Если жизнь в черно-розовом цвете…

08.10.2009 09:17

Наша культура наряду с самобытностью имеет свойство вбирать новаторские идеи, к коим принадлежат западные течения. Впоследствии находятся те, кто является носителем этого «нового» в России. Так произошло и с субкультурой эмо.

Саранск, как и другие регионы нашей страны, значительно отстает от столицы и крупных городов, поэтому мода, давно уже вошедшая в историю, скажем, в Москве или в Санкт-Петербурге, у нас только показывает свои ростки.

В столице Мордовии сложились разные представления об эмо-кидах. Но прежде, чем отрицать или следовать этому направлению давайте разберемся.

Из истории эмо

Термин «эмо» (от англ. «эмоциональный») — вид хардкор — панка, основанный на эмоциях в голосе вокалиста, в сопровождении мелодичной, спокойной музыки, резко переходящей в металлик, возникший в 80-х годах в Вашингтоне (США). После распада известной хардкор — группы Minor Threat, это направление в музыке по характеру своего звучания получило название emition. Первыми emition стала группа Rites of Spring.

В Россию это направление пришло в 2002 году, тогда «эмо» успешно популяризировало русское издание английского музыкального журнала.

Эмо fashion или испытание модой

В начале XX столетия эмо стали понимать как стиль в одежде (этот миф существует по сей день). Возникновению этой теории способствовал американский журнал о направлениях моды Teen People. Тогда стала известна формула Эмо — это готы, скрещенные с панками, либо готы + барби.

Сегодня они выделяются из толпы: носят зауженные джинсы темных цветов, обтягивающие майки с изображением героев мультиков, полосатые и клетчатые вещи, пухлые кеды. Основные цвета — черный и розовый, иногда белый и красный.

В аксессуары входят: сумки, обязательно через плечо, ремни с клепками, очки в толстой оправе, у девушек веселые заколки и резинки для волос, и, конечно же, значки с сердцами, звездами, в клеточку или с надписью «ЭМО».

Их прическа- это чаще всего черные волосы, косая челка, закрывающая половину лба, и выкрашенные в розовый или черный пряди волос.

Make- up также следует канонам эмо: ярко подведенные глаза, выбеленное лицо и бледные губы. Некоторые на личиках изображают слезы от якобы размытой слезами косметики. Ногти, как у девушек, так и у парней обязательно покрашены черным лаком.

Пирсинг — одна из главных составляющих их облика. Проколотые губы, брови, нос — чаще без чувства меры. Также распространены тоннели- дырки на мочках ушей с серьгой — бублик.

Эмо life in Saransk

Маша исповедует черно- розовый стиль в одежде, её макияж экстремален, а недавно в очередной раз сделала пирсинг на бровь. Она представительница саранской эмо молодежи. Но, как и все 18- летние ребята она ходит в университет, учит английский, французский и немецкий (Маша учится на инязе), и также как и все мечтает о счастливой любви, и чтобы все в этом мире было хорошо.

На мой вопрос, в чем особенность эмо она отвечает: Каждый из нас в душе ребенок. И в этом нет ничего плохого — показывать свои эмоции , слегка взволнованно, теребя в руках брелок в виде mini медвежонка, продолжает Маша. — Я, например, не боюсь быть собой. В нашем мире можно найти радость в любой мелочи, и быть безумно счастливым, но…любая незначительная неудача в тот же самый момент может все разбить. Так устроен мир -, рассудительно утверждает моя собеседница.

Я не раз видела, как Маша в обществе таких же, как и она эмо — друзей гуляла по улицам нашего города, они радовались и смеялись, замечали даже самые незначительные для всех вещи. «Смотри на облака, как сердце…» — воскликнул кто-то из их толпы. Несколько проходящих мимо зевак, таких же как и я, подняли головы на небо, и…действительно, облака составили что-то вроде символа любви.

Главное составляющее этой субкультуры: чувства, разум и эмоции, и даже менее важно в чем они одеты, в каком стиле или в каких тонах. Главный источник духовной пищи для них — музыка в стиле emition. Disco магазины и музыкальные сайты мордовским эмо предоставили огромный выбор. Кроме того, эти люди сами пишут музыку и стихи, а темы для творчества черпают из самой жизни: любовь, отношения с родными, непонимание среди друзей и близких, а иногда всеобщее отчуждение, что чаще характерно для регионов.

Кстати, Маша тоже пишет стихи, а еще она очень любит читать Достоевского (Машины познания в области его творчества любому филологу могут дать фору). Среди эмо много людей образованных и талантливых, поскольку по натуре своей они умеют чувствовать, что порождает творческие способности. В Москве и Санкт-Петербурге для субкультур широкий простор для самореализации. Там они дают собственные концерты, собираются на ВДНХ или на Манежной площади.

В народе существует представление, что все эмо имеют склонность к суициду. Я осторожно (на всякий случай) задаю этот вопрос Маше. Для нее, как оказалось, он из ряда часто задаваемых. «Все эмо любят жизнь, хоть и дают волю эмоциям. А все суицидальные наклонности — мода позеров»,- говорит она.

Эту же версию склонен разделять начальник информационно-аналитического отдела Мордовского республиканского молодежного центра Андрей Килянников: «Эмо нельзя приравнивать к суициду. Они — находка для психологов, поскольку «эмо» означает «плакать», «радоваться» и «смеяться».

Сегодня произошло разделение среди представлений: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. правда, настоящий), а тех, кто отдает предпочтение моде — позерами.

Я посетила один из сайтов «эмо», где на безграничных просторах интернета в on-line одни представители этого движения выкладывали безобидные стихи собственного сочинения, другие обсуждали как лучше и эффектнее лишить себя жизни (!). Тут я и нашла тех самых позеров. Они также в черно — розовом коллоре, все брюнеты и лица в пирсингах…а еще на улицах нашего города позеры во весь голос кричат: «Эмо! Я эмо!», собираются на сходки в различных частях Саранска, а иногда и не ограничиваются землей, а собираются прямо под небесным ковром — на крыше многоэтажек. Сегодня в нашем городе мы имеем дело с эмо не как музыкальным направлением, основанным на эмоциях, а с эмо- модой, получившее широкое распространение в настоящее время. Для тру эмо они тоже «розовые», но всеже не свои, поскольку они позеры, а причина в том, что эмоциональное восприятие мира им не присуще.

«Организация субкультуры — это некое противостояние обществу,- утверждает врач-психотерапевт городской поликлиники Наталья Барцева. Ребенок относит себя к какому-либо движению, при этом может и не иметь о ней полного представления о ней, но он старается придерживаться всех правил, он так же говорит и одевается, но при этом психологически может не разделять взглядов этой субкультуры. Этому могут способствовать либо различные проблемы, среди коих непонимание со стороны родителей, окружающих, либо сотворенный кумир».

Внешний вид «эмо», по словам Натальи Барцевой, можно расценить как попытку избавления от фобий. Пирсинг, например, — это преодоление страха физической боли и нарушения телесной целостности. Детские рисунки на одежде — попытка, прежде всего, подчеркнуть тонкую душевную организацию.

Анти-эмо

Проявление инакомыслия в Саранске, как и во всей стране, в лучшем случае осуждается. В столице Мордовии общество крайне негативно относится ко всем «непохожим», поэтому существование какой-либо субкультуры находится под давлением. На городском форуме Саранска развернулась серьезная полемика по поводу существования мордовских эмо, перешедшая в оскорбление и унижение этих людей.

Говорить кто хорош, а кто вызывает негатив, не имея представления об объекте обсуждения — признак необразованности, друзья.

Противники «эмо» не разделяют их взглядов и зачастую глумятся над «вечно плачущими Пьеро». В интернете широкую известность получили иронические «Заповеди эмо», некоторые из них:

-тщательно спланируйте сценарий своего самоубийства. Обмозгуйте, где, когда и как оно состоится…После расскажите о том, что собираетесь умереть всем…

-…ревите, бейтесь головой о диван или подушки, орите…

Эмо and politics

В июне 2008 года в Госдуме РФ обсуждалась «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности». В проекте предполагалось ввести «запрет появления в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении, учреждении среднего или высшего профессионального образования обучающихся или иных лиц в явно узнаваемом и очевидно идентифицируемом макияже, одежде и атрибутике „эмо“ и т.п.». Авторы концепции полагают, что растет поколение «с размытыми социально-нормативными ориентирами, с антиобщественными установками». Тогда по всей стране прокатились протесты неформалов. «Зачем думать одинаково? Субкультура-это культура!»- голосила молодежь из соседних регионов.

Предложенная концепция тогда навела много шума в школах и других образовательных учреждениях, где велись рейды с целью обнаружения субкультур.

Бороться с ними бессмысленно, а еще более нелепо вводить на них запрет, не предлагая альтернативу. По сути, субкультура стала для многих молодых людей психологической защитой от внешнего мира, защитой от нищеты, разрухи и проблем. К тому же, как утверждают социологи, количество «неформалов» не превышает 20 % от общего числа молодежи.

Одни субкультуры с истечением времени исчезают, другие начинают выводить свои эскизы. Так появлялись и исчезали различные направления в СССР: металлисты, панки, хиппи и всем уже известные стиляги, и все они- нашедшие свое место на страницах истории.

Вместо P. S.

Каждый человек — особый микромир, со своими эмоциями и переживаниями, размышляю я, глядя на Машу и ее тру — друзей, где есть место чувствам и переживаниям, раздирающих сердце, радости и переполняющего счастья.

А каждый из нас и есть в некотором роде emition. Нам необходимо выплеснуть наружу огромный слой накопившихся проблем или поделиться радостью, поэтому мы «плачемся» друзьям, либо «заражаем» энергией позитива. И неважно, какой тренд сейчас в моде, главное, друзья, быть собой и уметь чувствовать! А «пустить слезинку» или радоваться как дитя- это тоже бывает полезно!
Юлия Данчина

РИА «Инфо-РМ»