Алкоголь под контролем
25.12.2015 11:52
Алкогольный рынок России, похоже, стоит на пороге очередной серьезной встряски. С 1 января все предприятия, осуществляющие розничную продажу алкоголя (в том числе бары, кафе и рестораны), будут обязаны фиксировать в Единой государственной автоматизированной информационной системе контроля над объемами производства и оборота этилового спирта любой факт закупки или поступления товара. Еще через полгода магазинам и заведениям общепита, находящимся в городах, придется отчитываться уже и об объемах реализации такой продукции. А с июля 2017-го продажи начнет подтверждать и сельская розница. Таким образом, в базе данных найдет отражение полный цикл оборота единицы подакцизной продукции (декалитров, бутылки или даже «стопарика») - от производителя до покупателя.
Благие намерения
Подобные меры, как утверждается, позволят практически полностью обезопасить рынок от проникновения контрафактной, «паленой», суррогатной и фальсифицированной продукции. А заодно - снизить количество смертей и отравлений некачественным «пойлом».
Идея вроде бы благая, достойная всяческой поддержки и одобрения. Тем более что порядка в сфере пока явно недостает. По некоторым данным, из 230 миллионов дал алкоголя, ежегодно производимого на территории России, на долю «теневого» продукта приходится от 100 до 130 млн дал. Потери бюджета оцениваются при этом в гигантские суммы. Только на акцизах казна теряет не менее 30 миллиардов рублей в год.
Не стоит, правда, забывать и о том, что до недавних пор федеральные чиновники усердно пытались компенсировать выпадающие доходы, главным образом, повышением акцизных ставок. Как следствие - первыми под удар нередко попадали добросовестные производители. И если одни расплачивались за это своими оборотами, то другие быстро научились извлекать выгоду из акцизов, выпуская параллельно и легальный продукт, и «неучтенку» (то есть ту же водку, только с поддельными федеральными марками).
Когда же стало понятно, что дальнейший рост ставок ни к чему хорошему не приводит, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка с не меньшим энтузиазмом взялась учитывать и контролировать процессы производства, отгрузки, поступления и реализации готовой продукции.
Море водки
В теории и впрямь все выглядит понятно и просто. При отгрузке каждой партии спиртного производитель или импортер обязан направить в ЕГАИС ряд сведений о товаре. В свою очередь, оптовику надлежит подтвердить факт его получения.
На первом этапе считалось, что при прозрачности сделок в «верхнем» эшелоне рознице автоматически будет перекрыт канал доступа к контрафактному «пойлу». Этого, однако, не произошло. Всего за 8 лет легальный оборот спиртного сократился в два раза - с 2 миллиардов литров в 2007 г. до одного миллиарда в году 2014-м.
Тогда было решено расширить сферу действия ЕГАИС на организации розничной торговли. Согласно новой редакции соответствующего федерального закона с 1 января следующего года оптовики тоже должны будут отчитываться, кому и когда отправили продукцию, а розничные магазины - сообщать о ее поступлении.
В дальнейшем же под контроль системы попадет и нижний уровень - розничные продажи. Тем самым планируется обеспечить полную прозрачность всей цепочки - начиная с процесса производства и заканчивая передачей одной или нескольких бутылок на руки покупателю.
Дело техники
По заверениям Росалкогольрегулирования, мы, потребители, особых неудобств не испытаем. Единственным новшеством для нас станут чеки с QR-кодом, по которым можно будет отследить весь путь конкретной бутылки и узнать, легально ли она находится в обороте. Оптовый рынок, как утверждается, тоже легко подстроится под новые правила, благо у него было достаточно времени, дабы протестировать систему. Проблема - в розничной торговле, которой поневоле придется подстраивать свою деятельность под требования ЕГАИС.
Впрочем, и тут, как уверяют представители Росалкогольрегулирования и ФГУП «Центринформ» (данная организация занимается информационно-техническим сопровождением проекта), каких-то неразрешимых противоречий возникнуть не должно. Данные будут передаваться в систему автоматически. И все, что нужно, - приобрести необходимый комплект оборудования да программного обеспечения.
Ввести нельзя отложить
Гладко было на бумаге... А на деле легко может случиться и так, что в ближайшее время мы недосчитаемся множества магазинов, в особенности небольших, функционирующих в сельской местности. Согласно официальным данным, алкоголь обеспечивает свыше 40 процентов всего розничного товарооборота. В Мордовии, где доля сельского населения достаточно высока, сей показатель и того больше - около 57 процентов.
Отбросим в сторону все возрастные и временные ограничения, связанные с продажей водки и прочих крепких напитков. Понятно, что они серьезно «подточили» материальную базу розничной торговли (настойки боярышника и другие спиртосодержащие жидкости ныне завозятся в республику чуть ли не фурами). Дело совсем не в этом. И не в том, что доля местного пива в рознице едва достигает 20 процентов, и не в том даже, что около половины районов республики не выполняют прогнозные задания по пиву и водке. Со счетов можно сбросить, наконец, 3 миллиарда рублей акцизов, которые на 24% формируют региональный бюджет. И что же в «сухом» остатке?
А в остатке, как ни парадоксально, новые расходы, которые надлежит взвалить на плечи розничной торговли (читай - потребителей, ибо в России рост издержек неизбежно сказывается на ценниках!).
Начнем с самого очевидного, а именно - c оборудования, необходимого для работы с ЕГАИС. По оценкам Росалкогольрегулирования и «Центринформа», минимальный его комплект обойдется в 11-11,5 тысячи рублей (такие цифры были названы на семинаре-совещании, организованном Министерством торговли и предпринимательства РМ). В эту сумму входит приобретение сертифицированного ключевого носителя JaCarta (2 тысячи рублей), ключа электронной подписи (еще примерно 3,5 тыс. рублей), плюс расходы, связанные с закупкой бухгалтерской программы и проверкой готовности технических средств, через которые будет подтверждаться факт приемки алкоголя.
Специалисты коммерческих организаций, занимающихся подключением торговых предприятий к системе, во время все того же совещания в Минторге указывали, правда, иной ценовой диапазон - от 16 до 20 тыс. рублей.
Просчеты учета
Бизнесмены, руководители торговых точек и предприятий общепита, главные бухгалтеры в ответ лишь иронизировали, призывая учитывать еще и сопутствующие затраты, коих, очевидно, немало.
Простым считывателем штрих-кода тут не обойдешься. Нужен специальный 2D-сканер, способный расшифровать информацию, содержащуюся на акцизных марках. С фискальными регистраторами та же история. Они должны уметь печатать QR-коды.
Далее: нужен компьютер, ноутбук или планшет. И не первый попавшийся под руку или давно списанный в утиль. Потребуется современная операционная система. Наличие выхода в интернет - это вообще тема для отдельного разговора. Проведенный недавно анализ показал, что в 78 из 1278 населенных пунктов Мордовии такой возможности нет вовсе. Причем в семи селах (по одному - в Ичалковском, Краснослободском, Теньгушевском, Чамзинском районах и сразу в трех ельниковских) ныне функционируют магазины, имеющие лицензию на реализацию алкогольной продукции. А ведь еще следует обеспечить стабильную скорость, не менее 256 кбит/сек.
Опять же, требуются люди, способные работать на оборудовании. Только где их взять, учитывая, что многие деревенские продавцы по сей день не знают, с какой стороны подойти к компьютеру? Обучить? Но на то необходимы и дополнительные средства, и, как минимум, согласие персонала. А некоторые на это никогда не пойдут, поскольку не пожелают за ту же зарплату добровольно взвалить на себя новые обязательства.
«Обкатка» практикой
Предприниматели на семинаре желали получить подробные разъяснения, касающиеся различных аспектов внедрения ЕГАИС. А услышали от нижегородских гостей по большей части лишь уверения в том, что не так страшен черт, как его малюют. В данном случае - журналисты, которые, как всегда, нагнетают обстановку.
Но тут поневоле напрашиваются определенные параллели. Достаточно вспомнить хотя бы первые шаги проекта, когда к ЕГАИС подключали производителей и оптовиков. Первые два месяца 2006-го из-за огромных задержек с выдачей акцизных марок и зависания серверов выпуск алкоголя в стране фактически был парализован. Схему пришлось дорабатывать, что называется, по ходу. Еще почти полгода отрасль продолжало лихорадить. Ее суммарные потери эксперты оценили в 2,5 миллиарда долларов.
Нынешний же этап - гораздо более масштабный и ответственный. Уже хотя бы потому, что работать с системой предстоит не только крупным участникам рынка, но и тысячам и тысячам небольших организаций с ограниченными бюджетами. И пока им обещано только:
а) прощать в первое время возможные помарки в работе,
б) не устраивать тотальных проверок из-за нескольких бутылок выявленного контрафакта,
в) не штрафовать почем зря за несвоевременное исполнение требований.
По крайней мере, в I квартале следующего года, когда будет проходить «обкатка» системы.
Под «колпаком» ЕГАИС
Впрочем, кое-какие прежние ошибки ведомство, надо признать, учло. Информации о подключение розницы к ЕГАИС ныне действительно предостаточно. Жаль только, что наводнившие интернет разъяснения зачастую противоречат друг другу.
Росалкогольрегулирование, между тем, успело объявить и об удачном тестировании системы, и даже о полной готовности ее к запуску. Так, из 1,6 тысячи оптовых поставщиков алкогольных напитков свыше половины (точнее, около 60%) способны хоть завтра приступить к работе по новым правилам. Подключены к ней и 23 тысячи розничных касс.
В Мордовии же в системе зарегистрировано более 200 торговых точек, главным образом принадлежащих сетевым ритейлерам. Хотя постарались и некоторые местные предприятия - Фонд «Развитие села», агрофирма «Октябрьская» и прочие. Сейчас там активно проводятся тестовые мероприятия.
Да и в целом каких-то серьезных сбоев по республике Минторг не прогнозирует. Регион маленький, довольно компактный, при необходимости урегулировать вопросы возможно даже в ручном режиме. Бизнес-сообщество тоже нацелено на выполнение законодательных требований. Потому нет и разговоров о неминуемом крахе всей отрасли, как происходит сегодня в других регионах. И это уже можно расценивать как небольшую победу...
«Вечерний Саранск»