Мордовия с замиранием сердца смотрит фильм-катастрофу «2012»

25.11.2009 16:23

Режиссер Роланд Эммерих не зря потратил 260 млн. долларов. По масштабам разрушений в кадре, спецэффектам и зрелищности его новый фильм «2012» превосходит все, что мы видели. В «Дне независимости» мастер пугал нас нашествием инопланетян. В «Послезавтра» затопил и заморозил планету, но сохранил человечество. В новой картине людям не оставлено ни малейшего шанса на спасение (за исключением избранных толстосумов). На глазах потрясенного зрителя гибнет все и вся. Вопрос: во имя чего?

Жестокая сказка

…Ничто не предвещало беды, пока не начался конец света, якобы назначенный индейцами майя на 2012 год. За три года до этого сильнейшая магнитная буря на Солнце выбрасывает на Землю потоки «нейтрино», под воздействием которых начинает нагреваться ядро планеты. Узнав об этом от самоотверженного ученого (конечно, афроамериканца!), мировые лидеры разрабатывают план спасения избранной части человечества. В глубокой секретности (всех, кто пытается предупредить мир об опасности, убивают спецслужбы) в Китае строятся четыре гигантских ковчега. На них можно купить билеты — миллиард евро за место для одного пассажира! Тем, у кого нет таких денег, придется погибнуть или бороться за спасение своей семьи — как делает это писатель Джексон (Джон Кьюсак), случайно узнавший об Армагеддоне.

Зритель не успевает сказать: «Что за бред?» На экранах разверзается ад. Континенты ломают землетрясения! Целые города рушатся в бездну, долины превращаются в вулканы. То, что уцелело, накрывает цунами вышиной в полтора километра! Фильм недаром не рекомендуется смотреть детям до 13 лет. В некоторых российских кинотеатрах на премьере «2012» в голос рыдали девушки. В Саранске на глазах женщин, сидевших рядом со мной в кинозале, стояли слезы… Они знали, что это сказка. Но насколько жестокая сказка!

Боксер Карпов и команда суперменов

Фильм уже ругают за штампы и в один голос хвалят за спецэффекты. От них и вправду перехватывает дыхание: нельзя равнодушно смотреть на то, как тысячи людей погибают в Риме, Париже, Нью-Йорке. Гигантская волна захлестывает Вашингтон. Гавайи пылают как один громадный костер. Само собой, при такой грандиозности режиссерского замысла нельзя обойтись без мелких глупостей. Вот на большой скорости лимузин проезжает сквозь падающий небоскреб. Каково? А что стоит фамилия одного из второстепенных героев — русского олигарха (!), бывшего боксера Юрия Карпова? Ну а главные герои… Как и положено, это супермены. Скромный чернокожий ученый становится новым неформальным лидером американцев взамен их погибшего президента (тоже афроамериканца). Джон Кьюсак не горит в огне, буквально не тонет в воде и умудряется выкарабкаться из пропасти!

И еще один штамп. Каждый голливудский фильм решает важную проблему простого американского человека. Трус становится храбрецом, одинокий циник находит любовь и семью. «2012» не стал исключением из правил. Ценой жизни соперника писатель Джексон возвращает себе жену и детей. А в самом конце ленты его маленькая, но отважная американская дочка гордо сообщает папе (внимание: главная мысль фильма, катарсис!): она перестала писаться по ночам. Вау! Так вот ради чего было уничтожено все население Земли!

Почему человек остается человеком?

Но режиссерского мастерства не пропьешь: финал фильма заставляет забыть о «ляпах». Ковчеги пристают к мысу Доброй Надежды. (Оказывается, всемирный потоп не накрывал Африку. Вероятно, и население материка не пострадало — нужно же кому-то работать на спасенных миллиардеров!) Выйдя из ковчегов, в лучах солнца люди видят обновленный мир. Им дарят надежду на новую жизнь…

Кто-то из зрителей восхитится спецэффектами. Кто-то скажет: старая земля погибла ради того, чтобы мы наконец-то поняли: не деньги, не карьера, а родители, близкие, дети, — вот самое ценное в жизни. Что заставляет человека оставаться человеком? Что уберегло от гибели героев картины, которые проникли на ковчег, не имея миллиардов? Милосердие. Сострадание. Доброта. Любовь и умение пожертвовать собой ради других (в «2012» так поступают и американский хирург, и китайский рабочий, и русский «олигарх»). Вечные ценности — вот что помогло им выжить. Не согласны? Тогда начинайте копить миллиард евро на всякий пожарный случай…

МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ

«Фильм очень красочно снят. Трогательно поставлены моменты, где погибают тысячи людей. Очень много сцен, где можно покусать ногти!»
Алена, студентка.

«Картина для любителей компьютерной графики. Впечатления сильного не произвела, принципиально нового сюжета для фильма-катастрофы придумать нельзя. Но супергерой Кьюсака всегда найдет способ спасти себя и свою семью. В огне не горит, в воде не тонет, из пропасти выбирается — ему ведь еще мир спасать! Я смеялся».
Евгений, менеджер.

«Как геолог и географ могу сказать, что с точки зрения науки фильм — ерунда. Цунами захлестывает Эверест — бред. Нейтрино вдруг стали взаимодействовать с материей — ну, разумеется, почему бы не нарушить закон физики?! Весь фильм построен на профанации научных идей. Это фантазия человека, одержимого катастрофами и впервые прочитавшего страничку в „Википедии“ о физических и геологических теориях„.
Виктория, ученый.

“Пугает ярко обозначенная мысль: входным билетом на ковчеги служил взнос в миллиард евро. Стало быть, у всех других не было шансов. Собрали сливки мировой элиты, прибавили к ним слонов и жирафов для полноты коллекции и спасли, чтобы потом опять разводить плесень. Цинизм полнейший…»
Вячеслав, врач.

«Известия Мордовии»