НЕдобровольное пожертвование
21.10.2009 09:07
Поборы в школах, детсадах, вузах уже давно стали нормой современной жизни. Родителей, которым приходится раскошеливаться, это, конечно возмущает. Не случайно в прокуратуру постоянно поступают анонимные звонки и письма с просьбой разобраться в ситуации. Называть себя люди не хотят, опасаясь, что в случае огласки жизнь их детей станет невыносимой. Однако без заявления конкретного гражданина сотрудники правоохранительных органов не могут начать проверку. В результате порочный круг так и остается замкнутым.
Недавно в поле зрения сотрудников прокуратуры попала показательная прогимназия № 119. Произошло это после того, как за помощью обратился житель Саранска Олег Кондрашов, дочь которого посещала ее в течение двух лет. «Дело в том, что после окончания прогимназии девочке не выдали медицинские документы, необходимые при поступлении в школу, ? комментирует ситуацию старший помощник прокурора Ленинского района Инна Мещерякова. Объяснялось это тем, что родители не погасили задолженность по добровольным пожертвованиям. При этом определенная законодательством сумма содержания ребенка в детском саду была полностью внесена. Об этом свидетельствовали многочисленные квитанции. В графе добровольные пожертвования накопилось около 2 тысяч долга. На основании этого сотрудники прогимназии оставили медицинские справки девочки в залоге до погашения этой суммы. Ребенка приняли в школу, но требовали срочно предоставить документы. Отчаявшийся отец обратился к нам.
Кондрашов пояснял, что с тех пор, как его дочка пошла в прогимназию, он ежемесячно платил требуемые суммы, которые составляли примерно от 980 до 2 с лишним тысяч рублей ежемесячно в дополнение к тому, что он должен платить просто за то, что его ребенок ходит туда. До апреля текущего года заявитель безоговорочно вносил требуемые деньги, однако потом его материальное положение изменилось в худшую сторону и платить он больше не смог.
Сотрудники прокуратуры попросили руководство прогимназии объяснить, как именно расходуются пожертвованные деньги. В ответ они услышали, что за счет них ребята получают усиленное питание. Остальная часть средств якобы идет на оплату целого комплекса дополнительных образовательных услуг.
»Все это делалось с грубым нарушением существующего законодательства, ? продолжает Инна Мещерякова. Прежде всего, должен был быть заключен соответствующий договор, в котором четко прописывалось какие услуги, кем и в каком объеме предоставляются. Естественно, в данном случае его не было. Кроме того, закон четко регламентирует, что является добровольным пожертвованием и на что оно может расходоваться. В данном случае не может идти речь ни о какой определенной периодичности платежей и установленной сумме. У кого есть возможность пожертвовать, тот это делает, с тех, у кого такой возможности нет, никто не вправе чего?то требовать. Одним словом, данные средства должны поступать на добровольной, безвозмездной основе. Кроме того, все жертвования носят строго целевой характер. Даритель должен указывать конкретное назначение денег (на организацию образовательного процесса, на ремонт класса или комнаты, на приобретение методической литературы и т.д.), пойти на что?то другое они не могут. Значит, какой?либо задолженности по «добровольным пожертвованиям» перед образовательным учреждением быть просто не может«.
По итогам проверки было внесено представление на имя главы администрации г. о. Саранск Владимира Сушкова с требованием устранить нарушения законодательства об образовании. Кроме того, поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности директора прогимназии № 119 и должностных лиц Департамента по социальным вопросам.
Тем временем в прокуратуру продолжает поступать множество звонков от родителей учащихся, чаще всего от родителей школьников. Они охотно сообщают, что в их учебном заведении процветают всевозможные поборы, с которыми они зачастую не в состоянии справляться ввиду тяжелого материального положения. Они просят помочь, однако при этом отказываются называть не только свою фамилию, но даже класс, в котором обучается их чадо, опасаясь, что учителя сделают его жизнь невыносимой. В результате принять соответствующие меры сотрудники правоохранительных органов не могут.
В. Воронцова.
Газета «Мордовия», № 42