«Бомбилы» или легальные перевозчики: кто хозяйничает на автовокзалах Мордовии?

16.12.2016 10:01

Фото: Олег ЕРЕМИН

«Чурчхела, пахлава, пирожки домашние...» - ничто вам не напоминает? А вот я, приехав на саранский автовокзал за билетом, почему-то сразу вспомнила южные пляжи и назойливых зазывал. Только предлагают здесь не продукты, а рейсы. Да так настойчиво, что семенящая впереди меня бабушка даже не успевает дойти до кассы. Чуть замешкавшуюся женщину на моих глазах выводят буквально «под белы рученьки».

Усатые и безусые, блондины и брюнеты, молодые и не очень - атака бомбил, а как вы догадались, речь идет именно о них, начинается на входе в автовокзалы и автостанции и заканчивается прямо у окошечка билетных касс. На сегодняшний день нелегальные пассажирские перевозки занимают довольно большую долю рынка автоперевозок России. Не обошла эта проблема стороной и Мордовию. По не­официальным данным, только на территории саранского автовокзала работает до 700 нелегалов-перевозчиков. Сколько их катается по республике, одному Богу известно.

На свой страх и риск

Улыбающийся во все 32 зуба мужчина представляется просто Владимиром, но не факт, что это имя настоящее. Другие пассажиры, которые сегодня, завтра и послезавтра сядут в его машину, перед поездкой вряд ли поинтересуются даже этим. О том, в каком состоянии находится транспорт и сам водитель, тем более никто не спросит. Так и поедут. На свой страх и риск.

Владимир - нелегал, у него не заключен договор об использовании инфраструктуры автовокзала, тем не менее, он находится здесь с утра и до вечера. На все претензии сотрудников у него найдется куча оправданий: он встречает племянницу (тетю, сестру, троюродного кореша двоюродного племянника). Не придерешься. Все-таки не первый год работает.

- А что они могут сделать? - усмехается он. - Только объявить по громкой связи: «Убедительная просьба не пользоваться услугами нелегальных перевозчиков». Мне-то что, пусть объявляют.

Также уверенно он чувствует себя и на дорогах. Если его остановят сотрудники ГАИ, «отмазка» будет той же самой. И сидящие в салоне пассажиры, скорее всего, подтвердят, что они приходятся ему родственниками. Есть люди, которые принципиально не ездят с бомбилами, но найдется немало и тех, кто, не задумываясь, воспользуются их услугами. Иначе никто бы этим не занимался.

Нечестная конкуренция

Между тем, официальные перевозчики давно бьют тревогу. Их маршруты становятся нерентабельными, а некоторые и вовсе закрываются. Нелегалы в наглую перехватывают потенциальных пассажиров у добросовестных перевозчиков, передвигаясь по маршруту регулярных автобусных сообщений. При этом оккупируют не только автовокзал и автостанции. На ул. П.Морозова они ожидают тех, кто едет в сторону Рузаевки, Ковылкина и Инсара, у роддома (остановка «Чамзинская») - в направлении Чамзинки и Атяшева, у Республиканской больницы подхватывают тех, кому нужно попасть в Краснослободск, Торбеево, Зубову Поляну.

Александр Праведнов, водитель одного из автобусов, признается: легальные перевозчики не раз писали письма и в ГИБДД, и в Минтранс, просили разобраться с недобросовестными конкурентами, но они, как в басне у Крылова, и ныне там – у автовокзала.

- Мы не против конкуренции, не против таксистов и других перевозчиков, но на равных условиях, - говорит Александр. - Мало того, что бомбилы незаконно уводят пассажиров прямо из-под носа автобусов, так они еще стараются и выезжать в одно и то же время с нами. Из-за сложившейся ситуации водители находятся в постоянном напряжении. Хотели даже забастовку устроить, пару дней не выйти на маршруты, но потом передумали, решили не подставлять пассажиров.

Личный выбор

Между тем, пассажиры сами подставляют себя. Пользуясь услугами нелегального перевозчика, они, в первую очередь, рискуют собственной жизнью. Ведь бомбилы не проходят перед рейсом медицинский осмотр и контроль транспортного средства, а значит, нет никакой гарантии, что их автомобили исправны, а сами водители опытны и трезвы. Кроме того, нелегалы работают без разрешения, а, значит, не платят налоги, которые в конечном итоге идут на строительство дорог, на содержание городской инфраструктуры (в том числе автостанций), на выплату заработной платы бюджетникам и т.д.

Понятно, ездить с профессионалами или с частниками - это личный выбор каждого пассажира, но почему же люди пользуются столь опасным видом перевозки? Неужели из-за сэкономленных 50 рублей? Тогда задумайтесь, за чей счет создается эта разница в цене? Не за ваш ли? Именно за ваш! В этой стремительной погоне за личным обогащением крайними остаются пассажиры.

Садясь в автомобиль к нелегалу-перевозчику, каждый должен понимать, что он не застрахован от несчастного случая.

И если после очередной поездки вы вдруг окажетесь на больничной койке (тьфу-тьфу, конечно), нелегальный перевозчик не возьмет на себя оплату медицинских услуг.

Право на получение страховой суммы в случае ДТП дает только билет, купленный в кассе автовокзала.

Мнение

Алексей Барабанов, заместитель Председателя Государственного комитета РМ по транспорту:


- Для эффективной борьбы с нелегальными перевозчиками нужно, прежде всего, ликвидировать пробелы в законодательстве - ужесточить ответственность, увеличить штрафные санкции. Сейчас в случае нарушений водители-нелегалы рискуют 5 тысячами рублей. И то, если еще их поймают. Поэтому одними штрафами без усиления контроля со стороны правоохранительных органов с этой проблемой не справиться.


Наталья СИЛЬВЕСТРОВА

«Известия Мордовии»