Музыка жизни Людмилы Юшковой
19.01.2017 15:09

Встречая на улице эту хрупкую женщину, поражаешься её царственной стати: благородная осанка, неизменно прямая спина, прямой целеустремленный взгляд. Большую часть своей яркой, насыщенной событиями жизни Людмила Павловна Юшкова посвятила музыкальному просвещению, более 36 лет преподавала хоровые дисциплины в Саранском музучилище и 12 лет руководила учебным заведением.
Изначально и довольно продолжительное время студенты занимались в неприспособленных помещениях. Хотя музыкальную науку талантливым ребятам и девушкам преподавали выдающиеся личности - выпускник Петербургской консерватории, певец и хоровой дирижер Павел Органов, певец Захар Зайчиков, композитор и хоровой дирижер Леонтий Кирюков, пианисты Михаил Симанский и Александр Брагинский, дирижер оперного театра Лев Мандрыкин.
Кстати, юной Люсе Юшковой самой довелось у них учиться. Людмила Павловна вспоминает, что порой уроки проходили даже дома у педагогов. Допустим, Александр Брагинский приглашал учеников к себе, в не особо просторную комнату на Гражданской улице, зато там имелся настоящий рояль. Правда, стульев на всех не хватало, потому студенты сооружали импровизированную скамейку, положив «на пенёчки» обычную доску.
Спустя годы, закончив Казанскую консерваторию и возглавив училище, Юшкова решила, что для воспитания профессионалов необходимо обеспечить соответствующие условия, цивилизованную материальную базу. И именно благодаря её упорству и настойчивости в Саранске построили типовое четырёхэтажное здание с отдельными классами, концертным и спортивным залами. Хотя при подготовке проекта и сметной документации обнаружились определенные проблемы. Но Людмила Павловна добилась, чтобы учебный корпус возвели, и в Юго-Западном районе республиканской столицы появился «дом, где рождается музыка».
Наследница по прямой
Педагогический и организаторский талант Людмила Павловна унаследовала генетически. Родилась она в селе Ичалки 20 января 1927 года. Кстати, тот самый Павел Александрович Органов - её дядя, родной брат мамы, в молодости, кроме столичной консерватории, окончил Петербургскую духовную академию и пел в Императорской опере. Но получив блистательное образование, всё-таки вернулся в родную глубинку, был регентом церковного хора и учил талантливых сельчан правильному пению. А позже вложил немало сил в организацию профессиональной подготовки музыкантов, непосредственно участвовал в создании специального республиканского техникума, затем получившего статус училища.
Отец Людмилы Павловны преподавал в сельской школе и параллельно сам учился на историко-филологическом факультете пединститута. 22 июля 1941 года он как раз успел получить диплом об окончании вуза и следом повестку из военкомата. С фронта Павел Владимирович не вернулся, пропал без вести, сражаясь где-то на Ленинградском фронте.
Мама, Вера Александровна, консерваторий не оканчивала, но жители Саранска старшего поколения хорошо помнят её: «очень активная, энергичная, деятельная. Она руководила хором в 18-й средней школе. У неё пели все - и ученики, и учителя, не имевшие специального музыкального образования! Причем, хор В. А. Юшковой был лучшим в городе».
Так что, у Людмилы, кроме врожденных способностей, перед глазами имелся отличный наглядный пример общения с людьми и приобщения их к коллективному творчеству.
«Племянница» Яушева
И ещё в детства ей посчастливилось познакомиться с И.М. Яушевым, к тому времени уже известным оперным артистом. Илларион Максимович с благодарностью относился к Павлу Органову, который когда-то открыл для него, простого сельского паренька путь в большое искусство, и дружил с его сестрой Верой. В Саранске Яушев часто заходил к ним в гости, чтобы поговорить о жизни на родном эрзянском языке. Подросшая Люся, тоже учившаяся музыке, старательно переписывала для него ноты. До сих пор она помнит: когда с двумя подругами они поступили в Казанскую консерваторию, Илларион Максимович провожал их на вокзал и на свои деньги купил им билеты на поезд до столицы Татарстана.
Кстати, потом они встречались и в Казани. Яушев приезжал туда на гастроли, но помимо светских концертов, пел в местном православном храме, куда тайком приходили и студенты-музыканты, чтобы специально послушать его дивный вокал. А потом в неформальном разговоре с казанским священником певец представил Людмилу Юшкову «моя племянница».
Коллекционировала и растила таланты
Окончив консерваторию, 24-летняя Людмила Павловна вернулась в Саранск дипломированным педагогом. Но со своим неугомонным характером просто вести уроки не могла, она постоянно предлагала революционный новшества, способные улучшить учебный процесс. И начальство трезво оценив безграничный организаторский потенциал, через два года назначило Юшкову заместителем директора по учебной части. А спустя 17 лет, когда оказалось вакантным директорское кресло, руководство республиканского минкультуры особо не сомневалось, кому доверить руководство музыкальной кузницей кадров. Хотя, наверняка, потом министр немного жалел о принятом решении. Поскольку Юшкова спуску чиновникам не давала, мужественно атаковала начальственные кабинеты, доказывала и добивалась мер, направленных на повышения качества профессиональной подготовки музыкантов.
Однажды, будучи ещё завучем, оказавшись в приемной регионального министра культуры, она услышала, как свежеиспеченный выпускник Саратовской консерватории Михаил Фроловский, по распределению направленный для трудоустройства в Мордовский театр музкомедии, просил дать ему открепление. Выяснилось, что вакансий в местном театре нет. А молодому хоровому дирижеру нестерпимо хотелось работать. Людмила Павловна тут же вцепилась в коллегу: «Хотите работать? Тогда давайте к нам в училище. Нужен хор? Будет Вам хор! Скучать не придется - гарантирую!» Вскоре Фроловского, узнав о его феноменальных способностях, всё-таки пригласили в музкомедию главным хормейстером. Но, работая главным дирижером в театре, Михаил Иванович продолжал преподавать в училище. Юшкова его убедила: «Будущих квалифицированных инструменталистов и вокалистов для театральной труппы необходимо выращивать. Где? Прежде всего - у нас, в училище». К слову, самые талантливые ребята, будучи ещё студентами, уже пели в театральном хоре, начинали играть в театральном оркестре.
Оперные спектакли с физиками
Для большего стимулирования студенческого творчества наряду с обязательными уроками-экзаменами, Людмила Павловна постоянно подзадоривала и педагогов, и учащихся на постановку оперных спектаклей у себя в училище.
Причем ей приходилось брать на себя не только роль хормейстера, но и режиссера-постановщика. А чтобы знать, как следует воплощать на сцене музыкальный материл, в свободное от учебного процесса время она специально ездила в Москву, ходила на постановки Большого театра. Мало того, Юшкова сама ночами расписывала ноты для каждого исполнителя. Хотя, конечно, могла бы поручить это подчиненным. Но не считала правильным кого бы то ни было нагружать лишними обязанностями. Ведь спектакли ставились вне учебной программы - на чистом энтузиазме. Зато с каким восторгом исполнялись поставленные Юшковой классические «Евгений Онегин» Чайковского, «Дубровский» Направника, «Русалка» Даргомыжского, «Травиата» Верди, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, оперы современных композиторов «Улица дель Карно» Молчанова, «В шесть часов вечера после войны» Вдовина и др.
К слову, помимо училища, всегда, даже будучи директором и после официального выхода на пенсию, Людмила Павловна на общественных началах занималась музыкальным воспитанием детей и юношества: вела уроки пения в общеобразовательных школах Саранска, готовила хоры и ансамбли к олимпиадам и фестивалям детского художественного творчества. С обычными школьниками, учениками физико-математического лицея, не владевшими премудростями музыкальной грамоты, Юшкова тоже умудрялась ставить сказочные мюзиклы - «Белоснежку» Колмановского, «Стойкий оловянный солдатик» Баневича, «Мадемуазель Нитуш» Ф.Эрве и др. И как ни странно, лицеисты-физики с удовольствием пели в этих спектаклях.
Дар - слышать и понимать
По отзывам преподавателей, которым довелось трудиться под руководством Юшковой, «работалось тогда с вдохновением!». Всегда одержимая делом, Людмила Павловна и коллег постоянно теребила, по-хорошему провоцировала на творчество в педагогике. И главное - она обладает даром слушать и слышать, если к ней обращаются с просьбой или предложением. Прямая и бескомпромиссная при решении принципиальных деловых вопросов с начальством, Юшкова всегда умела находить правильные, нужные и искренние слова, чтобы поддержать студентов, укрепить уверенность в собственные силы.
Теперь традицию студенческих постановок в училище продолжают её дочь и зять. Старший сын Владимир посвятил себя геофизике. Внуки тоже выбрали профессии, напрямую не связанные с музыкой, хотя, как и бабушка играют на пианино, гитаре, зато 9-летний правнук охотно учится игре на виолончели, а 8-месячная правнучка Маша с удовольствием слушает записи Моцарта и Чайковского.
Сама Людмила Павловна до сих пор интересуется всем, что происходит в мире, республике, радуется творческим успехам молодых талантов и печалится, глубоко переживает, замечая проблемы присущие современному музыкальному искусству Мордовии.
Мила МЕЛЬНИКОВА
«Известия Мордовии»