Музей Эрьзи наполнится воздухом и светом Диффинэ-Кристи
26.11.2016 08:21

К сожалению, имя удивительного российского живописца Валентины Диффинэ-Кристи долгое время не было знакомо широкой общественности. Стиль её творчества знатоки определяют как «духовный импрессионизм», что в пору агрессивного атеизма и активно насаждаемого соцреализма послужило главной причиной для официального непризнания. Однако полотнам вовсе не присущ дух ортодоксальной религиозности, но они отличаются удивительной насыщенностью и светом и воздухом, при этом вполне реалистичны. В юности художницу обвиняли в формализме, и даже исключили из института, но потом восстановили. Сама Валентина Михайловна неоднократно подчеркивала, что в своем творчестве она не фантазирует, а действительно видит мир таким. Что закономерно: насколько светел человек, настолько светло он воспринимает и мир.
Хотя жизнь Валентины Михайловны не была исключительно радостной и безоблачной. Родилась она в 1918-ом. Совсем юной поступила в Московское художественное училище Памяти 1905 года. Там познакомилась с будущим мужем Евгением Диффинэ, имевшим французские корни и уже в ранней молодости поражавший всех своей творческой неординарностью.
Они оба учились у Сергея Герасимова. Поженились в 1938 году, вскоре у них родился сын, которого назвали Константином – в честь любимого художника Константина Коровина. Но семейному счастью помешала война. Молодых супругов Диффинэ, в ту пору учившихся уже в Суриковском институте вместе с крохотным сыном, другими студентами и преподавателями из Москвы эвакуировали в Самарканд. Полуголодное существование в антисанитарных условиях подорвало здоровье Евгения, и в 28 лет он скончался от тифа. От депрессии Валентину тогда спасло только творчество.
В 1943 году она вернулась в Москву. Поселилась с ребенком в тесной коммунальной квартире отца (профессора института имени Баумана), где, кроме неё, обитала семья из восьми человек. У овдовевшей молодой матери-одиночки не было ни мастерской, ни официального статуса художника, никакой постоянной зарплаты. Но Валентина, к тому времени подписывавшая свои произведения двойной фамилией, взяв вторую своего отца – Кристи, продолжала упорно работать.
Как и подавляющее число современников, она выполняла идеологические заказы, писала Лениниану, гражданскую войну с народным героем Чапаевым, заводскую и колхозную жизнь, но при этом не изменила своему стилю. Среди ее полотен пейзажи, натюрморты портреты. Однако написанные Диффинэ-Кристи портреты поражают не внешней формой, а глубиной внутреннего состояния. На лицах её фрезеровщиков и слесарей нет стахановских победных выражений, они задумчивы и даже грустны. Это просто люди – со своими сомнениями, переживаниями, со своим внутренним миром. Она выезжала на колхозные поля, на заводы. Тем не менее, начальники не переставали её упрекать за неугодные импрессионистические мотивы, долго обвиняли в формализме.
Живя памятью о муже, и имея какую-то закрытую от других с ним связь, Валентина Михайловна все более отрывалась от земных забот и интересов, что невольно отражалось в её творчестве. И этот полет духа отражался в её живописи последнего периода, совершенно лишенного возрастной немощи, но окрашенного предельной честность перед собой и окружающими.
Лишь после кончины Валентины Диффинэ-Кристи, её работы оказались востребованы. Её картины хранятся в музейных собраниях, в том числе - Государственной Третьяковской галерее, а также в частных коллекциях. С 2011 года персональные экспозиции художницы начали показываться в разных регионах России.
А зрителям Саранска впервые представится возможность ощутить чудесную, непередаваемую никакой суперфототехникой, силу искусства живописи Валентины Диффинэ-Кристи. Её выставка откроется в главном корпусе Музея Эрьзи 2 декабря.
Мила МЕЛЬНИКОВА
«Известия Мордовии»