Саранской публике игнатовский мастер подарил «Поцелуй богини леса» (ФОТО)

13.03.2016 17:08

Премудрости изобразительного мастерства Александр Наумов не изучал ни в каких специализированных школах-институрат. Хотя в детстве, как, наверное, большинство, любил рисовать – простенькими цветными карандашами на обычной тетрадной бумаге. Но о творческой профессии в юности сельский паренек даже не думал. По окончании восьмилетки уехал «в люди», днем трудился резчиком по металлу на кабельном заводе, вечером – ходил на уроки в школу рабочей молодёжи. Отслужив полагавшиеся два года в армии, вернулся в родное Старое Чамзино.


«Однажды в газете «Советская Мордовия» (так тогда назывались «Известия Мордовии») прочитал статью Николая Шибакова об уникальной школе резьбы по дереву, которую создал педагог-энтузиаст Николай Мастин, - вспоминает Александр Наумов. - Там же публиковались фотографии работ его учеников. Меня настолько поразило это явление, что захотелось своими руками мастерить нечто подобное. Это теперь многое можно узнать в Интернете. А тогда и литературы специальной не существовало. Потом я лично познакомился с журналистом Шибаковым, который мне много полезного рассказал и о творчестве нашего гениального земляка–скульптора Эрьзи. Ездил и к Мастину в кочкуровскую Подлесную Тавлу, чтобы собственными глазами увидеть, как работать резцами».



Осваивая тонкости художественного ремесла на практике, Александр Алексеевич шесть лет занимался резьбой по дереву с игнатовскими детишками в районном Доме пионеров. В постперестроечное время, чтобы заработать на жизнь, Наумов отделывал вагонкой дома, выполнял разные строительные заказы частников. Но при этом руки его невольно тянулись в резцу. Вернее, часто приходится сначала браться за бензопилу, использовать домкрат и звать помощников, чтобы дотащить тяжеленную чурку до мастерской. Это потом безликая деревяшка превращается в живое существо, наделённое внешними чертами и характером.



«До всего приходилось доходить самому, методом проб и ошибок. Сейчас в процессе обработки использую разнообразные фрезы и бормашину с насадками собственного изготовления. Но окончательная «доводка» – конечно же руками. Ведь только тактильный контакт даёт возможность полнее ощутить материал и вложить в него всю свою энергетику и душу, - говорит Алексендр Алексеевич.

«Когда иду по лесу, всегда вижу замысловатые коряги, причудливой формы наросты – сувель и капы на берёзках. Плотники такую древесину бракуют, в производстве она считается непригодной. А мне в переплетения волокон, стоит лишь внимательнее приглядеться, видится тот или иной образ – животного или человека», - размышляет мастер.



Впрочем, земляки Наумова, пришедшие на вернисаж его персональной выставки в Музей народной культуры, рассматривая разноликие деревянные портреты, радостно шептали: «Ой, да это же дядя Миша, а это наш деревенский Ваня из дома напротив…».

И не случайно экспозиция названа «Вирьавань паламо», что в переводе на русский значит – «Поцелуй богини леса». Во многих работах Наумова звучат мотивы этнических народных эрзянских традиций. Да и дар его не иначе унаследован от дальних предков-язычников, искренне веривших в божественную силу природы.



И вице–министр республиканского Правительства Евгений Дергунов, оказавшийся среди первых посетителей экспозиции не по долгу службы, не как официальное лицо, а просто как человек, которому близко самобытное искусство Александр Наумов так объяснил притягательную силу его творчества: «Наверное, потому, что оно идет из души, из сердца».


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»