85 лет исполняется высшему педагогическому образованию в Мордовии
28.09.2016 17:59

История высшего педагогического образования в Мордовии начала отсчет в 1931 году, когда по ходатайству руководства Мордовской автономной области Правительство РСФСР приняло решение о создании в Саранске агропедагогического института. Первый прием составил всего 226 человек, в том числе 116 - на дневном отделении.
Сегодня центром педагогического образования в республике стал МГПИ имени М. Е. Евсевьева. Для сравнения: в нем учатся более 6000 человек — не только жители Мордовии, но и приехавшие из других российских регионов, а также из Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других стран ближнего зарубежья. В его структуре 10 факультетов. Это единственный в регионе вуз, готовящий педагогические кадры, а также специалистов в области физической культуры и спорта. В отличие от многих педвузов страны, присоединенных к другим институтам или переориентировавшимся на подготовку специалистов других направлений, Мордовский пединститут сохранил свой статус и нацеленность на подготовку учителей.
У истоков – агровуз
Агропедагогический институт, созданный на заре Мордовской автономии, включал 4 отделения: историко-экономическое, физико-техническое, агро-химико-биологическое, политехническое. Ориентировался он на подготовку преподавателей школ колхозной молодежи. Были такие неполные средние школы, где кроме общеобразовательных дисциплин преподавали предметы сельскохозяйственной направленности: теоретический курс сельского хозяйства, производственное обучение, сельскохозяйственная практика.
Торжественное собрание, посвященное открытию в Саранске Мордовского агропедагогического института, состоялось 10 октября 1931 года. Первым директором института был назначен И. Г. Абросимов, мордвин, выпускник Саратовского коммунистического университета, имевший большой опыт работы школьным учителем.
Уже в 1932 году вуз был перепрофилирован в педагогический и стал называться Мордовский государственный педагогический институт. Агрономический профиль обучения был исключен, появились новые отделения: историческое, математическое, химическое, языка и литературы, биологическое.
Любопытно, что в институте издавалась газета «Мокш-эрзянь педвузовец», велась усиленная военно-физкультурная подготовка по линии Осоавиахима, ПВО. А сегодня Мордовский пединститут – республиканский центр тестирования–региональный оператор по сдаче норм ГТО. За 2 года в тестированиях по выполнению нормативов комплекса ГТО приняли участие около 300 преподавателей, аспирантов и сотрудников и более 2000 студентов вуза.
В довоенное время в институте сосредоточились передовые кадры научной интеллигенции: здесь работали литературовед, философ и культуролог М.М. Бахтин, языковед, фольклорист И.Я. Бондяков, краевед Д.И. Васильев, языковед, составитель словарей М.Н. Коляденков, мордовский лексикограф Н.Ф. Цыганов и другие.
Однако из-за плохого финансирования пединститут испытывал серьезные трудности материально-технического плана: нехватка мест в студенческих общежитиях, плохие бытовые условия, необеспеченность преподавателей жилплощадью, недостаток учебной литературы и оборудования, неквалифицированное медицинское обслуживание.
Сегодня – совсем другое дело. Три современных студенческих общежития признаны лучшими на всероссийских конкурсах. Они располагают двух- и трехместными благоустроенными комнатами, компьютерными классами, спортивными залами. Столовая и студенческие кафе есть в каждом учебном корпусе.
На 1937–1938 годы пришелся пик массовых репрессий, в том числе и в преподавательской среде института. К сентябрю 1939 года в институте имелась 31 вакансия...
А с началом Великой Отечественный войны студенты и преподаватели массово уходили на фронт. Временно пединститут был переведен в Темников, а его здание было передано в распоряжение Наркомздрава МАССР для размещения в нем госпиталя. Но к сентябрю 1944 года институт вернулся из эвакуации.
1962 год стал поворотным в истории высшего педагогического образования Мордовии. Был образован новый педагогический вуз, ректором которого назначен Н.Н.Молин.
В 1990-х годах, когда коллектив пединститута возглавлял В. М. Макушкин, в вузе была проведена существенная структурная перестройка, перечень специальностей становился все шире. В научных школах, созданных под руководством членов-корреспондентов РАО, профессоров Е. Г. Осовского и Г. И. Саранцева, шли исследования фундаментальных психолого-педагогических проблем образования и методических вопросов преподавания в высшей и общеобразовательной школе.
В мире 3D
Новый виток развития МГПИ им. М.Е.Евсевьева получил с созданием на базе вуза Мордовского базового центра педагогического образования, идея которого поддержана на федеральном уровне. Институт получил общественную аккредитацию Российской академии образования и имеет статус экспериментальной площадки РАО.
- Особое значение в работе со студентами мы придаем инновациям, формирующим и развивающим практические навыки будущих преподавателей, - говорит ректор МГПИ им. М.Е. Евсевьева В.В. Кадакин. - Поэтому уделяем пристальное внимание проведению занятий с использованием мультимедийных технологий, электронных источников информации, «проникающих» компьютерных технологий. У каждого студента есть возможность овладеть информационными технологиями, технологиями формирования здорового образа жизни и иностранными языками, что позволяет им активно включаться в инновационные процессы в самых различных профессиональных сферах.
Только за последние годы в вузе компьютерной и мультимедийной техникой оснащено и переоснащено более 90% аудиторного фонда. Действует лаборатория робототехники, 3D-лаборатория, оснащенные 3D-принтерами, виртуальными лабораторными обучающими программами, что позволяет готовить учителей будущего, способных преподавать в инновационных условиях.
Сегодня на базе Мордовского базового центра педагогического образования преподаватели, аспиранты и студенты продолжают вести экспериментальные научные исследования в рамках проектов по модернизации педагогического образования. Их цель – обеспечить подготовку педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Это позволит решить важнейшую задачу обновления и повышения качества педагогического корпуса общего образования.
В наши дни речь идет об укреплении имиджа вуза на международном уровне. Число зарубежных студентов, поступающих в МГПИ, с каждым годом увеличивается. Преподаватели и студенты института ежегодно проходят стажировки и производственные практики в вузах Германии, Финляндии, Ирландии, Греции, США, Великобритании, Республики Беларусь, Азербайджана, Армении.
Агропедвузу, 85 лет назад заложившему основу педагогического образования в Мордовии, набравшему тогда чуть более двухсот студентов, такие масштабы и не снились.
Татьяна НИКИТИНА
«Известия Мордовии»