Мордовский исследователь Дмитрий Фролов написал уникальную книгу о Церковном золотном шитье

26.02.2016 15:48

9 марта состоится презентация книги Дмитрия Фролова «Живопись иглой. Церковное золотное шитье XVII – XX вв. в собрании Республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина». Это первое, пока не имевшее в истории Мордовского края аналогов, издание об удивительном, древнем, кропотливом искусстве золотного шитья, связанное с давней историей города Саранска.

Как поясняет автор: «Многие предметы из простой богослужебной утвари минувшего времени теперь стали уникальными, непревзойденными памятниками своих эпох».

После продолжительного периода забвения сейчас наблюдается возрождение церковного искусства, а вместе с ним и древних традиций русского лицевого, орнаментального и золотного шитья.

К настоящему времени в фондах МРОКМ хранятся вещи, содержащие элементы золотного шитья: 10 плащаниц, 4 стороны индитии начала XIX в., 35 литургических покровцов, 11 литургических воздухов, 4 фелони с золотным шитьем на оплечье, а также одно оплечье рубежа XVIII–XIX вв., один стихарь, 5 митр, 2 палицы, 3 набедренника, 2 иерейские поясы, подвесная лента, шитый оклад иконы «Скоропослушница» – всего 80 предметов, которые удалось сберечь стараниями музейных работников.

Искусствовед, историк древнерусского шитья, главный редактор журнала «Убрус. Церковное шитье: история и современность» Елена Катасонова, в своем отзыве на книгу Д. Фролова написала: «Исторически сложилось, что наиболее интересным и заслуживающим пристального внимания исследователей русского церковного искусства оказался период ранний, с момента принятия христианства и вплоть до XVII века. Церковное искусство синодального периода привлекало к себе внимание гораздо меньше, за исключением разве что архитектуры. Интерес к поздней русской иконе возник в обществе буквально в последние пару десятилетий, а в области научных исследований и публикаций делаются пока лишь первые шаги. И это при том, что самих поздних памятников сохранилось довольно большое количество (они до сих пор регулярно встречаются на антикварном рынке).

Если говорить об искусстве церковной вышивки, то ситуация представляется еще более сложной. В советские годы по известным причинам изучение церковных предметов было нежелательным, предпочтение отдавалось светской и особенно народной вышивке...При этом как в больших столичных собраниях, так и в небольших краеведческих музеях провинциальных русских городов хранились и до сих лежат почти не разобранными памятники церковного шитья, поступившие туда после массового закрытия монастырей и церквей по всей России в 1920-30-х годах... Однако этот огромный пласт декоративно-прикладного искусства и ремесла до сих пор остается совершенно неизученным и малоизвестным. Для атрибуции и датировки памятников необходимы архивные исследования... Кроме того, большое значение имеет возможность сравнения вещей, находящихся в разных музеях, между собой, и выявление сходных признаков – стилистических, технических, технологических и т. д. Но поскольку на сегодняшний день такие публикации практически отсутствуют, то исследователям и хранителям музейных коллекций не доступны аналоги из других музеев, на которые можно было бы опереться в исследовании своего материала. Возникает своего рода замкнутый круг, и вещи продолжают пребывать в безвестности.

Книга Д. В. Фролова – одна из «первых ласточек» в этой области. Коллекция Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина не слишком велика, но собранные в данном каталоге предметы, безусловно, представляют не только историческую, но и художественную ценность. Будем надеяться, что выход в свет этой книги послужит своеобразным толчком для хранителей позднего церковного текстиля других музеев, и когда-нибудь мы сможем иметь полную, целостную картину развития этого прекрасного вида искусства, и каждый памятник займет в ней своё достойное место».

 


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»