Ичалковский район первым в Мордовии ввел пятидневку во всех школах

18.10.2016 17:09

Фото: Ольга КИРЕЕВА

Мечта многих поколений школьников постепенно сбывается. О том, чтобы отменить уроки по субботам, говорили и десять, и двадцать лет назад. И вот пятидневка вроде бы входит в наши школы. В Саранске пока осторожничают: в этом учебном году пятидневку ввели только 34 из 43 школ, и только для начальных классов. А в Ичалковском районе пошли дальше: суббота стала неучебной во всех 16 школах, с 1 по 11 класс. 

Благодаря переходу на пятидневку у учеников Оброченской школы в этом году в расписании появился седьмой урок. Не каждый день и не у всех. Но прежде семи уроков вообще не было. Правда, начало занятий сместили на 15 минут: первый урок теперь не в 8.30, а в 8.15. Школьный автобус, везущий детей из Троицкого, Атманки, Ульянки, Новых Ичалок, поселка РТС, сменил расписание. А тем, кто садится на рейсовый автобус, стало даже удобнее: в Оброчное он приезжает около восьми, раньше детям приходилось ждать начала уроков целых полчаса.

- Из-за того, что субботних занятий теперь нет, учебный план сократился на три часа: вместо 37 часов в неделю у старшеклассников - 34. Но за счет чего произошло это сокращение? Есть инвариантная часть учебного плана, обязательное число уроков, которые педагог должен провести в конкретном классе, - это заложено в федеральных стандартах. Сокращать эту часть мы не имеем права, и она осталась неизменной. А есть вариативная часть – то, что сверх обязательной программы, - поясняет завуч Оброченской школы Татьяна Егорова. - Добавляет ли педагог дополнительные часы и в каком объеме – определяется совместно с администрацией школы. Вот за счет этой части мы и убрали три часа в неделю. Это элективные курсы, факультативы, курсы по выбору: кто- то занимается на элективе по физике, кто-то – по английскому языку. И они у нас остались. Но общий объем элективных часов стал немного меньше.

- Прежде чем перейти на пятидневку, мы обсудили это и на родительских собраниях, и в педколлективе, - говорит директор школы Вера Шарова. – Были аргументы в пользу пятидневки и за учебную субботу. Но мы решили, что главное - здоровье наших детей. Год назад перевели на пятидневку все начальные классы, а теперь – и остальные.



По семь уроков в школе бывает только дважды в неделю: у седьмого и восьмого классов. В Ичалковской школе седьмой урок есть в пяти из четырнадцати классов. И там занятия начинаются по-прежнему в 8.30. Седьмой урок заканчивается в 14.20. Но и ставят последним уроком такие предметы как труд, физкультура, история культуры Мордовского края. Предметы, безусловно, важные, но все-таки не требующие такого напряжения ума, как математика или русский язык. Все-таки на седьмом уроке сосредоточиться уже сложно…

- Просьбы родителей о переходе на пятидневку поступали давно. Все жаловались на то, что дети устают, не успевают отдохнуть, и вообще родители мало видятся с детьми, - говорит директор Ичалковской средней школы Алексей Зубанов. - Учителя легко согласились с пятидневкой. У них было одно переживание – не отразится ли это на зарплате. Зарплата не уменьшилась. Те, у кого сократились элективные курсы, получили нагрузку внеклассной работой, чтобы сохранить ставку.

- Не будем лукавить: все равно суббота не полноценный учебный день. Кому-то нужно в больницу или вместе с родителями съездить на рынок, покупать вещи. В городских школах многих детей отпрашивают на субботу. На выходные они вместе с родителями уезжают в деревню: нужно навестить бабушек-дедушек, помочь им. Мы это видим, они сюда, к нам приезжают, - дополняет Т.Е. Егорова.

- А я никогда не понимала, почему все отдыхают два дня в неделю, а учителя только в воскресенье, - недоумевает учитель из Ичалок Елена Некаева. – Я преподаю русский язык и литературу. Да, у меня был методдень. Но ведь я еще и классный руководитель, и не могу оставить учеников, этот день я все равно проводила в школе. А мне нужно заниматься самообразованием. Да и семье хотелось уделять больше внимания. В этом сентябре по субботам с мужем и дочкой мы ездили в Саранск, в лыжно-биатлонный центр. Наша семья любит активный отдых.

- Кроме того, неучебная суббота экономит бюджетные средства, - добавляет А.Н. Зубанов. - Школьный автобус, отопление, электричество, обеды – мы на всем экономим. Хотя именно такую цель не ставили при переходе на пятидневку. Главное – сделать так, как лучше, полезнее для ребенка.



Забота о здоровье детей – во главе угла, это понятно. Но уж кого бы щадить, но только не одиннадцатиклассников. Для них настал ответственный и, бесспорно, напряженный период – подготовка к ЕГЭ. Им бы сейчас учиться, учиться, учиться, а у них, как у всех – дополнительный выходной.

- Но ведь к ЕГЭ ученик должен готовиться на протяжении всех одиннадцати лет учебы в школе, а не за один год, не за день до экзамена, - говорит начальник районного управления образования Надежда Арбузова.

Наталья Климентьевна Куклева, которая ведет русский язык в выпуском одиннадцатом классе (по ее предмету – обязательный для всех экзамен), оппонирует:

- В выпускном классе – усиленная подготовка. И у нас даже стало больше часов. За счет электива в одиннадцатом классе мы добавили один час русского языка, и всего у них три урока в неделю, а не два, как было раньше.

Вот как получается: общее число уроков в неделю стало меньше, а по конкретному предмету – больше. Если грамотно подойти к составлению расписания, расставить приоритеты, то ученики в минусе не окажутся.

- И то, что у одинадцатиклассников суббота не учебный день – тоже плюс для учебы, - продолжает Куклева. – Я даю им задания повышенной сложности, они самостоятельно выполняют их, на Интернет-сайтах проходят пробные тесты. Просто делают это в удобное для себя время, режим дня строят сами. И это оказывается продуктивнее. 

Мамы — за! 



Валентина Дупленкова (дочь Вика — в 7 классе):

- Я всегда считала, что у меня болезненный ребенок. Простудные заболевания у дочери были постоянно. Но в этом году она не пропустила ни одного урока. Не болеет, хотя опасный сезон уже настал. Я это связываю исключительно со сменой режима. Я вижу, что дочь имеет возможность отдохнуть и полноценно подготовиться к новой учебной неделе. Дело в том, что Вика занимается и в музыкальной школе, три раза в неделю, в том числе по пятницам, ездит из Оброчного в райцентр. Она играет на баяне, у дочки есть первые успехи, и я, конечно, рада за нее. Но после музыкальной она возвращается в шесть часов вечера – к концу недели уже без сил. И раньше в таком состоянии ей нужно было еще готовить уроки на субботу. Теперь она устает не меньше, но в пятницу имеет возможность полностью расслабиться, в субботу у нее – полноценный выходной, который она проводит за домашними делами, с подругами, с бабушкой, а в воскресенье выполняет домашние задания к понедельнику. Понедельники мы теперь воспринимаем позитивно!

Анна Ястребова (сын Олег — в 5 классе):

- Пятидневка у нас была уже в прошлом году, в четвертом классе, а во втором и третьем - шестидневка. Конечно, теперь у ребенка заметно больше свободного времени. Он учится в спортивном классе, посещает лыжную и футбольную секции, а еще занимается робототехникой – на все его хватает. По субботам он делает уроки на понедельник, а в воскресенье посещает воскресную школу при храме - это было его желание, и я поддерживаю такое стремление. Просто он все успевает и не устает.

От имени школьников



Ученица 10 класса Ичалковской школы, заместитель председателя совета старшеклассников Ангелина Муромцева:

- Мы все так обрадовались пятидневке! Я живу в поселке РТС, езжу в школу на рейсовом автобусе, а по субботам он ходит позже обычного, и я всегда опаздывала. Сейчас проще, я не пропускаю занятия. В моем классе много спортсменов-лыжников, их по субботам часто брали на соревнования. Так что они все равно не учились. Теперь по субботам я, конечно, занимаюсь домашним делами, помогаю родителям. Но чаще всего этот день посвящаю делам совета старшеклассников – недавно, например, мы готовили день самоуправления. А еще могу спокойно готовиться к олимпиаде: я иду на олимпиаду по литературе, русскому и английскому языкам.

Даешь субботу!

Очень хотелось найти хотя бы одного человека, недовольного пятидневкой. И вот они гурьбой вышли мне навстречу. Шестиклассники Оброченской школы после работы в теплице возвращались в классы. Шли с перемазанными землей руками и с довольными улыбками на лицах. Спрашиваю про пятидневку.

- Класс! – в этом они единодушны.

- А кто бы согласился опять ходить в школу по субботам?

- Я! И я! Да! Я тоже! – наперебой галдят дети.

Мы не сразу поняли друг друга. Оказывается, ходить в школу ребята хотят, «но только чтобы уроков не было». Петь, плясать, заниматься в спортивных секциях, играть в командные игры - класс на класс, мальчишки против девчонок. Вариантов – масса.

- Для нас это важный сигнал. Все-таки дети устают не от школы, а от учебы, - комментирует Н.А. Арбузова. – Как и планировали изначально, спустя какое-то время мы проведем анкетирование среди учителей, учеников и их родителей, будем изучать и анализировать отзывы о пятидневке. Но вот дети уже подсказали нам: если они хотят по субботам встречаться в школе, то так и нужно сделать. С другой стороны, они подтверждают, что сократить учебные дни было правильно.

 


Татьяна НИКИТИНА

«Известия Мордовии»