Учителя Мордовии постепенно внедряют альтернативные системы отметок

18.11.2009 16:30

В последнее время в Минобрнауки РФ обсуждается идея о переходе на десятибалльную систему школьных оценок. Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова видит в этом позитивный момент: так школьникам проще будет адаптироваться к системе ЕГЭ. Некоторые Интернет-источники сообщают о том, что в ряде регионов России апробация новой системы отметок пройдет уже в следующем учебном году.

Президент отметил

Казалось бы: ну что такое школьная отметка? Не все ли равно, «пятеркой» наградить отличника или «десяткой»?

Конечно, вопросы качества образования важнее системы оценивания учеников. Но даже Президент Медведев не обошел вниманием эту тему: в Послании он отметил, что ЕГЭ не должен оставаться единственным способом проверки качества образования. Будут введены широкий мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика. А значит, и другим школам могут пригодиться наработки мордовских педагогов.

«В этих рамках уже тесно»

- Мне как учителю тесно в рамках пяти баллов. Тем более что сегодня у нас, по сути, не пятибалльная, а четырехбалльная система отметок, потому что «единицу» мы не ставим никому, да и «двойку» — в исключительных случаях, — говорит учитель биологии школы № 41 Ирина Викторовна Тавторкина. — Весомость двух «троек» — у слабого ученика, который еле-еле отвечает, и у крепкого хорошиста, плохо подготовившегося к конкретному уроку, — разная. Уровень знаний у учеников разный, а отметки одинаковые…

И «пятерки» бывают разные: один ученик в полной мере освоил объем школьной программы — я ставлю ему 5, другой занимается по-настоящему увлеченно, самостоятельно или вместе с педагогом изучает дополнительный материал — ему тоже 5, потому что выше оценки просто нет. Первый — очень старательный, хорошо подготовленный, второй — одаренный ученик. Конечно, в дневник я могу поставить 5 +, но в журнале у обоих будет стоять одинаковая отметка. А я считаю, они должны получить разные отметки. Мне будет проще, если диапазон оценок расширится.

«Мы не готовы»

Директор школы № 28 Наталья Алексеевна Ермилова не согласна:

- Думаю, для перехода на десятибалльную систему отметок наш менталитет не готов. «Четверка» и «пятерка» — это уже не просто школьные оценки. Мы вообще в жизни привыкли мыслить этими категориями: «хорошо», «отлично», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». А что такое «семерка» или «восьмерка» — это просто «хорошо» или «очень-очень»? Ведь даже при безотметочной системе первоклашки быстро понимают: если, условно говоря, получаешь красную звездочку — ты молодец, если синюю — это хуже.

Первый класс без «троек»
А первоклашкам в наших школах уже много лет не ставят ни «двоек», ни «пятерок». Школьные отметки по 5-балльной системе школярам начинают выставлять только во втором полугодии второго класса. Это так называемая безотметочная система обучения. Но не безоценочная, ведь «молодец» или «умница» из уст учителя — это тоже оценка, только выраженная не цифрой, а словом.

Некоторые учителя вводят дополнительные поощрения: картонные солнышки или звездочки, снежинки или ромашки.

За 50 баллов — освобождение от экзамена

Пока учителя и чиновники о 10-балльной системе только рассуждают, но в школах Мордовии потихоньку уже внедряются альтернативные системы отметок. Они, конечно же, используются дополнительно, а не взамен стандартной системы отметок.

Многие саранские школы, например, не прочь внедрить у себя рейтинговую систему, более 10 лет успешно используемую лицеем № 43. Но педагоги лицея делятся только общими принципами выставления рейтинга, но отдавать свое ноу-хау как готовый продукт никому не будут.

Конечно, ни один лицеист не получает в журнал выше «пятерки». Однако, кроме основных оценок, у каждого лицеиста есть свой индивидуальный рейтинг. Вернее, в течение всего учебного года ведется два рейтинга.

- Первый рейтинг составляется исходя из текущих отметок учащихся по всем предметам, — разъясняет зам. директора лицея по научно-методической работе Светлана Викторовна Сырцова. — По сути, составляет его компьютер: в конце четверти в исходную таблицу заносятся данные о полученных оценках, а компьютерная программа, которая является разработкой педагогов лицея, высчитывает средний балл ученика по каждому предмету, по отдельному предмету — средний балл в классе.

Высчитывается также количество «двоек», «троек», «четверок» и «пятерок». В конечной таблице разные графы выделяются разными цветами, так что для родителей такая таблица весьма наглядна: в каком предмете ребенок силен, а по какому нужно «подтянуться».

А самое интересное, что данные в ту самую исходную таблицу, по которой программа высчитывает, заносят сами ученики. Инициативную группу из числа самых ответственных назначает классный руководитель. И в конце каждой четверти ученики по классному журналу подсчитывают «четверки» и «пятерки» всех одноклассников и заносят данные в таблицу.

Но есть и второй рейтинг, в котором суммируются баллы за участие и победы в интеллектуальных конкурсах. За участие в мероприятии лицейского уровня ученику — плюс 1 балл, за победу в нем — плюс 3 балла. За городскую олимпиаду или конкурс — плюс 2, за победу — плюс 4. А за победу на интеллектуальном состязании российского уровня — плюс 10 баллов.

Таким образом, в конце учебного года у каждого ученика «копилка» разной тяжести. Кто преодолевает проходной порог, освобождается от переводных экзаменов (а они начинаются в 5 классе). В этом году установлен порог в 50 баллов. Ориентиром стали прошлогодние достижения лицеистов. У некоторых по рейтингу было и больше 100 баллов, но таких — единицы. На сегодняшний день у кого-то из учеников уже 20 баллов, у кого-то — лишь 2.

Рейтинг для аграриев

В Кемлянской школе тоже введена рейтинговая система. Не по основным предметам, а по элективным курсам, которые изучаются не вдобавок к основной школьной программе. Так, у девятиклассников есть межпредметные курсы «Математика и сельское хозяйство», «Физика и сельское хозяйство» и другие. За ответы на этих уроках, подготовку презентации или иную самостоятельную работу учитель ставит отметки — по той же 5-балльной шкале. Но в конце года выводится не средний балл — «тройка» или «пятерка», а сумма, получившаяся от сложения всех отметок в течение года.

В школе считают, что так нагляднее видны успехи учеников. А грамотно оценить склонности ученика — важнейшая задача педагога: после 9 класса ученики определяются с дальнейшим профилем, выбирают или агротехнический класс, или социально-экономический.

«Ноль» в дневник

Белорусские школы на 10-балльную систему отметок перешли еще несколько лет назад. Правда, долгое время не все учителя решались использовать весь диапазон возможных отметок. Первое время многие так и «плясали» в отрезке 5—10 баллов. Поставить ученику ниже 5 баллов для многих было равносильно тому, что «кол» — при 5-балльной системе.
В этом году Министерство образования Беларуси разработало базовую программу, в которой определены новые нормы выставления низших баллов — 0, 1, 2. Так, «при полном отсутствии результатов учебной деятельности» учитель должен поставить ученику 0.

Рефераты могут служить дополнительным материалом при подготовке к уроку, но обязательного написания реферата для получения 9 или 10 баллов учителя требовать не должны.

Однако!

А я думаю, если это общеобразовательная школа, а не учебное заведение для умственно неполноценных, то «при полном отсутствии результатов учебной деятельности» ноль надо ставить не ученику, а учителю. Вы согласны?

«Известия Мордовии»