Закон есть, квартир нет
13.01.2010 12:01
Практически ежедневно с экранов телевизоров и со страниц печатных СМИ мы слышим заявления многочисленных чиновников о том, как в нашей стране заботятся о детях. К сожалению, на деле все это в большинстве случаев остается лишь словами. А дети?сироты и ребята, оставшиеся без попечения родителей, становясь совершеннолетними, просто остаются без крыши над головой.
Денег нет
Согласно действующему законодательству, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательных учреждениях, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки, а также после службы в армии вне очереди предоставляются квартиры по договорам социального найма. Выделять на это соответствующие средства обязаны субъекты РФ. Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки таких ребят. Закон РМ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» предусматривает выделение им безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья общей площадью не менее 33 кв.м на одного человека. Согласно постановлению Правительства республики от 16 января 2008 года, предоставление жилья сиротам возможно только при наличии соответствующих денежных средств. В течение последних трех лет деньги на эти нужды в бюджет не закладывались. В результате сирот ставят в соответствующую очередь как нуждающихся в жилплощади, вот только ожидание по факту затягивается на годы. В результате многие ребята, которым сейчас уже по 23?24 года, положенные по закону квартиры до сих пор не получили. Они вынуждены снимать квартиры или ютиться в общежитиях. Таким образом, программа по обеспечению жильем сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей, на практике не работает.
«В настоящее время только в нашем районе в очереди на получение жилья стоят 27 ребят, ? говорит старший помощник прокурора Ленинского района Инна Мещерякова. При этом большинство из них столкнулись с серьезными нарушениями. Дело в том, что Администрация муниципального района или городского округа обязана зарегистрировать заявление на получение субсидии не позднее одного рабочего дня со дня его поступления. В десятидневный срок заявление должно быть рассмотрено и по нему принято решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о предоставлении субсидии. Однако многим ребятам пришлось столкнуться с грубыми нарушениями. Необходимые ходатайства либо направлялись только спустя 5?7 месяцев, либо не направлялись вообще. Ну а причитающуюся им жилплощадь ребята не получили до сих пор. Кто должен за это отвечать? Органы местного самоуправления пытаются переложить ответственность на минфин, а там говорят, что к ним просто не поступала необходимая информация. Ситуация получается патовая, а страдают от этого ребята».
Отправленные на «вольные хлеба» и оставшиеся без крыши над головой бывшие воспитанники детских домов оказываются никому ненужными. Отчаявшись добиться справедливости, многие из них опускаются на «дно», пополняя ряды проституток и преступников... Этим ребятам просто вовремя не протянули руку. Они оказались отвергнутыми. Вот только сидящим на теплых местах чиновникам на это наплевать, ведь они и их дети жильем обеспечены...
Что имеем, не храним
К сожалению, непредоставление субсидий на приобретение жилья отнюдь не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться сиротам и оставшимся без попечения родителей. Дело в том, что органы опеки и попечительства не всегда следят за сохранностью уже имеющегося у них имущества. Пока ребята находятся, например, в приемных семьях или у попечителей, их жилье просто приходит в негодность. Еще хуже обстоит ситуация в тех случаях, когда в квартирах остаются проживать лишенные прав на детей родители. Они, как правило, превращают жилплощадь в притон и накапливают за нее огромные долги, зачастую превышающие 100 и даже 200 тысяч рублей. Потом эти деньги начинают требовать с достигших совершеннолетия ребят.
«Если бы законодательство не нарушалось, то таких проблем удалось бы избежать, ? продолжает Инна Мещерякова. На практике мы имеем то, что жилплощадь, принадлежащая ребятам, не проверяется годами. Если проверки все же проводятся, то вопросы сохранности имущества, наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, степень износа жилого помещения и его пригодность для проживания, как правило, все равно остаются невыясненными. Несмотря на то, что долгов, накопленных лишенными прав родителями, много и суммы их значительны, за последнее время органы опеки и попечительства ни разу не обратились с соответствующими исками в суд».
По итогам проведенной прокурорской проверки в Администрацию г.о. Саранск было внесено представление с требованием- привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей?сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей, и тех, кто не обеспечил сохранность закрепленного за такими ребятами жилья. Вот только вопрос о том, когда нуждающиеся получат причитающиеся по закону квартиру, так и остается открытым...