Виктору Гадаеву присвоено почетное звание Народного поэта Мордовии
12.01.2010 15:53
Сергей Есенин для издания трехтомника своей поэзии собственноручно собрал 10 тысяч строк. Такое уж получилось совпадение, что в первый трехтомник поэзии заслуженного поэта РМ Виктора Гадаева тоже вошло 10 тысяч строк. Случайно. При этом Виктор Александрович ни в коем случае не позиционирует себя равным русскому гению: у Гадаева свой путь, который он считает весьма скромным, хотя литературная критика находит, что его творчество — российского масштаба.
В конце минувшего года Глава республики подписал указ о присвоении Виктору Гадаеву почетного звания Народного поэта Мордовии.
Мал золотник...
Никто бы 50 лет назад в Новотроицке не сказал, что их земляк — Витя Гадаев — станет известным поэтом: его книги будут издавать в Москве, а стихи звучать по Всесоюзному радио. Для всех сельчан он был перспективным спортсменом-гиревиком и не менее перспективным живописцем. Новотроицк — село ярмарочное, а отец Виктора Александр Федорович был известным на всю округу мастеровым: изготавливал валенки. И не просто валенки, каковые снимают с конвейера, а модельные, мягкие и удивительно теплые, высочайшего качества. Честь мастера, или, как говорят сегодня, репутацию фирмы, соблюдал он строго, то же самое он повелевал своему подмастерью — сыну Виктору.
На ярмарках участвовал и Виктор. Точнее, его использовали земляки: приезжим сельчане предлагали пари — кто больше выжмет двухпудовую (32 кг) гирю. Глядя на субтильного юношу, ростом не более165-ти сантиметров, соглашались и... проигрывали. Виктор умел играть двумя двухпудовками одновременно. А еще он выжимал двухпудовку средним пальцем 10 (!) раз. Выигрыш шел на магарыч, но Виктор в реализации своей победы не участвовал: к спиртному он равнодушен по сей день.
Позже эта физическая подготовка не раз поможет ему в жизни. Однажды в Саранске ему понадобятся деньги, и Виктор Гадаев подрядится разгрузить вагон с дровами. Когда снял половину дров, подошла бригада грузчиков к соседнему вагону и, увидев одного работающего, покачали головами: «Тебе что, братец, жить надоело?» К концу дня он сильно устал, с него сошло семь потов, но работу закончил и пошутил по латыни: дескать, финис коронат опус — конец венчает дело. Соседи-грузчики одобрительно заметили: мол, мал золотник, да дорог.
Позже, работая в типографии «Красный Октябрь», когда не хватало грузчиков, он не раз выгружал вагоны с бумажными рулонами. Не всякому под силу поставить на попа (вертикально) рулон в 250 кг, а он умел.
Художник от слова «худо»
А еще будущий поэт хорошо писал маслом и акварелью, мечтал об учебе в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. В пятнадцать лет на копию картины Рембрандта он потратил всего месяц. Писал и собственные картины. В прошлом году вышла книга о родном селе поэта «Край отшумевших ярмарок, базаров...», написанная им в союзе со своими земляками В.В. Руженковым и В.И. Рогачевым. В ней неплохие пейзажи Гадаева, автопортрет и портрет знатного портного — его деда Василия Никифоровича Драгунова.
— Виктор Александрович, да ты еще и художник! — удивился автор этого материала, знакомый с поэтом более 20 лет.
— Ну да, художник... от слова «худо», — отшутился он.
В юном возрасте Виктор Гадаев писал пейзажи окрестностей села, портреты своих земляков. Однажды дед Василий шутливо возмутился: «Всех рисуешь, а меня?». Виктор охотно согласился написать, а дед сделал серьезное лицо, хотя человеком он был веселым. Так серьезным и вышел на картине. А после окончания средней школы молодой человек вопреки желанию отца решил поступить в художественный институт. Александр Федорович хотел, чтобы сын продолжил дело отца — стал вальщиком, а учиться на художника не имело смысла. Сын и так мог нарисовать десятирублевку с портретом деда или отца вместо изображения Ленина. Куда уж больше и лучше? Однако сын не послушался и уехал в Москву.
Оценивали его картины ректор института Ф.М. Мадоров и знаменитый А.А. Дейнека, преподававший в те годы в «Суриковке». Работы абитуриента из Мордовии им понравились, однако согласились принять его лишь после окончания художественного училища. Так было принято в институте.
Вот, сволочь!
Нет, Виктор в училище не хотел, и он начал искать себя в чем-то другом.
Стихи Виктор Гадаев начал писать рано и тайно. Ему так и казалось, что они слабы, и чтобы не смешить людей, никому не показывал. К тому же у него рано сложилась репутация силача и живописца, что в селе не вязалось с реноме литератора. Ну, с профессией живописца Александр Федорович еще мог смириться: художник все-таки ближе к сословию ремесленников — люди могут и заплатить за хороший портрет, а какой болван раскошелится за стихи?! Да в Новотроицком почти каждая девка сочиняет частушки бесплатно.
Сын опять не послушался и начал писать открыто. Первые стихи опубликовал в газетах «Советская Мордовия» («Известия Мордовии»), «Советская Татария», в альманахе «Литературная Мордовия». Кстати, Виктор в Казани учился на курсах по офсетной печати, получив мудреную профессию колориста-пробиста, и некоторое время работал в типографии «Красный Октябрь».
Разумеется, после успеха его стихов в печати в 1963 году он подал документы в Литературный институт имени Горького. К сожалению Александра Федоровича, Виктор, преодолев космический конкурс, в институт поступил и начал заниматься в поэтическом семинаре именитого поэта, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда Егора (Георгия) Исаева и известного литературного критика Владимира Милькова. Им Виктор Гадаев и прочитал свою институтскую поэму «Рембрандт на постоялом дворе «Королевская корона». Егор Александрович прочитал поэму вслух перед курсом и восхищенно сказал о своем студенте: «Вот, сволочь, через малое передает большое. Это редко!».
Стихотворцы большей частью — народ завистливый, и они, как женщины, не любят, когда при них восхищаются другими поэтами. Однако не таким был однокурсник Виктора — будущий знаменитый поэт Николай Рубцов: в мужском междусобойчике в студенческом общежитии, на котором отсутствовал Гадаев, он высоко оценил работу своего поэтического собрата из Мордовии: «А неплохая у него получилась „Корона“, просто превосходная!».
Вдохновленный своим учителем и однокурсниками, Виктор побывал на родине художников Пластова, Рублева, Кустодиева... Поэтическими строчками он воспевал свою старую любовь — живопись и посвятил плеяде художников более30-ти поэм.
Магнитная сила земли
После окончания литинститута в 1969 году в Мордкизе вышла первая книга стихов и поэм Виктора Гадаева «Вечная мельница» с вступительной статьей его строгого учителя Егора Исаева. А потом пошли книга за книгой: «Свет отчего порога», «Праздники сердца», «Качка меда»...
Известный литературный критик Г.И. Горбунов писал о поэте: «Гадаев в далекой юности был озарен мыслью о чудодейственной силе магнитного притяжения. С годами эта сила ассоциировалась у него с понятием магнита-земли, ставшей для него главной точкой притяжения и определившей нерв поэтического движения». А в своей автобиографии поэт пишет: «Невидимая магнитная сила — это как озарение любви, любви к родному дому, к родной земле, любви к работе, к женщине — спутнице жизни, к жаворонку, звенящему над полем. Эта магнитная сила единит людей в народ. Без магнитной силы нет народа. Чувство народа во мне естественно, а не придумано».
Виктор Гадаев издал около двадцати книг, и все о земном магнетизме — о народе, частью которого является сам поэт. На днях ему исполнилось 70 лет. Поздравляем поэта и желаем ему дальнейших творческих достижений!
В конце минувшего года Глава республики подписал указ о присвоении Виктору Гадаеву почетного звания Народного поэта Мордовии.
Мал золотник...
Никто бы 50 лет назад в Новотроицке не сказал, что их земляк — Витя Гадаев — станет известным поэтом: его книги будут издавать в Москве, а стихи звучать по Всесоюзному радио. Для всех сельчан он был перспективным спортсменом-гиревиком и не менее перспективным живописцем. Новотроицк — село ярмарочное, а отец Виктора Александр Федорович был известным на всю округу мастеровым: изготавливал валенки. И не просто валенки, каковые снимают с конвейера, а модельные, мягкие и удивительно теплые, высочайшего качества. Честь мастера, или, как говорят сегодня, репутацию фирмы, соблюдал он строго, то же самое он повелевал своему подмастерью — сыну Виктору.
На ярмарках участвовал и Виктор. Точнее, его использовали земляки: приезжим сельчане предлагали пари — кто больше выжмет двухпудовую (32 кг) гирю. Глядя на субтильного юношу, ростом не более
Позже эта физическая подготовка не раз поможет ему в жизни. Однажды в Саранске ему понадобятся деньги, и Виктор Гадаев подрядится разгрузить вагон с дровами. Когда снял половину дров, подошла бригада грузчиков к соседнему вагону и, увидев одного работающего, покачали головами: «Тебе что, братец, жить надоело?» К концу дня он сильно устал, с него сошло семь потов, но работу закончил и пошутил по латыни: дескать, финис коронат опус — конец венчает дело. Соседи-грузчики одобрительно заметили: мол, мал золотник, да дорог.
Позже, работая в типографии «Красный Октябрь», когда не хватало грузчиков, он не раз выгружал вагоны с бумажными рулонами. Не всякому под силу поставить на попа (вертикально) рулон в 250 кг, а он умел.
Художник от слова «худо»
А еще будущий поэт хорошо писал маслом и акварелью, мечтал об учебе в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. В пятнадцать лет на копию картины Рембрандта он потратил всего месяц. Писал и собственные картины. В прошлом году вышла книга о родном селе поэта «Край отшумевших ярмарок, базаров...», написанная им в союзе со своими земляками В.В. Руженковым и В.И. Рогачевым. В ней неплохие пейзажи Гадаева, автопортрет и портрет знатного портного — его деда Василия Никифоровича Драгунова.
— Виктор Александрович, да ты еще и художник! — удивился автор этого материала, знакомый с поэтом более 20 лет.
— Ну да, художник... от слова «худо», — отшутился он.
В юном возрасте Виктор Гадаев писал пейзажи окрестностей села, портреты своих земляков. Однажды дед Василий шутливо возмутился: «Всех рисуешь, а меня?». Виктор охотно согласился написать, а дед сделал серьезное лицо, хотя человеком он был веселым. Так серьезным и вышел на картине. А после окончания средней школы молодой человек вопреки желанию отца решил поступить в художественный институт. Александр Федорович хотел, чтобы сын продолжил дело отца — стал вальщиком, а учиться на художника не имело смысла. Сын и так мог нарисовать десятирублевку с портретом деда или отца вместо изображения Ленина. Куда уж больше и лучше? Однако сын не послушался и уехал в Москву.
Оценивали его картины ректор института Ф.М. Мадоров и знаменитый А.А. Дейнека, преподававший в те годы в «Суриковке». Работы абитуриента из Мордовии им понравились, однако согласились принять его лишь после окончания художественного училища. Так было принято в институте.
Вот, сволочь!
Нет, Виктор в училище не хотел, и он начал искать себя в чем-то другом.
Стихи Виктор Гадаев начал писать рано и тайно. Ему так и казалось, что они слабы, и чтобы не смешить людей, никому не показывал. К тому же у него рано сложилась репутация силача и живописца, что в селе не вязалось с реноме литератора. Ну, с профессией живописца Александр Федорович еще мог смириться: художник все-таки ближе к сословию ремесленников — люди могут и заплатить за хороший портрет, а какой болван раскошелится за стихи?! Да в Новотроицком почти каждая девка сочиняет частушки бесплатно.
Сын опять не послушался и начал писать открыто. Первые стихи опубликовал в газетах «Советская Мордовия» («Известия Мордовии»), «Советская Татария», в альманахе «Литературная Мордовия». Кстати, Виктор в Казани учился на курсах по офсетной печати, получив мудреную профессию колориста-пробиста, и некоторое время работал в типографии «Красный Октябрь».
Разумеется, после успеха его стихов в печати в 1963 году он подал документы в Литературный институт имени Горького. К сожалению Александра Федоровича, Виктор, преодолев космический конкурс, в институт поступил и начал заниматься в поэтическом семинаре именитого поэта, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда Егора (Георгия) Исаева и известного литературного критика Владимира Милькова. Им Виктор Гадаев и прочитал свою институтскую поэму «Рембрандт на постоялом дворе «Королевская корона». Егор Александрович прочитал поэму вслух перед курсом и восхищенно сказал о своем студенте: «Вот, сволочь, через малое передает большое. Это редко!».
Стихотворцы большей частью — народ завистливый, и они, как женщины, не любят, когда при них восхищаются другими поэтами. Однако не таким был однокурсник Виктора — будущий знаменитый поэт Николай Рубцов: в мужском междусобойчике в студенческом общежитии, на котором отсутствовал Гадаев, он высоко оценил работу своего поэтического собрата из Мордовии: «А неплохая у него получилась „Корона“, просто превосходная!».
Вдохновленный своим учителем и однокурсниками, Виктор побывал на родине художников Пластова, Рублева, Кустодиева... Поэтическими строчками он воспевал свою старую любовь — живопись и посвятил плеяде художников более
Магнитная сила земли
После окончания литинститута в 1969 году в Мордкизе вышла первая книга стихов и поэм Виктора Гадаева «Вечная мельница» с вступительной статьей его строгого учителя Егора Исаева. А потом пошли книга за книгой: «Свет отчего порога», «Праздники сердца», «Качка меда»...
Известный литературный критик Г.И. Горбунов писал о поэте: «Гадаев в далекой юности был озарен мыслью о чудодейственной силе магнитного притяжения. С годами эта сила ассоциировалась у него с понятием магнита-земли, ставшей для него главной точкой притяжения и определившей нерв поэтического движения». А в своей автобиографии поэт пишет: «Невидимая магнитная сила — это как озарение любви, любви к родному дому, к родной земле, любви к работе, к женщине — спутнице жизни, к жаворонку, звенящему над полем. Эта магнитная сила единит людей в народ. Без магнитной силы нет народа. Чувство народа во мне естественно, а не придумано».
Виктор Гадаев издал около двадцати книг, и все о земном магнетизме — о народе, частью которого является сам поэт. На днях ему исполнилось 70 лет. Поздравляем поэта и желаем ему дальнейших творческих достижений!
«Известия Мордовии»