ОНФ: Без территориального планирования размещения учреждений здравоохранения медпомощь не будет доступной

02.02.2016 15:54

 

Размещение медицинских организаций должно быть основано на их доступности для всех граждан, включая малонаселенные и труднодоступные районы. Очевидно, что новые требования к размещению учреждений здравоохранения, подготовленные Минздравом, базируются не на территориальном планировании, поскольку, согласно им, поликлиники и больницы могут размещаться где угодно. Эксперты Фонда «Здоровье» изучили документ и пришли к выводу, что он нуждается в доработке. По их мнению, принятие требований в нынешнем виде может привести к снижению доступности медпомощи, лишним бюджетным тратам, а также росту числа управленцев в здравоохранении.

Минздрав России опубликовал на едином портале раскрытия информации о подготовке нормативно-правовых актов проект приказа «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». Публикация не сопровождалась приложением с конкретными нормами доступности медпомощи, что крайне затрудняет общественный контроль и обсуждение данного документа.

 

Согласно документу, станции скорой помощи должны располагаться так, чтобы доехать до самого далеко живущего пациента максимум за 20 минут, а до поликлиники пациент должен дойти пешком в течение часа.

 

«Эти показатели неплохо выглядят на бумаге. Но как они будут выполняться, если документ не содержит рекомендаций по выбору места размещения больниц и поликлиник с учетом имеющихся дорог и транспортных маршрутов? В результате, когда регионы будут разрабатывать или корректировать свои схемы территориального планирования, ничто не помешает им разместить больницу или поликлинику в чистом поле, где до ближайшего автобуса или электрички километров двадцать», – считает директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.

 

Если исходить из предложенного Минздравом норматива – на 20 тыс. человек должна быть одна поликлиника, то для одних только городских жителей понадобится около 5 тыс. самостоятельных поликлиник. Однако, по данным Росстата, в России сейчас работают чуть более тысячи самостоятельных государственных и муниципальных поликлиник. Остальные – и их большинство – входят в состав различных больниц.

 

«Получается, что из каждой центральной районной больницы придется выделить поликлинику и станцию скорой помощи. Понадобится создать новые юридические лица, в каждом из них назначить главных врачей и их заместителей, набрать бухгалтеров. То есть раздуть административно-управленческий аппарат и обслуживающие медиков подразделения. Так ли это необходимо в нынешних сложных экономических условиях? Вопрос, думаю, риторический», – говорит Гаврилов.

 

Он полагает, что Минздрав, скорее всего, не провел расчеты сети медицинских организаций, которая должна образоваться после утверждения документа, и не учел, как эта сеть наложится на уже существующую. Необходимо внести в документ изменения таким образом, чтобы не пришлось дробить недавно оптимизированные медицинские организации, выделяя отделения скорой медицинской помощи и амбулаторные учреждения в отдельные юридические лица, расширять административно-хозяйственный аппарат, что потребует больших финансовых вливаний федерального и региональных бюджетов, считает Эдуард Гаврилов.

 

«Возможно, где-то образуется излишек медицинских организаций, а где-то возникнет их значительный дефицит. В первую очередь это касается северных территорий, где большинство городов имеют численность населения от 20 до 40 тыс. человек, а расстояния между ними достигают 700–800 км. Получится так, что жители этих малых городов не смогут иметь свои больницу, стоматологию, диспансер и т.д.», – предостерег директор Фонда «Здоровье».

 

В случае принятия приказа в тяжелой ситуации могут оказаться учреждения ФМБА России, где основным звеном оказания медпомощи являются медико-санитарные части. С точки зрения чиновников, теперь они должны оказывать лишь специализированную и высокотехнологичную медпомощь. При этом отделения скорой помощи и цеховые терапевтические отделения придется прикрыть, что делает нецелесообразным существование системы промышленной медицины для лиц, работающих в особо опасных условиях труда.

 

«Фактически приказ может привести к снижению, а не к повышению доступности медпомощи, а также к увеличению административно-управленческого аппарата в отрасли, хотя укрупнение поликлиник и больниц в ходе только что проведенной оптимизации решало обратную задачу. На наш взгляд, тратить лишние бюджетные деньги в такой сложный момент – бессмысленное расточительство. Рачительное отношение к деньгам сегодня должно выйти на первое место», – заключил Эдуард Гаврилов.

 

 



«Известия Мордовии»