Продуктовый шабаш

08.04.2009 14:24

На что можно нарваться при покупке продуктов
питания и заказе простейших блюд в ресторанах

Регулярные походы в магазин за продуктами неизбежны, как рассвет. Можно некоторое время прожить без новой рубашки или любимых духов, но вот без хлеба, соли, сахара, молока на обеденном столе вряд ли удастся обойтись хотя бы пару дней. И никакой экономический кризис не в силах на это повлиять. Но и торговец в сложные времена стал более изворотлив. Мы постарались выяснить, каким образом продавцы пытаются реализовать товар, на который падает спрос в период экономических трудностей, и как часто в кафе и ресторанах нас потчуют испортившимися продуктами.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

С начала 2009 года в результате проверок предприятий торговли Саранска специалистами Управления Роспотребнадзора по РМ была приостановлена реализация 70 кг грецких орехов, 60 л молочных продуктов, 40 кг рыбы, 40 кг консервов, 12 л безалкогольных напитков, 11 кг мясопродуктов, 6 кг птицепродуктов.

Супермаркеты вовсе не супер?

Собираясь накрыть стол для коллег по случаю своего дня рождения, жительница Саранска отправилась закупать продукты в супермаркет. Да не в какой-нибудь, а пользующийся популярностью и доверием у большого числа жителей нашего города. Каково же было ее удивление, когда, разрезав дорогостоящую горбушу, она увидела внутри белых червей. Женщина не стала возвращаться в магазин с требованием вернуть деньги, а просто выбросила несостоявшееся «украшение стола» на помойку. Впрочем, так поступают большинство граждан. И напрасно.

«Справедливости ради скажу, что реализация продуктов с истекшим сроком годности в крупных торговых сетях встречается реже, чем в небольших торговых точках с немногочисленным персоналом, — отмечает заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по РМ Елена Чумакова. — К примеру, недавно мы проводили проверку компании, управляющей достаточно крупной в Саранске сетью магазинов. В этой торговой сети продукция с истекшим сроком хранения была выявлена в небольшом количестве, хотя зарегистрировано множество других нарушений санитарных норм.

С начала этого года к нам поступило уже 14 жалоб на качество приобретенных продуктов питания. Одна из них — избыточное количество жидкости, выделяющейся при размораживании мяса птицы. Содержание жидкости не должно превышать 4% от массы продукта. При проверке в куриных окорочках было выявлено 18%-ное содержание жидкости. Это означает, что 100 граммов продукта содержит 18 граммов воды.

Спектр нарушений в предприятиях торговли в Саранске достаточно широк, — продолжает Елена Чумакова. — Распространенное нарушение — отсутствие фасовочных помещений. Сегодня многие предприятия торговли — супермаркеты — работают по типу самообслуживания. В их торговых залах предлагаются продукты, расфасованные сотрудниками супермаркета. При этом в большинстве супермаркетов отсутствуют фасовочные помещения для разных групп продуктов — кондитерских изделий, овощей, рыбы и прочих. Это необходимо для разграничения продуктов с разной степенью чистоты, для отделения сырых продуктов от готовых к употреблению. Как правило, супермаркеты выделяют большие площади под торговые залы, а подсобные помещения минимизируют».

Уловки продавцов, или промытые сосиски

На какие только уловки не идут продавцы, чтобы реализовать товар, на который падает спрос в период экономических трудностей! Способов здесь много, и никто официально о них не расскажет. Нашим экспертом стал человек, много лет проработавший в торговле и отлично знающий круговорот продуктов в магазине. Назовем ее Ирина. Она поделилась с нами некоторыми способами одурачивания покупателей.

«Можно оставить товар в магазине, попросту снабдив новыми сопроводительными документами. Это касается, к примеру, орешков в банках или соленых сухариков и других „долгоиграющих“ продуктов», — рассказывает Ирина. Каждый, кто работал в торговле, наверняка слышал или сам участвовал в процедуре стирания или заклеивания цифровых кодов с датой конечного срока реализации. Ирина рассказала, что сертификат качества пропускали через ксерокс, а затем с помощью печатной машинки пробивали новый срок годности.

Внешне все продукты выглядят привлекательно, но каким способом это достигается?! В мясном отделе сосиски и сардельки моют, чтобы убрать с кожуры жирный налет, копченую колбасу до блеска натирают растительным маслом, а застарелую вареную колбасу — специальной жидкостью, чтобы она выглядела розовой. «В одном из магазинов продавцы даже выстраивались в ряд: одна моет, другая протирает, третья аккуратно раскладывает. Просроченную сырую курицу обжаривают в гриле и продают еще дороже.

Заплесневелые овощи моют и сушат, с капусты снимают пожухшие листья, а испорченные ягоды раскладывают по корзиночкам, сверху прикрывая свежими и заворачивая в пленку. Не лучшим образом обстоят дела и в молочном отделе — сыр ежедневно заворачивают в новый целлофановый пакет, на котором указывается новый срок годности. Товары снимаются с продажи, только если ничего нельзя сделать с датой», — рассказывает Ирина.
Продолжает работать и еще одна проверенная на практике уловка продавцов, когда в первых рядах на прилавках выставлены продукты с истекающим сроком годности, а подальше — свежие продукты. Многие покупатели, не обращая внимания, берут сразу несколько упаковок и нередко прихватывают парочку просроченных.

Лимонад с мокрицей, хлеб с шурупом и колбаса с перьями
Как оказалось, случаев, когда в продуктах питания встречаются посторонние элементы, не счесть. «Чего только не находят граждане в купленных продуктах! Например, в куриной колбасе покупатели обнаруживали перья, кости, ногти, — вспоминает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РМ Галина Шемсутдинова. — А одна покупательница не заметила, как вместе с сахарным песком приобрела и речной».
Однако бывали находки и поинтереснее. Женщина, купившая банку консервов, представить себе не могла, что помимо кильки в томатном соусе ее дожидается еще и таракан. Вот это встреча! Другой покупатель в безалкогольном напитке обнаружил беззаботно плавающую мокрицу. «Посторонние включения в первую очередь связаны с нарушением технологии изготовления, переработки и условий хранения продуктов», — отмечает Галина Шемсутдинова.

И все же чаще других продуктов начиненной неожиданностями оказывается обыкновенная буханка хлеба. Об этом корр. «ВС» рассказала ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по РМ Людмила Поленова: «Только за минувший год к нам поступило около десятка жалоб по посторонним включениям в хлебе», — говорит Людмила Поленова. Как оказалось, в обыкновенной буханке хлеба покупатели находили гайки, саморезы, металлические окалины, бумажную этикетку, нити от мешковины и даже волосы, а в маленькой булочке был обнаружен таракан.

Последний случай произошел совсем недавно. Житель Саранска, ничего не подозревая, купил самую обычную буханку черного хлеба. Правда, обычной она оказалась только с виду. Разрезав ножом буханку, мужчина обнаружил внутри ржавый шуруп. Хорошо, что не успел отведать. Вот так сходил за хлебушком!

«На пищевом производстве существует специальная инструкция по непопаданию посторонних предметов в продукт, — объясняет Людмила Поленова. — В хорошей пекарне муку просеивают через мелкое сито, потом визуально и с помощью заградительных приборов проверяют тесто. На заключительной стадии оценивается несколько буханок из каждой партии — проверяются внешний вид, цвет, запах, вкус, хруст, наличие посторонних предметов в хлебе».
Кстати, за буханку с железной начинкой производителю угрожает штраф. Для индивидуальных предпринимателей (к примеру, частной пекарни) он составляет от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических лиц (крупный завод) — от 20 до 30 тысяч рублей.

Бывают и курьезные случаи. «Однажды к нам обратилась женщина, уверявшая, что она купила хлеб, в котором запечен мышиный хвост! Оказалось, это не что иное, как нить от мешковины», — вспоминает Людмила Поленова.

Поминки чуть не превратились в похороны

Ельниковский ресторан всегда пользовался среди местных жителей популярностью. Однако произошедший недавно инцидент поменял отношение сельчан к местному заведению общепита. 25 марта в ресторане во время поминок произошло массовое отравление 13 человек. Семеро взрослых и один ребенок прямо с поминок угодили в Ельниковскую ЦРБ с подозрением на кишечную инфекцию. «По предварительным данным, причиной массового отравления явилась некачественная продукция — рыба, — говорит прокурор Ельниковского района Сергей Филиппов. — Сейчас это выясняется. Взято значительное количество проб продукции, а также исследуется посуда, в которой готовились продукты питания. Скорее всего, причиной отравления стала рыба — жареная горбуша и сделанные из нее котлеты».
Прокуратура сразу же возбудила уголовное дело по двум статьям, связанным с нарушением сотрудниками заведения общепита санитарно-эпидемиологических норм и причинением вреда здоровью. Сотрудниками правоохранительных органов до окончания следствия опечатаны все помещения ресторана.

«Повара признали свою вину, — рассказывает Сергей Филиппов. — Они не соблюдали технологию приготовления — требовалось провести термообработку рыбы. Вместо этого горбуша была просто обжарена и подана к столу. Кроме того, рыба была закуплена без сертификата качества».
Если вина поваров будет доказана, несмотря на то что массовое отравление произошло по неосторожности, им грозит до 3 лет лишения свободы. Наказание ждет и руководителя местного ресторана.
Корр. «ВС» решил поинтересоваться, как обстоят дела с соблюдением санитарного законодательства у саранских предприятий общепита.
«Одно из самых частых нарушений на предприятиях общественного питания — несоответствие производственных площадей мощности предприятия, ассортименту готовящихся здесь блюд, — говорит Елена Чумакова. — Производственные помещения используются не по назначению. В одном помещении обрабатываются и овощи, и мясо, и рыба, готовятся холодные закуски. Таким образом, продукты с разной степенью готовности и загрязнения попадают в одно производственное помещение. Это грубое нарушение санитарного законодательства.

Сегодня существует множество предприятий, которые, рекламируя свои услуги, позиционируют себя как кафе. В действительности условия, созданные для приготовления пищи в них, соответствуют условиям закусочных: производственные площади по размерам сравнимы с домашней кухней. Повара ополаскивают руки, а также моют овощи, фрукты, кухонную и столовую посуду в одной и той же раковине. В таких условиях микроорганизмы из посуды, которой пользовались не совсем здоровые посетители кафе, могут перекочевать на кухонную посуду и инвентарь для приготовления блюд следующим клиентам. Кроме того, работники общепита не всегда проходят медосмотр вовремя. А в некоторых кафе персонал допускался до работы и вовсе без медосмотра.

Нередко нарушения происходят в тех кафе и ресторанах, где блюда готовятся по мере спроса. В этом случае необходимо записывать время приготовления основных полуфабрикатов — например отварного мяса. Иначе невозможно установить, когда и что было приготовлено. К примеру, мясо могло быть отварено заранее, а подано к столу спустя несколько дней, по требованию клиента».

Чем докажете?

Для того чтобы восстановить справедливость, понадобится хорошая доказательная база. «Сохраняйте чек и упаковку от товара, — советует читателям „ВС“ Елена Чумакова. — Если вы отравились испорченным магазинным продуктом или продукцией общепита, нужно обращаться за медицинской помощью. Вам поставят диагноз, сделают анализы и выяснят, что именно послужило причиной недомогания. В этом случае у вас будет медицинская справка». Кстати, по всем фактам продажи некачественных продуктов питания потребители могут обращаться по телефону 24—25-21.

Елена БУДАНОВА (”ВС”, № 14)

«Вечерний Саранск»