«Любовь бывает долгою, а жизнь еще длинней»

17.02.2010 11:02

Над его хитами время не властно: «Море», «Белый теплоход», «Крыша дома твоего», «От печали до радости» — эти мелодии напоет каждый. Юрий Антонов — чемпион и рекордсмен нашей эстрады: в 80-х годах в спортивно-концертном комплексе в Ленинграде артист за 15 дней дал 28 концертов — и каждый раз в зал набивалось 14 тысяч зрителей!

y_antonov

Такого успеха ни до, ни после не было ни у одного из наших артистов. И если бы кому-то из этих сотен тысяч поклонников сказали, что в детстве Юрий Антонов не любил музыку, ни один бы не поверил. Но, тем не менее, это так. И таких парадоксов в его жизни немало. Он пишет добрые, душевные песни — но имеет неуживчивый характер. Призывает: «Берегите женщин!», а сам не уберег, трижды пережил развод. У Юрия Михайловича есть 14-летний сын Михаил, которого артист тщательно оберегает от глаз посторонних.

— В нем пока не проявился музыкальный талант, — говорит Антонов. — Но возможно, что Мишу заинтересует музыка… Хотя у меня нет цели воспитывать из него композитора или исполнителя...

Все свободное от выступлений время артист проводит или в студии, или в загородном доме, в компании... любимых кошек и собак — их у него больше двадцати!

Много лет Юрий Антонов не давал интервью журналистам. Но нам посчастливилось накануне 65-летнего юбилея уговорить артиста пооткровенничать с нами.

Все, что связано с Юрием Антоновым, имеет ореол секретности. Даже наша встреча с ним состоялась в огороженном высоким забором «Президент-отеле», пройти в который можно только по спецпропуску. Здесь у музыканта важные дела — они касаются юбилейного банкета. А перед этим будет юбилейный концерт в Кремле.

— В этот день вместе с вами будут выступать Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Сергей Лазарев, Варум и Агутин, группа «Моральный кодекс»... Почему именно они?
— Все они — известные артисты, прежде всего Иосиф Кобзон. Лева Лещенко — мой приятель. Сергей Лазарев — очень известный молодежный исполнитель и, на мой взгляд, талантливый артист. Анжелика Варум и Леонид Агутин — пара прекрасная во всех отношениях. «Моральный кодекс» — моя любимая группа... Все они сами выбрали песни, с которыми выступят. А некоторые уже участвовали с моими песнями в программе «Новая волна».

— Все ждут от вас новых песен...
— Знаете, слушатель всегда чего-то ждет. А хорошо забытое старое тоже может быть новым. Зачем писать новые песни, если есть огромный материал, который годами ждет своей участи? Его надо поднимать, записывать! Вот скоро запущу новую студию и вплотную этим займусь. Она уже построена, осталось подключить к сети — провода там всякие подсоединить...

В чем-то он, наверное, прав.

Романтика детства

Юрий Антонов появился на свет в Ташкенте. В этот среднеазиатский город судьба привела дорогами эвакуации его маму — Наталью Михайловну Литовченко. Папа, Михаил Васильевич Антонов, офицер Советской армии, в это время защищал Родину в отдельной бригаде морской пехоты.

— В 1944 году папа приехал в отпуск к маме, и спустя девять месяцев появился на свет я, — рассказывает Юрий Антонов. — Когда война закончилась, отец забрал нас в Германию. Он служил в военной комендатуре Берлина. Там же, в Берлине, в 1948 году родилась моя сестра Жанна — сейчас она живет в Минске, преподает в музыкальной школе. Вскоре папу перевели в Белоруссию, в Гомель. Сначала был заместителем командира полка, потом — дивизии. Я маленьким любил лазать по военной технике, сидеть на башне танка… Это было так интересно...

В его роду музыкантов не было — заниматься музыкой Юра стал по настоянию родителей.

— Время было такое — ничего не было для детей, кроме музыкальной школы. И еще было принято, чтобы дети военнослужащего занимались каким-то видом искусства… В нашей семье любили праздники, но во время застолий не играли на инструментах и не пели. А инструменты у нас были шикарные: отец привез из Германии два трофейных аккордеона «Хонор» — белый и красный — из слоновой кости. Это были редчайшие инструменты! И отцу было жаль, что они стояли без дела. Но я тогда не понимал значимости момента — и отчаянно отлынивал от уроков. Мы с друзьями делали вид, что идем в музыкальную школу, а сами убегали на стройку, играли там в прятки, в войну, пекли картошку... Романтика!..

Перст судьбы

— В 1959 году отца из Гомеля перевели в город Молодечно, тоже в Белоруссии, — говорит Юрий Антонов. — И мне нужно было решить, где я буду учиться дальше. А там было всего два техникума — кооперативный и политехнический — и музыкальное училище. Куда поступать?

Кооперативный отпал сразу: у меня к торговле нет ни способностей, ни стремления. Постигать технические науки тоже большого желания не было. Так я оказался в музыкальном училище... Еще во время учебы устроился в местный Дом культуры, в духовом оркестре играл: пум-пум-пум-пум. А после организовал маленький ансамбль — мы выступали в тех техникумах, куда я не стал поступать…

А потом Антонов посмотрел фильм «Серенада Солнечной долины», где сыграл легендарный джазмен Гленн Миллер со своим оркестром.

— Когда я услышал настоящий джаз, увидел этих красивых людей — Гленна Миллера, весь его оркестр, — ночь не спал, чуть с ума не сошел! Большую роль сыграла детская впечатлительность. И увлечение этим фильмом сформировало меня. Это и понятно: мелодии, которые я услышал в фильме, и по сей день считаются шедеврами джазовой и популярной музыки.

Вскоре Антонов в том же Доме культуры организовал свой джазовый оркестр.

— Представляете: в советские годы в каком-то Молодечном молодые парни сидят и разучивают американские блюзы, диксиленды... Инструменты у нас были плохонькие, а нот совсем не было — мы за ними специально ездили в Вильнюс. Ноты были изданы в Польше, но произведения и аранжировки — американские. Это было уже что-то. И пусть публика не совсем понимала, что мы играем мировую джазовую классику, — для нас это было настоящее удовольствие!

Ради заработка Антонов организовал хор железнодорожников.
— Их депо находилось в 20 километрах от Молодечного, мне приходилось добираться туда на попутках, а иногда и пешком. Сейчас иногда с удивлением думаю: как это я, тогда совсем молоденький, руководил взрослыми дядьками и тетками?! И они слушались меня! Там мне платили рублей 60 — для молодого парня в то время это была приличная сумма...

«Поющие гитары»

Потом они переехали в Минск, Юрий устроился на работу в филармонию. Он аккомпанировал очень популярному в те времена певцу Виктору Вуячичу. И однажды тот позволил ему исполнить несколько песен в своем концерте. Так Юрий Антонов стал певцом. Но знаменитым он стал, когда запел в «Поющих гитарах».

— «Поющие гитары» были тогда в Советском Союзе примерно так же популярны, как «Битлз» на Западе. И однажды на гастролях мы встретились. У «Поющих гитар» был в тот день выходной, и они пришли на наш концерт. А после выступления подошли ко мне: «Вы не хотели бы работать с нами в Ленинграде?» Я, конечно, не мог отказаться. И стал одним из основных солистов — вместе с Женей Броневицким и Сашей Федоровым. Там я начал писать песни. И одна из них — «Нет тебя прекрасней» — сделала меня известным… Ансамбль у нас был шикарный! Но в конце концов жизнь в дешевых съемных квартирах мне надоела — мне хотелось большего и в творческом, и в материальном плане. И я поехал в Москву...

Верные друзья

В столице он стал солистом ансамбля «Добры молодцы» — тоже известнейшего в 70-е годы коллектива. С помощью друзей получил кооперативную квартиру в Москве. Потом были недолго просуществовавшие ансамбли «Магистраль», «Аэробус» и, наконец, «Аракс»...

— У меня началась совсем другая жизнь! — мечтательно произносит музыкант. — Появились заказы от кинорежиссеров. Первый фильм, к которому я написал музыку, — «Берегите женщин». Я с легкостью написал несколько песен, которые стали суперпопулярными, — «Море», «Берегите женщин»... Кино — прекрасное искусство, в котором ты можешь выразить себя. Я однажды даже снялся в фильме «Прежде, чем расстаться». Там был такой звездный состав: Наталья Фатеева, Леонид Куравлев, Николай Караченцов... И я играл роль артиста — режиссер Александр Косарев уговорил. Ну, попытался там что-то изобразить... Но, на мой взгляд, быть артистом кино — очень тяжелый труд. Мне проще музыку написать...

Можно ли беседовать со знаменитым композитором и не спросить его, откуда возникают волшебные комбинации звуков?

— Конечно, есть такое состояние, как вдохновение, — говорит Юрий Антонов. — Но в основном дело в профессионализме. Я сажусь за рояль — и буквально выдавливаю из себя песни, мучаюсь. Без текста, кстати, лучше писать — он сковывает рамками строки. Лучше создавать совершенно независимую мелодию — и пусть потом поэт мучается...

— А что говорили ваши родители, когда вы уже стали звездой эстрады? Они гордились вами?
— Да ничего они не говорили. Они, может, и не воспринимали это как большую славу... Да и не в славе дело...

Вопросов было еще много, но артист попросил отпустить его: после деловых встреч он спешил в свой загородный дом. Там без присмотра остались его беззащитные любимцы — кошки и собаки, многих из которых он подобрал на улице. Его верные друзья, которые никогда не предадут...

«Вечерний Саранск»