Сергей Никоненко: «Талант не ржавеет» или «Я хотел быть театральным актером»

18.03.2016 10:57

«Колобок приехал», - шептались саранские кинозрители, собравшиеся в минувшую субботу в кинотеатре «Победа» на творческую встречу с народным артистом России, актером, режиссером, сценаристом и музейщиком Сергеем Никоненко. За свою долгую творческую жизнь в кино актер сыграл множество ролей. Он снимался у самых именитых советских и российских режиссеров, только милицейский мундир примерял в кадре семнадцать раз, но народу нашему особо запомнился его сериальный полковник Гордеев по прозвищу Колобок из «Каменской». 
Сергей Никоненко из тех счастливых актеров, который всегда востребован. В апреле он отметит свое 75-летие, в Саранск же актер и режиссер приехал по приглашению Кинофонда Мордовии в рамках проекта «Актеры российского кино на земле Мордовии». Сам актер спокойно относится к своей «милицейской славе» и встречу с мордовскими зрителями полностью посвятил творчеству Сергея Есенина и Василия Шукшина. Он раскрыл неизвестные широкой публике страницы жизни и творчества великого русского поэта Есенина, читал его не вошедшие в основной сборник стихи. А еще Сергей Никоненко привез в Саранск свою новую режиссерскую работу, фильм, снятый по рассказам Василия Шукшина, «Охота жить».
 Я работаю в кино…
- Я работаю в кино. Работаю давно. Первый мой фильм вышел на экраны 50 лет назад. С тех пор я снимался немало и сейчас заканчиваю съемки фильма «Со дна вершины» про чемпионов-параолимпийцев. Я играю тренера параолимпийского чемпиона. Это будет моя 220-я роль в кино. Как режиссер я снял 15 фильмов и сериал «Аннушка», который уже восемь лет лежит на Первом канале.
Из этих 220 ролей есть одна, которая не отпускает меня по сей день. Это роль в фильме «Пой песню, поэт», где я сыграл Сергея Есенина - великого русского поэта. Съемки закончились 45 лет назад, но этот образ все больше мной овладевал. Я собирал его книги: прижизненные издания, довоенные, когда Есенин был в списке нерекомендованных авторов. Уже 20 лет исполнилось музею Есенина, который я создал в Москве: Сивцев Вражек, дом 4, квартира 14, вход со двора. 
Затерялась Русь в мордве и чуди, писал Есенин, так что он достоин памятника и у вас. Еще с одним талантливым человеком, который гордился своими мордовскими корнями, мне повезло общаться и работать. Это  Василий Шукшин. Я у него сыграл главную роль в фильме «Странные люди» - Ваську Чудика, в его картине «Земляки», которую снимал уже другой режиссер, я сыграл Сеньку Пулемета. Когда Шукшина не стало, я неспешно подходил к его прозе. На сегодняшний день я сделал три фильма по его произведениям: «Елки-палки», «А поутру они проснулись» и «Охота жить».
Почему я так много говорю о Есенине и Шукшине, создал музей одному и снимаю фильмы по произведениям другого? Талант чем замечателен - он не ржавеет, всегда современен...
Прописки не менял…
- Родился я в Москве, в переулке Сивцев Вражек, прописки не менял, так и живу там по сей день. Правда, раньше это была коммуналка, но со временем я купил соседям квартиры и остался там один - со своей семьей то есть. У меня жена (актриса Екатерина Воронина - прим. автора), сын, внук и внучка. С женой скоро золотую свадьбу сыграем. Вот так как-то… 
Сын Никанор окончил иняз имени Мориса Тореза, поработал в Германии, потом вернулся. Бизнес ему не очень понравился, его не захлестнула эта волна или, может, не сумел много заработать, не знаю… Он закончил Высшие режиссерские курсы, но сейчас в кинематографе опять очень большие сложности… Внуки у меня Петр I и Екатерина II. Я их так и зову. А как иначе, Петр, он же - первый внук, а Екатерина - вторая внучка. 
Ни в один театральный вуз Москвы меня не приняли…
- Если бы я не стал актером, то работал бы где-нибудь в театре, в столярке, делал декорации, работал руками. Мне безумно нравился театр. Я хотел быть театральным актером, поступал во все театральные вузы Москвы, во все четыре. Ни один меня не принял, обидели меня жестоко тем самым. И остался вуз кинематографический. Я поступил туда и уже через 3-4 месяца был очень рад, что меня не приняли во все эти вузы. Потому что я попал на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, красивейшей женщины. Когда она заходила в аудиторию, у меня было ощущение, что зажигались люстры. Окончив ВГИК, я получил приглашение в «Современник», но был утвержден на роль в венгерском фильме «Так я пришел». Нужно было выбирать… И тогда я сказал: «В театральный меня не приняли, а кино меня спасло» и ушел в кино…  
В Саранск я впервые приехал 40 лет назад…
- Город Саранск у меня ассоциируется с Эрьзей. Впервые я приехал сюда 40 лет назад по приглашению совсем молодого Славы Чернова. Мы познакомились с ним, когда он служил в армии. И мы, несколько артистов, ездили выступать к нему в воинскую часть, чтобы ему полегче служилось… Так что впервые я сюда попал в 1976 году, и у меня есть маленький буклетик из галереи Эрьзи. Он мне очень дорог, пусть и на газетной бумаге. Важно, что раздарил я его тогда очень многим, благо мне дали целую стопку. Вот так я тогда запомнил город и музей, в котором живет Эрьзя, конечно, не такой шикарный и достойный работ великого Эрьзи, как сейчас. Молодцы, не поскупились! Все его работы мне знакомы, я их навещаю в каждый свой приезд. Правда, в последние мои приезды музей все время был закрыт на реконструкцию.
Я понял, что отравился сценой…
- Фильмы, конечно, были у меня на первом месте. Но уже 20 лет я играю в театре. Уже в 15 пьесах сыграл, играю в антрепризных спектаклях, привозили один и в Саранск. Мне это дело очень нравится. Впервые вышел на сцену в 1996 году в спектакле «Нина» вместе с Дмитрием Харатьяном и Леночкой Шаниной, актрисой Ленкома. И было это на сцене Ленкома.  Дрожал как осиновый лист, хотя уже был народным артистом РСФСР. Думал, сейчас ты, народный, как в лужу сядешь… Я тогда и режиссеру Олегу Фомину сказал, давай я тебе после нескольких репетиций скажу, могу или не могу. И уже после третьей репетиции понял - я отсюда не уйду. А когда начал играть спектакль - ушло то неоправданное волнение… Волнение всегда присутствует, оно помогает актеру, организовывает, обостряет чувства. Это сцена очень любит... Тогда я понял, что отравился сценой, и понял самое главное, что в кино у меня (а к тому времени я уже 35 лет отработал) не было главного партнера - зрителя. Вот что такое для меня театр. 
Мне не надо читать рецензии, плохо я играю или хорошо. Потому что мне зритель скажет своей реакцией. Важно, что он унесет со спектакля. И когда я сегодня встречаю зрителя, помнящего мой спектакль, который видел 15 лет назад, это очень приятно. 
Галина БАЛАШОВА

«Вечерний Саранск»