Партия Мастера

20.11.2009 10:11

К своему юбилею Александр Градский написал оперу «Мастер и Маргарита»

Александр Градский на 34 года опередил время: вот сейчас бы ему как раз и спеть «Как молоды мы были»! А тогда в устах 26-летнего юноши это, конечно, звучало несколько странно. Но так звучало — что за голос! И за то, как это пелось, ему прощали это возрастное несоответствие. Тем более что молодость — это недостаток, который с годами проходит.

А сейчас, когда Градский отмечает 60-летний юбилей, он с полным правом может спеть и другие строчки той же знаменитой песни: «Ничто на земле не проходит бесследно». Он — лауреат Государственной премии, народный артист России, автор нескольких сотен песен, музыки к кинофильмам и мультфильмам, а также первого рок-балета «Человек». Рок-музыкант — выпускник института имени Гнесиных.

Оперный певец — участник третьей известной в Советском Союзе рок-группы «Славяне». Градский — это явление, большая часть нашей музыкальной культуры. С этим не спорят даже те, кто пострадал от его резкого характера и острого языка. Однако он своей славы старается не замечать и гордится, пожалуй, только последней своей работой — рок-оперой «Мастер и Маргарита».

Ведь он писал ее 30 лет! В ней участвуют такие известные артисты, как Алексей Петренко, Олег Табаков, Лариса Голубкина, Любовь Казарновская, Геннадий Хазанов, Николай Фоменко и другие. И, конечно же, сам Александр Градский.

- Я исполняю сразу четыре партии — Мастера, Иешуа, Воланда и Бегемота, — рассказал нам Александр Борисович. — Я не стремился завершить работу над оперой к своему юбилею, но все так удачно сложилось, что получилось: я сделал себе подарок. Приятный подарок.

Русский рок

Александр Градский занимался музыкой с детства — учился в музыкальной школе по классу скрипки. Какое-то время семья жила в восьмиметровой комнатке московской полуподвальной коммуналки — небогато, но счастливо. Когда Градскому было 14 лет, умерла мама. Отец женился. Саша воспитывался у бабушки. Очень рано он стал взрослым. Свою профессиональную карьеру начал, когда ему исполнилось 16. С друзьями — молодыми музыкантами — он создал свою первую рок-группу «Славяне». Шел 1965 год…

- Мы исполняли в основном песни группы «Битлз», — рассказывает Александр Градский. — И постоянно спорили, кто у них главный. Половина группы считала, что Маккартни, половина — что Леннон. Я был за Леннона. И даже подражал ему — носил круглые очки, как у него. Спустя годы Йоко Оно, вдова Леннона, сказала мне, что слышала запись «Imagine» в моем исполнении, и это было для нее сюрпризом…

После «Славян» появились «Скоморохи» — Градскому хотелось уйти от иностранного творчества и исполнять свою музыку с русскими текстами.
— Моя позиция — если создавать русский рок, то на русской основе. Отсюда ярлык, который на меня навесили, — отец русского рока, — говорит Александр Борисович. — А мое мнение — русского рока не существует. Мы имеем какое-то своеобразное направление, которое нельзя назвать музыкальным, это — социальное движение, которое производит на людей большое впечатление. В особенности — если говорить о лидерах этого движения, таких как Макаревич, Гребенщиков, Цой, Кинчев, Башлачев…

Тем не менее «Скоморохи» просуществовали до 80-х годов и наделали много шума — о группе заговорили на Западе. А песни «Скоморохов» стали звучать по всему Советскому Союзу.

Деньги в диване

Чтобы заработать на жизнь, музыканты «Скоморохов» исполняли зарубежные хиты на танцплощадках. Добытые в таких «походах» деньги привозили в квартиру Александра Градского и складывали ему — как главному по бюджету и смотрителю за аппаратурой — в диван.

- Когда мы приходили к Градскому домой, он открывал диван и демонстрировал нам нашу казну — потертые рубли, трояки и пятерки… Градский тщательно следил за расходами. И сам, кстати, жил очень экономно, — вспоминает Александр Буйнов.

- Один раз в течение года я жил на 25 копеек в день, — рассказывает Александр Борисович. — Это было, когда мы репетировали в Гомельской филармонии в конце 60-х. У нас был рубль на четверых в день. Мы покупали две буханки черного хлеба, томатную пасту и чай. А картошку нам приносили наши поклонницы — они брали ее у своих родителей. И ничего, прожили!

Романс о влюбленных

1973 год стал для Александра Градского особенно значимым: вышла его первая сольная пластинка. И знаменитый режиссер Андрей Кончаловский предложил 23-летнему Градскому написать музыку к своему двухсерийному фильму «Романс о влюбленных». Для молодого композитора такой заказ был великой удачей. А знакомство с Кончаловским началось со скандала.

- Андрей пришел в студию в самый неподходящий момент, — вспоминает Градский. — Запись была сложной — накладывали один звук на другой. И вдруг врывается Андрей, при этом дверь жутко скрипит, а значит, наши многочасовые труды — коту под хвост! Я рассердился, наорал и выгнал его… Но Кончаловский не обиделся. И мы начали работать.
Фильм вышел, имел успех.

- Где-то спустя год ко мне домой приехали представители журнала «Биллборд», — говорит Александр Борисович. — И привезли диплом о присвоении мне этим солидным изданием звания «Звезда года» с формулировкой «За выдающийся вклад в мировую музыку». Написали обо мне несколько строчек. У меня сохранился этот номер…

В команде с Высоцким

А в 26 лет Александр Градский получил предложение от знаменитого композитора Александры Пахмутовой исполнить ее песню «Как молоды мы были».

- Она сочла, что я это могу спеть. И мне, молодому, чтобы спеть прочувствованно, пришлось придумывать для себя историю человека в годах…

Песня стала хитом. Однако Градский почти пятнадцать лет не исполнял ее… И на то у него была своя веская причина.

- В моей жизни появился Владимир Высоцкий, — говорит Александр Борисович. — Мы все работали у одного администратора: «Скоморохи», Высоцкий и Кобзон в паре с Сенчиной. Администратор устраивал всей группе концерты в каком-нибудь городе на восемь дней. Кобзон с Сенчиной выступали два дня по два концерта, я четыре дня — обычно по три-четыре концерта. А Высоцкий не мог работать больше, чем два дня, и давал по пять-шесть концертов в день — 180 тысяч зрителей! Кто сегодня сможет так?

Мне хотелось говорить, петь о том, что меня на самом деле волновало, о том, о чем все говорили на кухнях. Высоцкий же мог так! И вот его не стало. Некому высказываться резко. А я к тому времени стал лучше писать стихи. Я уже собирал дворцы спорта, все ждали «Как молоды мы были», а я ее не пел. Мне хотелось, чтобы люди пришли на мой концерт и услышали: «Мы не ждали перемен, и вам их тоже не дождаться. Но надо, братцы, удержаться от пустословия арен и просто самовыражаться, не ожидая перемен…».

Любовь и дети

Свои первые две женитьбы Александр Градский называет опытами любви, но не семьи. Первый брак продлился всего… две недели! Влюбившись во второй раз, он думал — на всю жизнь. Бурный роман у музыканта вспыхнул с известной актрисой Анастасией Вертинской. Чувства кипели так, что однажды, спеша на встречу с Вертинской, Градский попал в аварию! Этот брак продлился три года.

- Мне было очень хорошо с Анастасией, — говорит Александр Градский. — Несмотря ни на что, я благодарен ей за то время, что мы были вместе…
С третьей женой Ольгой он прожил больше двадцати лет. В этом браке родились его дети — Даниил и Мария.

- Как у родителя, у меня совершенно неправильный опыт, — признается Александр Борисович. — Даня и Машка выросли сами по себе.
Единственный плюс, который я для себя заметил в этом, — их самостоятельность. Вот недавно курим с дочерью. И моя 23-летняя Мария говорит: «Да, повезло нам… Подружке запрещают после десяти вечера приходить, а у нее молодой человек, он допоздна работает — они не могут сходить в кафе. А вы нам с мамой не запрещали ничего». — «Вот вы такие и выросли, что со мной вообще не считаетесь», — говорю ей. «Ну, — протянула дочь, — это уже побочный эффект… Но главное — мы что хотим, то и делаем!»

Мастер и Марина

a_gradskiyКруглую дату Градский встречает спокойно. Он, как всегда, полон творческих идей и сил. Он занят сейчас строительством своего театра, в этом музыканту помогают московские власти. А еще готовит к выпуску новый альбом.

- В 60 лет у некоторых теноров уже не бывает си бемоля, у меня пока есть, поэтому надо записать пластинку оперных арий — или романсов, или неаполитанских песен, — я еще не решил…

Творчество Градский всегда ставит на первое место. И не понимает своих коллег, живущих иначе.

- На роль Маргариты в опере «Мастер и Маргарита» я делал попытку пригласить Анну Нетребко, а на роль Воланда — Дмитрия Хворостовского. Но не получилось… Я вспоминаю 1988 год, когда мне позвонил композитор и дирижер Евгений Светланов и пригласил исполнить партию Звездочета в опере «Золотой петушок». Для этой работы мне нужно было на полгода отменить гастроли. А гастроли тогда были очень хлебными. Я спросил только, где мне надо быть и во сколько. Здесь я такого ответа не получил… Либо я — не Светланов, либо они — не я… А вот Иосиф Кобзон приехал на запись. Причем в 10 утра у него была процедура, после которой обычно люди неделю не могут ходить, в полдень она закончилась, а в два часа дня он был уже на записи — причем спел блестяще! Вот таким должно быть отношение к работе! И к друзьям.

А есть ли у Мастера Градского своя Маргарита? Есть. Ее зовут Марина. Она младше музыканта на 31 год.

- Я увидел Марину на улице (как и Мастер свою Маргариту), — рассказывает Градский. — Мы познакомились, и оказалось, что Марина вообще не знала, кто я такой. И ее кайф и ужас состоит в том, что в течение семи лет она постепенно узнает, в какую историю она вляпалась…

Обычно резкий и прямой, Градский вдруг засмущался:
— Вот смотрите: сейчас она сидит и улыбается мне! Это хороший знак…

«Вечерний Саранск»