В Мордовии работают 6 собак-поводырей

01.03.2016 10:15

 

Свою собаку, черного лабрадора Зену Оксана Галкина не видит. Зато та смотрит за двоих. Восемь лет назад после неудачной операции молодая женщина потеряла зрение. Через два года она вновь обрела его благодаря четвероногому поводырю. Каково это — доверить свою жизнь собаке? Мне даже представить страшно, а вот Оксана очень уверенным и быстрым (!) шагом идет по улице. Лабрадор старательно обводит ее мимо луж и ям. Если бы не белая трость, и не скажешь, что рядом с ней шагает незрячий человек.

Больше, чем любовь

Эти две женщины, Оксана и Зена, друг без друга уже не могут. Первая видит окружающий мир глазами своей собаки, а вторая и вовсе живет жизнью своей хозяйки. Сопровождать ее повсюду — повседневная работа собаки-поводыря. Это не взаимовыгодное сожительство, не партнерство и даже не привязанность. Это больше, чем дружба и любовь.

«У меня с 11 лет инсулинозависимый сахарный диабет, - рассказывает Оксана Галкина. - А тут еще внезапная операция, во время которой анестезиолог неверно рассчитал дозу наркоза. Я начала слепнуть почти сразу же после нее».

Отчаяние, истерики, депрессия... Диагноз врачей из Чебоксарской клиники был однозначен: вернуть зрение невозможно. Единственный совет, который дали окулисты — чтобы глаза не болели, удалить их совсем и вставить стеклянные протезы. И они действительно болели и болят до сих пор. Особенно перед морозами. Но даже несмотря на это, мысль об их удалении в ее голову не приходит. Пока есть глаза, есть и надежда (пусть самая крошечная), что когда-нибудь ученые научатся возвращать зрение таким, как она. Потерять веру еще страшнее, чем один на один остаться с темнотой.

 

Борьба с гипермаркетами

 


Зена живет у Оксаны уже пять с половиной лет. Соседи переименовали ее в более привычную «Зину», а домашние почтительно называют Зинаидой Васильевной.

- Некоторые ждут собак по несколько лет, - говорит Оксана, - а мне повезло. Через десять месяцев после того, как я подала заявление, меня вызвали в подмосковный город Купавну, где находится питомник собак-проводников. Через две недели обучения и сдачи экзаменов мы с Зеной вернулись в Саранск.

Первые годы их «совместной» жизни были очень трудными. И дело не столько в привыкании друг к другу и новым обстоятельствам, сколько в непонимание со стороны окружающих. Дружелюбие у лабрадоров заложено генетически. Добавьте к этому специальную дрессировку, которая учит поводырей сдерживать свои эмоции и быть доброжелательными к людям и животным. Местные кошки быстро «просекли» это, и при встрече с ней стали демонстрировать свое превосходство: то лапой по носу щелкнут, то повиснут на ней. Знают, что та не ответит на агрессию. С людьми было гораздо сложнее. В транспорте собаку норовили отпихнуть ногой, «съездить» по морде сумкой, хотя Оксана всегда входит в заднюю дверь и, встав в уголок, прикрывает ее собой, чтобы не мешала. Но и это не помогало. Сколько криков и претензий услышала за это время слепая женщина, хоть из дома не выходи...

Не просто было и в магазинах. « Пришлось побороться, - вспоминает Оксана, - особенно с гипермаркетами. Спорила, приносила документы, доказывающие, что Зена - не собака, а средство реабилитации. Это тоже самое, что попросить инвалида-колясочника оставить на входе свою коляску и доползти до кассы на животе». В конце концов, перед ее настойчивостью сдались даже самые крупные магазины Светотехстроя. Женщина доказала: у нее ограничены только возможности, а вот права такие же, как у всех остальных.



Ангел-хранитель


Трудно представить, сколько всего должна знать собака-поводырь. Еще сложнее понять, как она это делает. Зена помнит десятки различных маршрутов и по команде - названию конечного пункта, безошибочно ведет хозяйку в магазин, аптеку, больницу, на рынок. «Хлеб» - говорит Оксана, и лабрадор направляется к нужному прилавку. «Скамейка» - и она тут же находит ее.

Гуляя с этой «парой» по ул.Н.Эркая, всеми словами кляну местные дороги. Ямы и колдобины здесь такие, что и зрячий легко ноги переломает. «Вот бы нашему градоначальнику завязать глаза и попросить прогуляться», - ворчу я, а Оксана улыбается. Ее жизнелюбию можно только позавидовать. Не смотря на слепоту, она поет и выступает на сцене, шьет, вяжет, готовит, сажает грядки на даче, собирает грибы и очень любит смотреть телевизор (именно смотреть, а не слушать). И где бы она ни была, что бы ни делала, собака-поводырь ни на шаг не отходит от хозяйки. Лабрадоры - очень умные собаки, и Оксана знает это не понаслышке.

«Не так давно у меня обнаружили опухоль в легком, - рассказывает она. – После курса химиотерапии мы с мужем уехали в деревню. Я сидела на солнышке, отдыхала. Зена то и дело подходила и сталкивала меня со скамейки. Я начала злиться, помню, даже поругала ее. Той же ночью проснулась от того, что у меня зачесалась щека. Коснулась ее рукой и закричала от ужаса, лицо отекло до неузнаваемости. Родные сразу отвезли меня в больницу. Оказывается, врачи забыли предупредить меня, что пребывание на солнце усиливает токсическое действие химиотерапии на кожу. Откуда Зена знала это, остается загадкой, но с тех пор я стала доверять ей еще больше. С ней я спокойна и уверена в том, что не останусь одна в критической ситуации».

Статистика

2433 инвалида по зрению проживает в Мордовии

6 четвероногих поводырей для незрячих — лабрадоров и немецких овчарок работают в различных районах республики

20385 рублей в год — сумма денежной компенсации на содержание и ветеринарное обслуживание собаки-поводыря.

650 тысяч рублей необходимо, чтобы вырастить и подготовить собаку-поводыря. Инвалиду по зрению она выдается бесплатно вместе с комплектом специального снаряжения

7 лет — средний срок профессиональной службы собак-проводников. Из-за большой нагрузки они живут меньше своих обычных сородичей.


Наталья СИЛЬВЕСТРОВА

«Известия Мордовии»