Учителя Мордовии помогают в проведении Всероссийской переписи

13.10.2010 14:38

Завтра стартует Всероссийская перепись населения — большое государственное мероприятие, участником которого станет каждый из нас. Учителя Мордовии, которые напрямую не работают по переписи, активно подключились к этому значимому делу. Как всегда, когда в стране происходит важное событие.

О том, чем учителя могут помочь при проведении переписи, рассказывает министр образования РМ Н.Е. Юткина.

— Наталья Евгеньевна, в чем Вы видите участие учителей при проведении Всероссийской переписи?

— Во-первых, все учителя — это граждане России. К ним в дом придут переписчики, зададут вопросы, на которые нужно будет ответить. И, конечно, школа имеет особый вес в обществе. А многие из учителей пользуются заслуженным авторитетом и доверием со стороны учеников и их родителей. А ведь и тем, и другим нужно разъяснять значение переписи для государства и каждого из нас, особенности ее проведения в этом году. Перед 1 сентября во все районы, во все школы мы направили рекомендательные письма по поводу проведения урока «России важен каждый», и в начале учебного года везде прошли такие уроки. Кроме того, педагоги проводят классные часы, родительские собрания на эту тему.

— О чем говорится на таких уроках?

— О том, почему так важно участие в переписи каждого из нас. Мы знаем, что на основании данных переписи будут разрабатываться новые и корректироваться уже действующие государственные программы. От этого зависит финансирование каждой сферы в каждом регионе, в том числе в Мордовии. И вообще, важно видеть объективную картину, которая складывается в нашем государстве. Сколько нас, какие мы — какого возраста, пола, национальности. Вопрос национальной принадлежности — пожалуй, наиболее тонкий, деликатный. Как известно, это вопрос самоопределения гражданина. Поэтому каждому из нас нужно очень хорошо подумать, прежде чем отвечать. Кто-то из нас, несмотря на то, что корнями крепко связан с мордовским народом, в повседневной жизни мало об этом задумывается, возможно, не разговаривает на родном языке. Но в такой важный момент необходимо вспомнить про свои корни.

— Почему именно учитель разъясняет это?

— Учитель — тот человек, кто лучше других знает психологию детей. Знает, как в доступной форме объяснить сложные вещи. Он умеет найти подход и ко взрослым. К его мнению прислушиваются, особенно в сельской местности. Это важно, ведь уже в 14 лет гражданин сам может отвечать на вопросы переписи — данные будут записываться не со слов родителей, а с его слов. Уважаемые юные граждане России-школьники Мордовии! Не скрывайте свои корни, гордитесь ими. Я обращаюсь к каждому из вас лично.

— А как участвуют в разъяснительной работе представители диаспоры в других регионах? Там ведь тоже много учителей.

— Мы обратились к руководителям национально-культурных автономий в диаспорах, с которыми у Министерства образования РМ заключены соглашения о сотрудничестве — это автономии Пензенской, Ульяновской, Нижегородской областей, Татарстана и других регионов. Их учителя регулярно приезжают в Саранск для повышения квалификации. Мордовия направляет в школы учебники по родному языку и литературе, истории и культуре мордовского народа. И там, где крепки национальные традиции, где работают национальные школы, работа ведется. И, я думаю, будет результат. Я только что побывала в Ульяновской области, встречалась с коллективами Кузоватовской средней школе, где численность учащихся более 650 человек, и Киватьской средней школе. На мой откровенный вопрос, у кого мордовские корни, кто их не скрывает и запишет в переписи, большинство старшеклассников и присутствующие учителя дружно подняли руки вместе со мной. Хочу отметить, что в Киватьской школе все дети с 1 по 11 класс изучают мордовский язык. А в Кузоватовской школе по итогам моей поездки принято решение ввести изучение родного языка уже со следующей четверти факультативно. Готовим для них учебники.

Но я бы хотела еще раз обратиться к учителям Мордовии. Коллеги, ваш труд, ваши знания и опыт нужны республике. В ваших силах сделать небольшой, но действенный вклад в большое государственное дело — достойное проведение Всероссийской переписи, которая показала бы объективное положение дел в стране. Это очень важно — еще раз поговорить с учениками и их родителями, позвонить бывшим ученикам, которые, быть может, живут за пределами республики, и спросить, с каким настроением они ожидают перепись. И, пользуясь своим авторитетом, спросить, не забывают ли они о своих корнях, напомнить, что мы, мордва, дружный, крепкий народ.

— Что Вы укажете в графе «национальность»?

— Конечно, я мордовка! У меня исконно мордовские корни, я всю жизнь живу в Мордовии.

Комментарии

И.М. Москаев, директор школы № 27:


— Мои земляки из села Алово Атяшевского района оказались разбросаны по всей стране. Но на большие праздники все мы приезжаем домой — туда, где родились и выросли. Знаю, где бы они не жили, все с гордостью говорят про себя: «Я — мордвин». Перепись — это большое государственное дело, результаты которого важны для развития экономики и государства в целом. А еще это возможность вот так же с гордостью заявить: «Я — мордвин».

Н.А. Бабурова, учитель истории школы № 27:

— Один из первых уроков в этом учебном году был посвящен переписи населения. Я подготовила презентацию, в которой рассказано об истории переписи, о том, как проходила она в древние века. Мы с детьми говорили и о значении переписи в современности. Мне понравилось, что есть понимание важности этого дела. Как классный руководитель я провела классный час в своем 9 «А». Участие в переписи стало одним из вопросов на родительском собрании.

А.В. Леонтьев, директор школы № 39:

— А мы уже участвуем в переписи. В здании школы расположен переписной участок № 6. Наша задача — всячески содействовать работе переписчиков. В сентябре уже прошли уроки «России важен каждый», о том, как и для чего проводится перепись, учителя говорят и на уроках истории, обществознания, географии.

Александр Бабаев, 11 класс, школа № 39:

— Итоги переписи позволят нам судить о том, насколько результативны государственные программы, которые проводит руководство страны. Например, действенными ли оказались меры по усилению демографической политики, по поддержке семьи. Это станет понятно из того, сколько маленьких детей в стране, сколько детей растет в каждой отдельной семье. Кроме того, это повод для людей вспомнить о своих корнях. Мои родители легко общаются между собой на родном мордовском языке. Я в будничной жизни больше говорю по-русски. Но я тоже мордвин, и не представляю, что могу сказать про себя как-то иначе.

Никита Александров, 11 класс, школа № 39:

— Каждый должен принять участие в переписи. Это мое право и моя почетная обязанность. Если кто-то игнорирует перепись, боясь, что его личные данные попадут к каким-то не тем людям, то это неправильно. Во-первых, в анкете нет никаких секретных вопросов, а во-вторых, я, например, рад, что благодаря переписи моя страна узнает обо мне как гражданине. Бывая в других городах, я всегда говорю, что я мордвин. Как же иначе? И в переписной анкете заявлю так же.

П.И. Ефимов, директор школы № 5:

— Для школы нет разницы, дети какой национальности здесь учатся. У нас учатся русские, татары, мордва, узбеки, азербайджанцы. И на школьных праздниках все с удовольствием поют мордовские песни, ставят народные танцы. Я сам мордвин, и мне, конечно, это нравится. О том, в каких традициях воспитывать своих детей, сына и дочь, вопрос не стоял — они мордва чистокровная. Маленькие внуки растут в смешанных браках — ну и что. У нас этот вопрос уже обсужден — в переписи они участвуют как мордва, это решено единым мнением.

Н.С. Учамбрин, ветеран труда, бывший директор школы № 34:

— Уже восемь лет, как я не работаю в школе, а бывшие ученики, коллеги по-прежнему навещают меня, не забывают. Обсуждаем всякие вопросы. Предстоящую перепись я считаю важнейшим государственным делом. И переживаю за родной мордовский народ: как он будет представлен по итогам переписи. Нам есть чем гордиться, и я не устаю повторять это тем, кого учил и с кем работал. Летом внук приезжал из Москвы, хотел недельку погостить, а остался на месяц. Антону понравилось, что в городе чисто, для молодежи созданы все условия: там он за большие деньги в секции бокса занимается, а тут в школу Маскаева его приняли за один день и абсолютно бесплатно. Вот и не хотелось уезжать, но ведь учеба... Теперь планирует приехать вместе с друзьями. Сын не перестает рассказывать, как Антон восхищается Саранском. И хоть мама у Антона русская, вопрос о том, к какой национальности себя причислять, не стоит — он сам хочет, чтобы его считали мордвином.

«Известия Мордовии»