Минздрав должен разделить с регионами ответственность за снижение доступности медпомощи для населения

26.05.2016 16:09

Министерству здравоохранения следует разделить с регионами ответственность за негативные последствия оптимизации здравоохранения, поскольку оно не подготовило методологическую базу реформы и отпустило ее исполнение на самотек, считает директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье», член Общественной палаты России Эдуард Гаврилов.

 

«Совершенно недопустимо закрывать медицинские учреждения без учета мнения населения. Соответствующее поручение правительству еще в сентябре 2015 г. по итогам форума ОНФ «За качественную и доступную медицину!» дал глава государства. Теперь о законодательном закреплении этой нормы говорит премьер-министр. Однако никаких телодвижений со стороны напрямую ответственного ведомства – Минздрава России – мы не видим», – заявил Эдуард Гаврилов.

 

Он напомнил, что регионы работают по нормативной базе, которую им предоставляет Минздрав.

 

«Если бы министерство не отдало всю реформу на откуп регионам и выполнило свои прямые обязанности по обеспечению ее нормативной базы, то ситуация с доступностью медпомощи сегодня не стала бы столь плачевной», – пояснил глава Фонда «Здоровье».

 

Он сказал, что вся работа Минздрава свелась к предложению внести пять критериев качества оптимизации в региональные «дорожные карты», после чего федеральные чиновники устранились из нормативного сопровождения реформы.

 

«Что на самом деле должно было сделать министерство? Обеспечить единую методологию оптимизации, учета последствий, расчета необходимых ресурсов для медицинских организаций. И, главное, до начала оптимизации – утвердить требования к размещению медорганизаций. Но методология не была разработана, а требования к размещению появились только в декабре 2015 г., фактически после того, как основные оптимизационные мероприятия уже были проведены», – подчеркнул Гаврилов.

 

По данным Фонда «Здоровье», полученным при опросе пациентов в регионах, реальные сроки ожидания приема у врача или диагностики в итоге сегодня в два-три раза превышают нормативные. В целом в 2012–2015 гг. число амбулаторных посещений среди селян сократилось на 39 млн, что связано с просчетами в организации медпомощи. На селе обеспеченность врачами сегодня в три-четыре раза ниже, чем в городе, а смертность – на 15-16% выше.

 

В регионах в первую очередь стали сокращать специализированные койки (неврологические, кардиологические и т.д.) в селах. И все чаще сельского жителя с острой и тяжелой патологией скорая помощь вынуждена везти за сотни километров в областной центр, либо он попадает на непрофильную общетерапевтическую койку в районной ЦРБ, в результате чего происходит рост внутрибольничной летальности.

 

Подобные драматические примеры достаточно часто попадают в поле зрения региональных отделений ОНФ.

 

По данным Счетной палаты, сегодня из 130 тыс. сельских населенных пунктов только 45 тыс. обладают хоть какой-то инфраструктурой для оказания медицинской помощи и смертность в сельской местности существенно превышает средние показатели по стране. Если в 2015 г. общая смертность в России составила 13,1 случая на 1000 населения, то, к примеру, в сельских районах Псковской области этот показатель составляет 22,6.

 

«Ежегодно финансирование здравоохранения растет на 22–26 млрд руб., а объемы оказанной медицинской помощи снижаются, зарплаты врачей заставляют их брать на себя дополнительную нагрузку. Министерство должно взять на себя ответственность за происходящее, сделать все возможное для исправления негативных последствий, ведь речь идет о жизни и здоровье наших сограждан», – заключил Эдуард Гаврилов.



«Известия Мордовии»