на „лишних“ людей, разбираться с управляющими компаниями в судебном порядке».

Перепланировку делают бездумно

В последние годы горожане достаточно часто проводят перепланировки в своих квартирах, причем большая часть этих переделок не согласована ни с одной службой. «Одна из самых распространенных и незаконных перепланировок — это снос стены между комнатой и лоджией, — утверждает Евгений Филиппов. — Таким образом, жители Саранска за счет лоджии увеличивают площадь своей квартиры. Плюс еще туда проводят отопление, тем самым полностью нарушая систему отопления дома».

Еще одна популярная перепланировка — совмещение санузла. Если несколько лет назад горожане всеми правдами и неправдами сооружали перегородку между ванной и унитазом, то теперь новая мода — убирать эту стену, «виновницей» этой переделки чаще всего становится стиральная машина, которую некуда ставить.

В практике инспекторов Жилищной инспекции был случай, когда один из жителей Саранска на своей кухне установил джакузи. Он купил две квартиры, соединил их, вторая кухня оказалась не нужна, и решил ее приспособить под гидромассажную ванну. О столь радикальной переделке в жилинспекцию просигнализировали соседи, однако добровольно убирать джакузи с кухни владелец квартиры не пожелал. Вопрос разрешился только спустя несколько месяцев, когда суд обязал собственника убрать из кухни сантехнический прибор.

«Многие собственники, купив жилье, считают, что если они приобрели квартиру, то они могут творить с ней что хотят: ломать стены, переносить санузлы, менять систему отопления, — говорит Евгений Филиппов. — Однако подчеркну, что на всякую перепланировку, которая выходит за рамки технического паспорта квартиры, необходимо разрешение. Неважно, что вы задумали переделать — сломать встроенный шкаф, деревянную перегородку или перенести мойку на кухне и т.п.

А у нас люди порой работают бездумно. Например, есть случаи, когда жители Саранска решают увеличить площадь кухни за счет вентиляционного канала. Сносят его, делают на кухне ремонт, а все квартиры по стояку оставляют без вентиляции. Конечно, после жалоб соседей, оставшихся без вытяжки, мы понуждаем таких самоделкиных восстановить вентиляционную шахту.

Есть в нашей практике вопрос с бородой — это металлические двери. Сегодня практически в каждой квартире на входе стоит металлическая дверь, что является прямым нарушением требований противопожарной безопасности, потому что все металлические двери открываются в сторону лестничной площадки, закрывая при этом пути эвакуации. Воздействовать и наказывать горожан за это бессмысленно. Однако жалобы на установленные металлические двери периодически поступают — соседи жалуются, что соседская металлическая дверь мешает открываться их двери, причем тоже металлической».

Серьезных перепланировок, которые могли бы угрожать безопасности всего многоквартирного дома, жители Саранска не предпринимали. За исключением одного случая, когда в подвале дома, расположенного рядом с кинотеатром «КиноМакс-Победа», предприниматели, решившие в подвале открыть магазин, начали сносить все перегородки. Из-за бездумных действий коммерсантов возникла угроза обрушения плит перекрытия первого этажа и в целом всего дома. Жильцы дома вовремя сообщили о столь радикальной реконструкции подвального помещения, после чего были немедленно восстановлены перегородки.

Магазин в доме — только с разрешения собственников

"Сегодня практически все квартиры на первых этажах многоквартирных домов переведены под магазины и офисы, — констатирует главный жилищный инспектор Мордовии, — причем это делается без согласования с собственниками жилых помещений, хотя этот вопрос с собственниками необходимо утрясать.

Например, вход магазина не должен быть со стороны подъезда, которым пользуются все жильцы. Поэтому его делают со стороны улицы или в торце дома. Это означает делать вход в стене, которая является общедомовым имуществом, а рубить проем без согласования и разрешения собственников нельзя. Этот вопрос должен решаться на общедомовом собрании собственников. А такого в действительности не происходит — предприниматели, получив разрешение, молчком переделывают жилое помещение под офис или магазин.

Например, на днях в жилищную инспекцию поступило обращение: жители одного из домов Саранска пишут, что муниципалитет выдал разрешение индивидуальному предпринимателю на перевод жилого помещения, расположенного на первом этаже, в нежилое с последующей его перепланировкой. Сами собственники против открытия магазина в их доме и просят нас отменить это решение. Но это решение может отменить только суд. И кстати, подобный прецедент в Саранске совсем недавно был: суд отменил решение властей по иску собственников многоквартирного дома: квартиру на первом этаже 75-го дома по ул. Пролетарской выкупил предприниматель, оформил перевод из жилого помещения в нежилое и хотел открыть в ней магазин. Жильцы подали в суд. И суд встал на сторону собственников многоквартирного дома — магазин в этом доме открываться не будет.

Поэтому решения об открытии в многоквартирном доме объектов торговли, бытового обслуживания и прочего необходимо согласовывать с собственниками жилых помещений — когда открываются дополнительные входы, окна превращаются в витрины — эти все изменения происходят в общедомовом имуществе, а без разрешения собственников, которое принимается на общем собрании, делать этого не следует".

«Вечерний Саранск»