«Козий остров» Белорусского молодежного театра заворожил саранскую публику мордовской торамой (ФОТО)
06.04.2016 15:09
Завершился XI Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники-2016» спектаклем Белорусского молодежного театра «Козий остров» по пьесе итальянского драматурга Уго Бетти, поставленным российским режиссёром-татарином Искандером Сакаевым.
С первых мгновений публику погружают в атмосферу пустынного острова, насквозь продуваемого ветрами, обволакиваемого туманными облаками, напрочь лишенного зеленеющей растительности, но с повсюду разбросанными разнокалиберными валунами. И странноватые блеющие существа, появляющиеся из глубины мрака под магические звуки гигантской трубы, напоминающей старинный мордовский инструмент — тораму, поначалу воспринимаются теми самыми козами, которые являются для трёх одиноких обитательниц острова основным источником и пищи, и одежды.
Но постепенно понимаешь, что это духи, с которыми связаны воспоминания героинь о совершенных грехах и несбывшихся надеждах.
А тут в размеренную однообразную обыденность островитянок - матери, дочери и золовки, чей муж, отец и брат погиб в тюрьме, вторгается беглый каторжник Анджело, утверждающий будто сидел в одной камере с погибшим и знает о его близких очень много, вплоть до весьма интимных подробностей.
Собственно, сюжет тут не важен. Лишь из монологов и диалогов персонажей обрисовывается история их прошлого и связанные с ним разочарования. А главное — тут и сейчас через чётко выстроенную пластику рисуются непростые взаимоотношения между пришлым мужчиной и тремя женщинами с кипением страстей, ревностью, невольными физиологическим притяжением и боязнью той самой близости, боязнью нарушить опостылевший привычный уклад или преступить неписанные законы морали.
Почти животное желание счастья и неспособность принять счастье таким, каким оно видится. Легче оказывается просто от него отказаться.
В финале колодец, где погибает Анджело, втягивает в себя постепенно старшую женщину Агату, её дочь, золовку, козочек.... Они медленно кружатся в ритуальном танце мертвых, словно скручивая витки спирали неудавшейся жизни. На острове остаются лишь козьи шкуры да духи, не желающие покидать этот мир.
Как ни странно, спектакль минских артистов при всей замысловатости режиссёрского языка и непривычной стилистике местная публика приняла. Может, как раз гипнотическая мистика ритуальности, мастерски вплетённая в драматургический материал, понятна и близка нашему зрителю благодаря подсознательной генетической памяти.
Мила МЕЛЬНИКОВА
«Известия Мордовии»