В Саранск привезут «Шинель» из Вильнюса и «смраХ» из Таллина

11.03.2016 11:45

Совсем скоро состоится главное событие театральной весны - фестиваль «Соотечественники». С 29 марта по 5 апреля саранские зрители смогут увидеть спектакли двух московских театров «Модернъ» и «Сфера», Рязанского областного театра драмы, спектакль Государственного русского драматического театра Мордовии, а также встретятся с заграничными коллективами - театрами из Казахстана, Белоруссии, Эстонии и Литвы. 
Откроют «Соотечественники-2016» хозяева фестиваля. Наш театр в конкурсной программе представит спектакль режиссера Андрея Ермолина «У войны не женское лицо», его премьера состоялась весной прошлого года. 
30 марта «Русская театральная школа» из Таллина покажет «смраХ» по дневникам и произведениям Даниила Хармса. В постановке вы увидите персону Даниила Хармса - мистификатора, провокатора и романтика, вечно ищущего идеальную женщину и идеальную любовь. Даниил Хармс - отец русского направления литературы абсурда - как писатель состоялся уже в 20-х годах прошлого века, написал огромное количество стихов, пьес, прозы, дневников и писем. В 1927 году он с друзьями создал Объединение Реальных Искусств. В 1941-м Хармс был арестован, а в 1942-м - умер в больнице от голода.
«смраХ» - дипломная работа режиссера по движению Ирины Кротовой. Она и режиссер спектакля Ирина Томингас отбирали тексты Хармса, которые могли бы максимально выразить заданную идею, затем велись поиски манеры чтения, чтобы высвободить ту энергию и информацию, ту вибрацию стиха или прозы, которые прятались в сочетании звуков и ритмов. Спектакль «смраХ», премьера которого состоялась в 2009 году, отмечен театральными критиками Санкт-Петербурга, Москвы и Таллина.
У «Русской Театральной Школы» нет помещения и своей сцены. И они выходят играть в город, открывая новые пространства. Для сцены используются самые неожиданные места: рабочие, учебные, складские, общественные жилые и нежилые помещения. 
Государственный Молодежный театр Литвы, который выйдет на мордовскую сцену 1 апреля, находится в центре Вильнюса в историческом здании XVIII века. Свою деятельность театр начал в 1965 году как Театр юного зрителя и всегда стремился выработать свой собственный творческий стиль, искал новые формы актёрской игры и оформления сцены. Коллектив много гастролирует по Америке, Италии, Норвегии, России, Польше, Финляндии, Бельгии, регулярно участвует в международных фестивалях, частый гость в России. Спектакль по гоголевской «Шинели», который покажут в Саранске, уже получил специальный приз жюри на фестивале в Санкт-Петербурге за «атмосферность, точность и неожиданность костюмов, чуткость к ритмам гоголевского слова».
2 апреля состоится новая встреча наших зрителей с московским театром «Модернъ», в этом году они покажут «Мои дорогие мужчины» Рустама Ибрагимбекова. 
3 апреля театр из Астаны приглашает на «Летят журавли», спектакль, поставленный к 70-летию Великой Победы. 
4 апреля день русских поэтов на «Соотечественниках». На сцене национального театра пойдет «Поезд в страну негодяев» Сергея Есенина, (режиссер Урсула Макарова, Рязанский областной театр драмы), а в музыкальном театре часом позже прозвучат «Зеленые цветы» Николая Рубцова в исполнении Московского  драматического театра «Сфера».   
5 апреля фестиваль закроет Белорусский государственный молодежный театр и «Козий остров» Уго Бетти.
Верный взятому много лет назад обязательству -  каждый год к «Соотечественникам» готовить премьеру - Русский драматический театр Мордовии и сейчас подошел к фестивалю с новым спектаклем. На днях состоялась премьера водевиля по пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» режиссера Урсулы Макаровой, где художник-постановщик и исполнитель роли Фигаро - Сергей Самарин.   
Помнится, в первом варианте комедии действие происходило во Франции, но из-за королевского запрета постановки Бомарше перенес его в Испанию. Авторы нашего премьерного спектакля отсылают зрителя и вовсе в Америку XX века, не меняя в пьесе ни слова. Эти «отсылы» визуальные, музыкальные - все то, что создает атмосферу спектакля. «Женитьба Фигаро» - еще одна смелая, яркая работа режиссера Макаровой и труппы нашего драматического театра. В этой постановке очень много режиссерских и актерских находок, совершенно ни на кого не похожий Фигаро-Самарин. Такой Фигаро может нравиться или не нравиться, но как актер Сергей Самарин в этой роли раскрывается с самых разных сторон . 
С традиционными постановками этой пьесы саранская «Женитьба Фигаро» не имеет ничего общего. Художественное и музыкальное оформление спектакля как бы подчеркивает, что эта история могла произойти где угодно и когда угодно. Пьеса великого французского драматурга удивительно злободневно звучит и сейчас в России XXI века. Зрители, слушая монологи актеров, понимают, как мало изменилось человечество за последнюю пару сотен лет. Театралы, выросшие на телеверсии спектакля Валентина Плучека 1974 года с Фигаро-Мироновым, графом-Ширвиндтом и другими звездами советской эпохи, были разочарованы, а молодые саранские зрители на этом спектакле  с восторгом открыли для себя Бомарше. Получилась такая «нескучная классика» для современного зрителя. В этом водевиле блистали в неглавных ролях Николай Большаков (садовник), Алексей Тимин (судья), Оксана Сизова (Марселина), порадовали актеры Михаил Зверев (Керубино) и Александр Борзов (Дубльмен и Пастушок). Главные роли сыграли Владимир Буралкин (граф Альмавива), Ирина Абросимова (Графиня) и Юлия Власова (Сюзанна).

«Вечерний Саранск»