Мордва и в Татарстане хранит заветы предков
25.11.2009 20:26
Фестивали мордовской культуры в Татарстане проходят уже не впервые благодаря деятельной активности мордовской диаспоры и всесторонней помощи Госкомитета по национальной политике, Минобразования и Минкультуры РМ. В этом году Дни Мордовии проводились в рамках подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами России и обрели более масштабную значимость.
В Татарстане проживает около 30 тысяч человек мордовской национальности. Помимо Казани и крупнейших городов (Набережные Челны и Нижнекамск), местами компактного проживания мордвы являются Лениногорский, Бугульминский, Тетюшский районы.
Лениногорцы дорожат мордовской культурой
Лениногорский район Татарстана славится большим количеством эрзянских сел, жители которых чтят традиции предков и бережно хранят мордовский язык. Лениногорск расположен на юго-востоке республики в Предуралье. Гостям из Мордовии пришлось преодолеть 12-часовой путь, и с дороги — сразу на сцену, открыв праздник гала-концертом с участием самодеятельных лямбирских исполнителей и народной артистки России и РМ Александры Куликовой. Зрители и местные артисты с нетерпением ждали приезда гостей, встретив их своей концертной программой и громкими аплодисментами. Приехали ансамбли даже из Бугульминского района. Звучали песни на русском, мордовском, татарском и чувашском языках.
Возродить и обогатить
У лениногорской мордвы сложился свой диалект, но жители стремятся изучить культуру своего народа, узнать особенности языка, возродить древние традиции. Они общались с гостями и с радостью принимали в подарок книги о Мордовии. Особенно привлекла экспозиция декоративно-прикладного творчества. Преподаватели и студенты Института национальной культуры МГУ им. Огарева провели мастер-классы по вышивке и резьбе по дереву.
Мордовская Кармалка хранит эрзянский язык
Делегация из Мордовии посетила село Мордовская Кармалка, 92% населения которого — эрзя. Многие пишут стихи и песни на эрзянском языке и выразили желание публиковаться в печатных изданиях Мордовии. Одни успели сами побывать в Мордовии, у других дети учатся в мордовских вузах. В местной школе преподают не только татарский, но и мордовский язык.
- Мы обязательно поддержим такое отношение к родному языку, — отметил председатель Госкомнаца РМ Александр Лузгин. — Мордовия выделит 20 тысяч рублей на оборудование в школе специального класса эрзянского языка и окажет содействие в пополнении библиотеки книгами о мордовской культуре и языке.
Эрзянский праздник в Татарстане
Эрзянский праздник в Татарстане
По легенде около ста лет тому назад в селе появился дед-отшельник, поселившийся у родника, вода из которого по поверьям до сих пор исцеляет людей. Звали его Балтай. Уставший от одинокой жизни после окончания весенних полевых работ он решил развеселить детей и нарядился медведем. Так родился праздник «Балтай», который справляют в первый выходной после Троицы.
В этот день по обычаю наряжают «медведей», водят их по улицам, распевая мордовские песни.
Этот праздник — уникальный и нигде больше даже в Мордовии не сохранился. В 2009 году «Балтай» проходил в шестой раз в статусе республиканского праздника мордовской культуры и объединил представителей мордвы из Черемшанского, Лениногорского, Альметьевского, Бугульминского районов Татарстана.
Подписано соглашение
Глава Лениногорского района Рягат Хусаинов и заместитель Главы Лямбирского района РМ по социальным вопросам Михаил Левин подписали соглашение о дальнейшем экономическом сотрудничестве. Впервые делегация из Мордовии посетила Лениногорск еще в 1992 году. Теперь эти встречи стали регулярными.
Есть мордва в Тетюшских селеньях
На территории Тетюшского района Республики Татарстан на протяжении нескольких веков мирно соседствует четыре народа — русские, татары, мордва и чуваши. Девиз «Все мы — Россия!», под которым по всей стране проходят Дни Республики Мордовия, здесь как нигде актуален.
Мордва пришла в Тетюши из Рязанской области в 17 веке. Заветы предков помогли небольшой мордовской общности не раствориться в других народностях и сохранить свою самобытную культуру. Тетюшской мордве есть кем гордится, на кого равняться — немало выходцев из диаспоры стали именитыми учеными, врачами. Тетюшская земля подарила стране двух Героев Советского Союза мордовского происхождения.
Сегодня на территории Тетюшского района проживает более 10% всей мордвы Татарстана — около 3,5 тысячи человек. И все они бережно хранят свою культуру.
Душа просит песен!
Во время торжественного открытия Дней Мордовии в Тетюшском районе представителям администрации района и работникам образования были вручены дипломы от Госкомнаца РМ и Поволжского центра культур финно-угорских народов за вклад в сохранение и развитие самобытной мордовской культуры.
Далее зрителей ждала насыщенная концертная программа. Первыми на сцену вышли татарские мордовочки из ансамбля «Валда вайме». Продолжили концерт артисты Мордовской государственной филармонии и Фолк-арт группа «Морденс».
На Дни Мордовии — всем районом!
«Чем дальше с глаз, тем ближе к сердцу», — гласит народная мудрость. Мордва из диаспоры едва ли не больше ценит редкие возможности поговорить на мокшанском и эрзянском языках, послушать мордовские песни, чем мы, живущие в родной республике. Потому празднование Дней Мордовии в Тетюшском районе стало настоящим событием.
Уже в фойе гостей ждал сюрприз — презентация выставки декоративно-прикладного творчества «Золотые руки мастеров».
Тем временем работники культуры и образования Татарстана и Мордовии за «круглым столом» обсуждали проблемы, стоящие перед мордовским народом.
Урюмские сапожники без сапог
Мокшанское село Урюм, в котором проходили мероприятия второго дня празднеств, встретило гостей из Мордовии душевно. «Здесь как дома…» — повторяли члены делегации. Повсюду слышится родная речь, с хлебом солью встречают мордовочки в национальных костюмах, где-то совсем рядом репетирует свое выступление урюмский ансамбль «Умарина».
Население села Урюм — 566 человек. 504 из них — мордва. У урюмцев собственный неповторимый диалект — этакая смесь мокшанского и эрзянского. Существование на татарской земле маленькой Мордовии — самобытной и уникальной — казалось почти чудом.
На концерт в местный клуб пришли загодя. Дети в национальных костюмах от скуки начали петь знакомые мордовские песни.
Каково же было удивление членов мордовской делегации, когда они узнали, что ребята, с колыбели слышащие мордовскую речь, разговаривающие и думающие на мокшанском, не изучают родного языка в школе!
Родной язык — в каждое мордовское село!
Но для того и проводятся такие выезды в места с компактным проживанием мордвы. На семинаре «Родной язык и этнокультура в учреждениях образования в местах компактного проживания мордовского населения» главным на повестке дня стоял вопрос об изучении родного языка. И если до семинара у кого-то оставались сомнения по этому поводу (сложно перестроить учебный план, большая нагрузка для учеников), то по его окончанию они полностью рассеялись.
По итогам семинара было принято решение — ввести преподавание родного для урюмцев языка в школьную программу с первого по четвертый класс.
«Известия Мордовии»