Таланты мира на саранской сцене
11.12.2015 09:52
Традиционный саранский фестиваль классической музыки «Декабрьские дивертисменты» традиционно не обходится без участия фонда «Таланты мира», который в последние годы стал самым ожидаемым гостем фестиваля. «Таланты» каждый раз приезжают к нам с новым проектом. В этот раз (2 декабря) саранские зрители увидели концерт «Четыре короля оперы» - популярную классику в исполнении всех мужских голосов. На сцене музыкального театра имени Яушева сладкоголосого контртенора Василия Хорошева (солист швейцарской и немецкой опер) сменял чарующий тенор Георг Эннарис (солист аргентинской и бразильской опер), ему на смену приходил мужественный баритон Владимир Целебровский (солист Мариинского театра), которого в свою очередь сменял настоящий глубокий бас Олег Бударацкий (солист Екатеринбургского театра оперы и балета) - все красавцы на подбор. Приятная внешность, по признанию директора фонда, - одно из обязательных условий приема в «таланты».
Театр полон, ложи блещут… Ладно, может, и не блещут, но как рукоплещут каждому исполнителю и родному оркестру, который весь вечер был на сцене вместе со своим руководителям Сергеем Киссом. Любимцами саранской публики в этот вечер стали сладкоголосый уроженец Крыма тенор Георг Эннарис и взбудораживший женские сердца уральский бас Олег Бударацкий. Популярные арии из опер, русские и неаполитанские песни и Belle из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» в финале - все было принято любителями музыки с восторгом.
Каждый проект фонда «Таланты мира» - явление уникальное, это настоящий праздник высочайшего исполнительского мастерства. В его концертах принимают участие звезды лучших оперных театров мира. В Саранск новый проект к нам привезла Мариана Галанина - директор фонда и по совместительству ведущая концерта. Она и рассказала журналисту «ВС» о фонде, проектах и гастролях «Талантов мира».
- Этот фонд придумал и создал Давид Гвинианидзе, когда ему было 25 лет и он сам пел в опере (основатель фонда, художественный руководитель и автор всех концертных программ Давид Гвинианидзе - концертирующий певец, педагог, за заслуги перед отечественной культурой его именная звезда открыта в ЦПКиО «Сокольники» - прим. авт.). Но уже тогда он задумывался над будущим и имел массу идей, которые теперь воплощает в жизнь. В подборе исполнителей ему помогают как личные связи, так и… интернет. Он много слушает записи певцов, выложенные в интернете. Понравившимся вокалистам предлагает прислать записи, затем встречается с ними лично. И если внешность артиста, его сценический образ подходят нашему проекту, он приглашает его в «Таланты мира».
- Есть проекты, которые работают один-два сезона, а есть проекты, которые живут очень долго. Они настолько полюбились зрителям, что их просят повторять снова и снова. Например, «Дуэль теноров и баритонов». Эта дуэль вечная… (Смеется.) Она каждый раз повторяется на 8-е Марта, дамы очень любят эту программу.
- Исполнители постоянно меняются, но суть проекта остается. Есть люди, которые постоянно сотрудничают с фондом, их много. А есть солисты, которых мы приглашаем только в один какой-то проект. Фонд постоянно пополняется новыми именами, талантами. Певцы, которые выходят на сцену сегодня, много лет сотрудничают с фондом. Самый маленький стаж у Василия Хорошева, он с нами всего год.
- Мы проводим много совместных проектов с театром имени Яушева. С нашего первого приезда в Саранск мы сотрудничаем с Сергеем Киссом. Он наш постоянный дирижер. И я вам больше скажу, когда у нас проводятся какие-то фестивали, Сергей Яковлевич исполняет обязанности главного дирижера. Он очень хороший музыкант и опять же - молодой, красивый.
- С 2006 года мы работаем и за рубежом. Белоруссия, Киргизия, Грузия, Азербайджан, Латвия, Эстония, Литва, 3-4 раза в год бываем в Казахстане, до недавнего времени была Украина. К сожалению, война распространяется и на музыку. Когда в Луганске и Донецке начались все эти события, мы как раз были там на гастролях. Пришлось оттуда выбираться буквально огородами. В Запорожье машину поставили в чей-то сад, чтобы не видели московские номера, и в сопровождении местного сотрудника полиции, с мигалками, мы продвигались к российской границе.
- В США нас принимают на очень престижных площадках: Карнеги-холл, Линкольн-центр. Американские зрители встречают так же тепло, как и российские. В Америке престижно ходить на наших оперных певцов, тем более что у них таких проектов никогда не было. Когда Давид привез к ним «7 теноров из 7 стран» с посвящением Марио Ланца, был аншлаг. Это для них такая экзотика - певцы из семи стран, включая Австралию, пели на одной сцене.
Новичок в компании королей оперы, контртенор Василий Хорошев в Саранске впервые, впрочем, как и в проекте фонда. Он редко поет в России, хоть родился во Владимире и учился в Московской консерватории.
- Уже 6 лет работаю приглашенным солистом в европейских театрах. В фонд «Таланты мира» меня пригласил Давид, я вообще первый контртенор, которого он взял в проект. Также я буду петь в большом проекте «Парад контртеноров».
Мне интересно петь в России, потому что в основном пою на Западе. Когда предоставляется возможность познакомить нашу публику с непривычной для нее музыкой, я всегда соглашаюсь, для меня это большое счастье. Для меня имеет значение, перед кем я пою. Зрители разные. Музыка, которую я исполняю, близка по духу и традициям западноевропейскому зрителю, она им понятна. Но я русский контртенор, который в принципе там особенно никому не нужен. Я пою то, что мне не очень близко. Классика - понятие растяжимое. Я пою музыку барокко, раннего Моцарта. Мне приходится глубоко изучать язык, историю создания, традиции исполнения. Это огромная работа, которая, я думаю, продлится всю мою жизнь. Музыка, которую я исполняю, всегда новая. Ибо находятся новые манускрипты в европейских библиотеках, музыка расшифровывается, дается на выучку. Записей этой музыки не существует. Каждое первое исполнение такой музыки - мировая премьера. Это огромная ответственность, огромный стресс для организма. Постоянно учу новое, занимаюсь в Европе с концертмейстерами, специалистами именно этого периода музыки.
- Сегодня я пою арию Цезаря из оперы Генделя «Юлий Цезарь» и арию Ринальдо из «Ринальдо» - музыку, которая писалась для кастратов. Потому что в то время королями сцены были кастраты, для них писались все заглавные партии. Я пою музыку, которая писалась исключительно для этого голоса.
Галина БАЛАШОВА
«Вечерний Саранск»