Девушка с обложки
25.11.2009 14:04
Согласитесь, непросто представить себе хрупкую cимпатичную девушку в синем зимнем бушлате, в жилетке с надписью «ДПС» и с полосатым жезлом. Ольга Макарова — именно такой уникальный инспектор. Пока единственный в Мордовии. Но в Госавтоинспекции обещают, что ряды ДПС в скором времени пополнятся еще несколькими обворожительными сотрудницами.
До встречи о девушке-инспекторе не было известно ничего. В отделе пропаганды ГИБДД обещали устроить встречу с выездом на рабочее место — дорогу, где несет службу барышня-инспектор. Сотрудники Госавтоинспекции сдержали обещание. Каково же было мое удивление, когда я увидел старую знакомую — Ольгу Макарову. Честно признаться, я долго не мог поверить, что она и есть та самая девушка-инспектор. Еще несколько лет назад большинство наших общих знакомых полагали, что Ольга станет успешной моделью или будет вращаться в кругах шоу-бизнеса. Тем более что все данные у эффектной длинноногой блондинки для этого есть. Несколько лет назад Ольга даже участвовала в конкурсе красавиц на последней странице нашего еженедельника. И вдруг — инспектор ДПС!
- Инспектор ДПС, прямо скажем, совсем не женская профессия, что привело тебя в нее?
— Мало кто знает о моей мечте, но я с детства хотела стать милиционером. Где и на какой должности — для меня было неважно. В какой-то степени осуществить свою мечту мне помог «Вечерний Саранск», именно на страницах вашей газеты я прочитала статью о том, что республиканская Госавтоинспекция планирует набор девушек на должность инспекторов ДПС. Не раздумывая написала заявление. Потом прошла медкомиссию, сдала вступительные тесты, собрала все необходимые документы и стала ждать звонка. И дождалась, в феврале меня зачислили стажером. Затем я успешно закончила учебный центр МВД и уже с сентября официально приступила к работе в должности инспектора ДПС. Так сбылась моя мечта, сейчас мне 21 год, и я уже лейтенант милиции.
- Как восприняли известие о работе в милиции родные, твой молодой человек?
— Поскольку папа у меня раньше тоже работал в милиции, то родители были за меня только рады. А вот молодой человек сначала был настроен негативно. Отговаривал меня, мол, работа тяжелая, опасная, не для девушки. Убеждал, что придется работать и в стужу, и в зной на улице. Не каждая девушка выдержит работать по 12 часов на улице. Но я настояла на своем. Ведь ради мечты я готова на многое. Сейчас мой парень уже смирился с моей новой профессией.
- Расскажи, как проходит твой рабочий день.
— Встаю я рано — в 4.30, собираюсь, немного макияжа и еду на работу на своей машине. В 6 утра я уже в ГИБДД. Получаю оружие, нагрудной знак и в 6.30 на развод, затем с напарником едем нести службу на дороги города по обозначенному нам заранее маршруту. Дежурство длится до 7 часов вечера, потом сдаем оружие, протоколы, постановления, составленные за день. В среднем набирается не менее 5 протоколов. Первые несколько дней, еще на стажировке, в конце рабочего дня сил хватало только для того, чтобы добраться до кровати. А сейчас уже привыкла. По графику два дня работаю, два отдыхаю. Бывает, правда, и в выходные иногда приходится выходить, когда аварий в городе много или мероприятия какие-нибудь проводятся. Самой мне пока еще патрульную машину водить не доверяют, правда, в будущем обязательно сяду за руль. Практика вождения уже есть, у меня своя машина. Вне работы я обычная девушка-студентка (Ольга учится заочно на 4 курсе по специальности «Психология» в Историко-социологическом институте МГУ им. Н.П Огарева). По магазинам хожу, готовлю, с подругами поболтать люблю, в общем, как и все представительницы слабого пола.
- Как реагируют на появление девушки в форме мужчины-водители?
— В основном доброжелательно, с улыбкой. Большинство настроены дружелюбно, говорят побольше бы девушек-инспекторов на дорогах. Многие расточают комплименты — и форма мне очень идет, и вообще они рады, что их именно девушка-инспектор остановила. Один товарищ, которого я задержала для проверки документов, увидев меня, просто так попросил протокол на него составить, хотя и не нарушал ничего. А бывает, водители глазам свом поверить не могут, некоторые впадают в микрошок. Удивляются, конечно, все поголовно. Но эмоции выражаются по-разному — одни заикаются, другие краснеют, третьи изо всех сил трут глаза, четвертые разводят руками, мол, такого не бывает, это вообще неправильно! Бывает, и агрессивно настроенные попадаются, но таких меньшинство. В этом случае на помощь приходит напарник — инспектор-мужчина. Чаще такие утром встречаются, торопятся на работу, все на нервах, нередко нарушают. А тут их еще и девушка-инспектор останавливает. Начинают высказывать претензии, но я стараюсь не обращать внимания.
Было несколько случаев, когда водители выходили из машины и шли мимо меня, как будто не замечали, к моему напарнику. А напарник показывал в мою сторону и направлял: «Вот видите — там девушка, она наш новый сотрудник. Инспектор Макарова проверит ваши документы».
- Наверное, при такой работе у тебя нет отбоя от желающих взять номер твоего телефона?
— Есть такое, по нескольку раз на дню и номер телефона просят, и визитки суют, некоторые даже после дежурства предлагают в ресторан сходить. Но я сразу пресекаю такие предложения, всем отказываю. Так что, водители, если вы читаете этот материал — не пытайтесь знакомиться. Не получится у вас ничего. Лучше правила не нарушайте.
- С мужчинами-водителями понятно, а как реагируют на тебя, как на инспектора, женщины за рулем?
— Прямо скажу: женщины в основном плохие водители. Если они нарушают, то достойно ответить за деяния они не могут. Одни начинают рыдать и умолять, чтобы у них права не отбирали, другие, слишком амбициозные дамочки-водители, любят громко и от души поскандалить, пугают серьезными связями, угрожают позвонить кому надо — и меня мигом с работы уволят. У некоторых женщин-водителей не только культуры вождения нет, но и практического опыта управления автомобилем. Пример из практики: едет девушка по полосе с односторонним движением — в обратном направлении. Так сказать, против всех. Останавливаю, спрашиваю: «Вы что, не видели запрещающий знак?». — «Видела, ну и что? Мне надо в центр города, а здесь дорога короче».
Есть и такая категория женщин, которые говорят: «Мы же с вами девушки, мы должны понять друг друга, да, я превысила скорость, но только потому, что торопилась к парикмахеру или косметологу». Еще были и те, кто выражал искренне возмущение тем, что сейчас в ГИБДД на дорогах работают девушки: «Раньше с мужчинами всегда договориться можно было, улыбнулась, глазки построила, и инспектор-мужчина тебя простил, а тут такое новшество».
- А взятки тебе уже предлагали?
— Открыто еще никто не осмелился предложить, хотя намеки были. Кстати, могу сказать, что такие намеки мне делают намного реже, чем инспекторам-мужчинам, видимо, все же неудобно девушке деньги предлагать. В основном нарушители признают, что были не правы, и не возражают против составления протокола. А договориться со мной никому не удастся. Я человек принципиальный. Нарушил — отвечай по закону.
- Какой строгий инспектор. Чаще штрафуешь или стараешься ограничиваться профилактическими беседами?
— Все зависит от конкретного нарушения. Стараюсь, конечно, предупреждать на словах, убеждаю больше не нарушать. Ведь главное в нашей работе — это профилактика, чтобы аварий как можно меньше было, а уж потом штрафы. Правда, если нарушение предусматривает только штраф, то тут уж ничего не поделаешь, выписываю протокол.
- Приходилось уже участвовать в погонях за нарушителями?
— Такое часто происходит, нарушители порой пытаются уйти от ответственности, но мы их настигаем. Как правило, все говорят, что не заметили и не слышали, что за ними мчится патрульная машина. Как-то раз остановили такого нарушителя на джипе. Из него вышел здоровенный наголо бритый мужчина, явно подшофе, сначала попытался договориться, но, осознав всю бесперспективность этого дела, перешел к угрозам. — «Я служил в Чечне, и если вы меня не отпустите, я вас сейчас всех положу!». Было немного не по себе, но протокол мы на него все равно составили и доставили этого буйного водителя в райотдел.
- Какие случаи запомнились из твоей недолгой практики?
— Как-то раз мы дежурили на трассе за городом, к нам подбежали две женщины с маленькой девочкой на руках. Это были мама и бабушка ребенка, все в слезах, они рассказали, что у них случился пожар и ребенок получил серьезные ожоги, в тот момент девочка была без сознания. Они просили помочь поскорее довезти их до ближайшей больницы. Очень оперативно, с мигалками доставили девочку и ее родных в медучреждение, надеюсь, наша помощь помогла спасти ей жизнь.
Были и курьезные случаи, стоим на дороге, едет «шестерка», через лобовое стекло четко видно, что водитель разговаривает по телефону. А как известно, без специального устройства hands-free это запрещено. Останавливаю, объясняю причину. Мужчина отрывает трубку от уха и, показывая, заявляет: «Смотрите, вызов еще идет, я и поговорить-то не успел». Посмеялись и отпустили. Или вот недавно несли службу на железнодорожном переезде, один водитель из района проехал через переезд на красный свет. Остановила, а он мне: «Не было такого, я на зеленый ехал». А на переезде зеленого вообще нет.
- «Когда впервые узнали, что Ольга будет работать инспектором ДПС, сначала откровенно посмеивались, — говорят ее коллеги, — думали, не сможет работать, не выдержит трудного графика. Сейчас понимаем, что были не правы. Своим отношением к делу она доказала, что находится на своем месте. Когда нужно, может быть доброй и внимательной, но если разговор заходит о нарушениях, сразу становится жесткой и принципиальной. Сейчас с коллегами-мужчинами она на равных, относимся к ней с уважением. Мы признали, что Ольга — редкий экземпляр, ее беречь, холить и лелеять надо».
P.S. Завидев на дороге гаишника, машущего полосатым жезлом, редкий водитель не выругается про себя: даже если ничего не нарушил. Ведь в лучшем случае придется задержаться на лишних пять-десять минут. А теперь представьте — вы ворчите, включаете поворот, снижаете скорость, паркуетесь, а к машине подходит… красивая девушка в форме инспектора ДПС, мило улыбается и прикладывает руку к козырьку: «Лейтенант Макарова! Предъявите ваши документы, пожалуйста!».
Эдуард АНЮТИН (”ВС”, № 47)
«Вечерний Саранск»