«Я не люблю глянец»

18.12.2015 11:35

 

На прошлой неделе в музее имени Эрьзи открылась широко анонсируемая фотовыставка «Ребусы» Юлии Векслер. Она родилась в Саранске, закончила здесь художественное училище и вот уже 11 лет живет в Германии. В авторской экспозиции представлено 40 разноплановых работ, родившихся на волне вдохновения. Накануне открытия выставки Юлия Векслер рассказала журналистам «ВС» о своем творчестве и жизни в Германии. 

Справка «ВС»
Юлия Векслер (в девичестве Карпенко) родилась в Саранске 2 декабря 1976 года. Училась в Саранском художественном училище им. Ф.В. Сычкова на декоративно-прикладном отделении у педагогов Л.Н. Колчановой и Л.М. Острась. В 1996 году переехала с родителями в Воронеж, вышла замуж, родила сына Илью, развелась, поступила в Воронежский филиал Академии госслужбы при Президенте РФ. В 2004 году снова вышла замуж и переехала в Германию, где и живет сейчас в городе Потсдаме. В Германии Юлия профессионально занимается фотографией, получила образование в галерее «Imago Fotokunst» у знаменитых немецких фотохудожников Матиаса Рихтера и Андреаса Роста. С 2012 года экспонируется на фотовыставках в Европе, главным образом в Германии.

Путешествия и фотографии
- Я не люблю глянец, мне приходилось снимать моделей, но это не мое. Это скучно. Мне также неинтересны фотографии с отдыха. Приезжая куда-либо, можно пару дней полюбоваться видами, на телефон поснимать, отправить друзьям, как это делают все нормальные люди. Но это не творчество. Другое дело, когда в Италии у меня появились друзья, очень интересные люди, москвичи, которые выкупили половину какого-то винного бизнеса. Они устраивают выставки  в очень знаковых исторических местах в Тоскане в храмах со старинными фресками. Когда попадаешь к людям вот так, изнутри, видишь настоящие итальянские лица, которые с папами на короткой ноге, это что-то другое. Это хочется снимать как репортаж.
В Америке я тоже сначала снимала какие-то виды, а потом просто повесила камеру на шею и снимала «с живота» обычных людей. Это было очень интересно. Прохожих, обычных людей интересно снимать именно в России и Америке. Не могу объяснить почему... 
В Австралии я тоже много снимала. Она мне понравилась как вторая после Германии страна, в которой я могла бы жить. Я очень комфортно там себя чувствую. Что-то такое витает в воздухе, отчего мне легко дышать... 
Фотография для меня любимое дело. Я не могу сказать, что это для меня - профессия или хобби. Это ремесло, в которое художник или фотограф, освоивший технику, должен привнести что-то свое. Иначе у него нет лица, все остается только на уровне техники. Фотографом на сегодняшний день может быть любой - каждый может взять в руки камеру и пойти снимать. Но многие ли имена на слуху? И если бы я не пошла в свое время в художественное училище, то, наверное, никогда не научилась бы «видеть»…

Куклы, ювелирка и бывший муж
- Мой второй муж - Илья Векслер - геолог-химик из известной московской семьи. Собственно, благодаря ему мы так много и путешествовали по миру, посещая конференции и всякие прочие научные мероприятия в разных странах. Специалистам в 90-е надо было как-то выживать, и все геологи занимались ювелиркой. Вот Илья и научил меня ювелирному делу. И хотя я считаю, что это не женское занятие, могу сделать в подарок настоящее ювелирное изделие.
А еще я делаю куклы. Когда слепила первую, у меня появилось ощущение чуда. Она была, конечно, не идеальной, но такая живая! Муж, приехав из командировки, удивленно спросил: «Джульетт, это ты слепила?». И не поверил. Я делала сначала статичные куклы, дарила их друзьям, потом мне стало интересно делать шарнирные куклы. А недавно в Риме увидела и заинтересовалась еще одной кукольной техникой - я уже вижу свою новую куклу перед глазами, обязательно сделаю. Дома у меня две мастерские: большая фотостудия и мастерская, где стоят верстак с ювелиркой, стол с куклами, мольберт с живописью. Когда мы разводились с Ильей, он уговорил меня оставить большую квартиру, и в итоге у меня сейчас четыре комнаты.
В Германии и Европе сейчас можно выставить практически все: абстрактное творчество, обнаженную натуру - все, что придет в голову. Можно раздеться, рядом встать - и все будет нормально. Зато коммерческой фотографии как таковой в Германии очень мало. Там люди так не кидаются деньгами, чтобы запечатлеть какое-то шикарное мероприятие. Я работаю на городскую администрацию, и они всегда говорят мне, когда нанимают на какой-то праздник: «Пришлите, пожалуйста, ваши ценовые предложения». И я знаю, в каких рамках это должно быть, иначе они откажут. А это, на минуточку, городская администрация, они устраивают шикарные праздники…

«Мне было любопытно пожить в других странах»
- Как я попала в Германию? Я окончила Воронежский филиал Академии госслужбы при Президенте России. Специалист по регионам Западной Европы. Мы интенсивно изучали иностранные языки - английский и немецкий, поощрялись также поездки за рубеж. В Германию поехали в первый раз после третьего курса в волонтерский лагерь. У нас были бесплатный проезд и проживание. За это мы должны были отработать две недели в Национальном парке с самым большим в Европе буковым лесом. Мы уезжали, совершенно не представляя, куда едем. Накануне я зашла на какую-то страничку в сетях, оставила анкету, написала, что еду в первый раз, ничего не знаю, помогите, расскажите...
Мне сразу позвонил Илья Векслер. Он здорово нам помог: прислал расписание поездов, все рассказал, купил нам телефонные карточки и переслал. Он приехал к нам, возил нас в Дрезден, Берлин, водил по музеям, показывал достопримечательности (к тому времени он уже несколько лет жил и работал в Германии, а до этого - в США и Дании).
Я всегда хотела куда-то уехать, но не потому, что хотелось покинуть Россию, мне было любопытно пожить в других странах. У меня не было никаких стереотипов. Предубеждения были у моих попутчиков. Со мной был мой брат со своей девушкой. Они не могли поверить, что нам помогают просто по доброте душевной. Илья пригласил нас в гости к себе в Берлин, он нас кормил-поил, водил по городу, а они спрашивали: «Что вы от нас хотите?». Он отвечал, что уже пять лет живет один, ему скучно… 
Спустя несколько лет я стала его понимать. Но тогда мы с ним расстались, думали, что навсегда. Опять же, разница в возрасте - он старше на 18 лет. Но на новый год он прислал мне приглашение. Я приехала на три месяца, тогда мы побывали в Венеции... Через некоторое время он сам приехал в Россию, и мы расписались. 

Никакой ностальгии
- В первое время в Германии мне было очень комфортно, было ощущение, что я жила здесь всегда. Было очень интересно учить немецкий язык. Чтобы сдать высший экзамен по языку, я даже поступила в Потсдамский университет. Потом наступил переходный возраст у моего сына, начались серьезные проблемы в школе, нам даже пришлось менять школу. Были какие-то неприятные моменты, связанные с тем, что мальчик русский. Школа, в которой он учится сейчас, оказалась прекрасной, он на хорошем счету, активно участвует в школьной жизни. 
В Германии я живу почти 13 лет, но все это время поддерживаю отношения с друзьями и родственниками в России, с моим педагогом Людмилой Николаевной Колчановой. Мой сын был в Мордовии позапрошлым летом, ему очень понравилось. У него было море впечатлений, когда мы поехали на пасеку в Языково. Для него это была такая экзотика, а я снимала как сумасшедшая. Вообще разницу между людьми и образом жизни видишь в первые дня три, потом эта грань стирается. Так родилась серия фотографий из России... 
Саранск, конечно, сильно изменился. Приезжаю, хожу по улицам и чувствую, что ничего не чувствую. Сломали все и сделали по-новому. Никакой ностальгии. У меня осталось много черно-белых фотографий с детства, на которых Саранск почти 30-летней давности... 
«Многие русские, приезжая в Германию, ничего не делают»
- Мои нынешние друзья не типичные немцы и русские. Типичные немцы и между собой-то не очень дружат, они очень закрытые. Нетипичные - это те, кто, например, учился в России и хорошо знает русских людей. В Германию из России едут в основном по каким-то специальным программам. Люди, приезжающие сюда и получающие очень хороший социальный пакет для переселенцев, сильно расслабляются. Ведь такая жизнь не дает мотивации. Многие русские, приезжая сюда, ничего не делают...
В Европе мало говорят о России. Это у нас, у русских, самомнение большое - кажется, что мы у всех на устах. На самом деле это не так. В Германии к приезжим зачастую относятся лучше, чем мы сами относимся друг к другу. Всех встречают одинаково - и евреев, и русских, и арабов. Просто в последнее время народу приехало больше, чем ожидалось. Но когда я уезжала, все было тихо и спокойно, страна живет своей жизнью.

 

«Вечерний Саранск»