Эрьзя в Москве

28.10.2009 11:53

23 октября состоялось открытие выставки произведений Степана Дмитриевича Эрьзи в Москве в залах галереи Зураба Церетели. Последняя большая выставка работ Эрьзи в Москве состоялась в 1976 году и была приурочена к 100-летию со дня рождения скульптора. Нынешняя выставка проходит в рамках федеральной целевой программы «Культура России» и приурочена к 50-летию музея, носящего его имя.

Даже для избалованной событиями и зрелищами Москвы выставка Эрьзи стала событием. На открытии присутствовали более 300 приглашенных, представлявших московскую богему, чиновников разного ранга, столичную прессу. Сюда пришли люди, уже знакомые с творчеством нашего земляка, и привели тех, кто еще не видел скульптур Эрьзи.

erzya

Например, Екатерина Рождественская, чья выставка сейчас работает в Саранске, воспользовалась случаем, чтобы показать Эрьзю своему сыну, — «теперь он сможет похвастать, что видел Эрьзю». На выставке присутствовали и представители посольства Аргентины — страны, принявшей когда-то мордовского скульптора, давшей знаменитый теперь материал для лучших его работ и по праву считающей его своим.

На открытие выставки пришли много москвичей, знавших Степана Дмитриевича лично. Это стало сюрпризом для организаторов. Наталья Петровна Бочарова, например, дружила с Эрьзей последние пять лет его жизни. По ее словам, несмотря на преклонный возраст, она вместе с дочерью Твардовского очень хотела организовать выставку Эрьзи в Москве и даже писала Церетели с просьбой об этом. О выставке, готовящейся нашим музеем, они не знали. Каково же было удивление Натальи Петровны, когда накануне выставки ей позвонила директор нашего музея и пригласила на открытие!

erzya1

Мордовский музей привез в Москву 25 работ великого скульптора, 10 лучших работ Эрьзи из своих запасников предоставил Русский музей. Надо отметить, что скульптуры Эрьзи, хранившиеся в Русском музее, впервые на этой выставке увидели не только зрители, но и искусствоведы. Ранее наши музейщики знали их только по каталогам. Поэтому выставка в Москве стала праздником души и для самих хранителей работ Степана Дмитриевича, которым наконец удалось прикоснуться к еще «нетронутым» их заботливыми руками скульптурам — Медузе Горгоне, Бетховену, Льву Толстому и другим. К сожалению, мордовские искусствоведы отметили не лучшее состояние этих работ.

Они выглядят хуже, чем экспонаты, привезенные из саранского музея. Ведь здесь они все на виду, их состояние постоянно отслеживается, проводятся необходимые реставрационные процедуры. Увиденное даже подтолкнуло нашу делегацию во главе с министром культуры Петром Тултаевым к мысли о воссоединении коллекции. Разумеется, на территории нашего музея, где есть все условия для их хранения и экспозиции. Как говорит директор музея Людмила Нарбекова: «Мы будем обращаться в Министерство культуры России и к руководству Русского музея с официальным письмом. Мы будем просить отдать нам часть коллекции, хранящейся в Русском музее, с тем условием, что она сразу станет частью нашей экспозиции. Мы не зря готовились целый год к этой выставке. Для нас это событие историческое. Впервые мы осуществили общий проект с Русским музеем. Впервые Российская академия художеств приняла у себя Эрьзю, как известно, не имевшего ни статуса академика, ни почетных званий, ни даже законченного образования. За эту выставку нас благодарили председатель московского Союза художников Сергей Горяев, замминистра регионального развития Максим Травников. Мы поняли, что этот проект должен продолжаться и Эрьзю можно и нужно показывать и за рубежом».

Гостить в Москве работы Эрьзи будут до 29 ноября, а затем наследие нашего знаменитого земляка вернется на родину. В качестве ответного шага в ноябре в Саранске состоится выставка работ лучших скульпторов России, в которой примут участие более двухсот авторов.

Галина БАЛАШОВА (”ВС”, № 43)

«Вечерний Саранск»