ДОПИНГОВЫЙ НЕДУГ - ПРОБЛЕМА ВСЕГО МИРОВОГО СПОРТА
20.11.2015 12:12
Скандал с отстранением российских легкоатлетов от участия в международных соревнованиях не утихает. Хочется верить, что отстранение временное и скоро все вернется на свои места. Тем не менее нельзя отрицать тот факт, что над российским спортом нависла серьезная угроза. Наша страна может лишиться представительства в самой медалеемкой дисциплине на летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро. Вкратце изложим то, что происходило на минувшей неделе, какой была реакция на произошедшее высших спортивных функционеров и что говорят сейчас по поводу всех злополучных событий в республиканском Центре подготовки по спортивной ходьбе.
13 ноября на заседании Совета Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) было принято решение о временном приостановлении членства ВФЛА в связи с выводами, изложенными в отчете независимой комиссии WADA, прозвучавшем 9 ноября. В течение 72 часов ВФЛА подготовила отчет об уже сделанных шагах в антидопинговой деятельности, о предпринятых мерах по отношению к конкретным лицам, изложила программу действий, представила разъяснение и свое видение по имеющимся в отчете WADA выводам и обвинениям. Однако доводы российской стороны не были в достаточной мере услышаны и приняты. IAAF приняла самые жесткие возможные в этой ситуации меры против нашей федерации, спортсменов, всей российской легкой атлетики.
15 ноября президиум ВФЛА на экстренном заседании обсудил принятое IAAF решение. Была выражена позиция, что любая изоляция страны, национальной команды в спорте хуже, чем партнерство и сотрудничество внутри международной организации, что допинг - это проблема всего спорта, вне границ и действовать нужно сообща. 16 января 2016 года в Москве состоится внеочередная отчетно-выборная конференция, на которой будут избраны новые руководящие органы. Будет изменена структура организации, внесены изменения в устав.
Вчера официальный сайт IAAF огласил состав инспекционной комиссии по контролю за работой Всероссийской федерации легкой атлетики. В нее вошли Фрэнк Фредерикс (Намибия), Эбби Хоффман (Канада), Анна Риккарди (Италия) и Джефф Гарднер (остров Норфолк). Ранее стало известно, что главой комиссии стал норвежец Руне Андерсен. Комиссия будет работать не более 60 дней и затем даст рекомендации совету IAAF относительно членства ВФЛА.
Виталий МУТКО, министр спорта России:
«КОРРУПЦИЯ В IAAF ПРОЦВЕТАЛА ГОДАМИ»
- Есть десятки проблем мирового спорта - коррупция, договорные матчи, незаконные тотализаторы, расизм, влияние на все процессы в спорте извне. Ни одна страна мира их самостоятельно решить не может. Это не проблема какой-то одной страны. Это не проблема российского допинга, ибо наша страна открыта, наши спортсмены 80 процентов времени проводят за рубежом, и там у них берут допинг-пробы. И именно Международная федерация легкой атлетики прикрывала все эти допинг-тесты годами, брала взятки и прикрывала спортсменов не только российских, но и из других стран. Ну а сейчас выгодно показать, что только российские спортсмены в чем-то виноваты. Надо быть самокритичными, честными, открытыми, порядочными по отношению к миру спорта!
Очевидно, что все это не совсем объективно. Увы, чем больше ты делаешь - тем больше тебя обвиняют. Мы исходим из того, что Россия - большая страна, серьезная спортивная держава. Наши программы должны быть еще более эффективными, передовыми. Но не мы ведем борьбу с допингом. Мы платим миллион долларов взноса в WADA, чтобы они вели борьбу. Однако для этого нужно решить еще очень много проблем. Президент ИААФ господин Коэ сейчас подвергается колоссальному давлению. На него просто давят, чтобы он принял жесточайшие меры в отношении России. И нам нравится, что его позиция взвешенная, он считает, что это проблема не только наша, а всей мировой легкой атлетики, мировой системы борьбы с допингом, что очень много скелетов в шкафу и нет единых правил. Этим нужно заниматься, и тогда все будет правильно.
Александр ЖУКОВ, президент Олимпийского комитета России: «РОССИЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ БОЙКОТИРОВАТЬ ОЛИМПИАДУ»
- Я встречался с президентом МОК. Мы подписали меморандум, многие с ним знакомы. Для того чтобы обеспечить участие наших в Рио-де-Жанейро, мы должны срочно предпринять несколько важных действий. Первое - существенно обновить ВФЛА. Второе - привести в соответствие действие наших антидопинговых служб с кодексом WADA. И атлеты, которые использовали допинг, и их тренеры должны быть дисквалифицированы. Не только потому, что это требования WADA и так далее. Прежде всего это будет сделано в интересах здоровья наших спортсменов. С другой стороны, все чистые спортсмены должны полноценно участвовать во всех соревнованиях, включая Олимпийские игры. Это право не должно быть ничем ограничено. Это поддерживают и МОК, и Европейский олимпийский комитет.
18 ноября созываем исполком ОКР. Заседание пройдет в закрытом режиме. Мы создадим временный управляющий комитет, который, как мы предложим ВФЛА, будет руководить федерацией вплоть до выборов. В состав должны войти уважаемые люди. Не должны входить те, кто связан с легкой атлетикой. Те, кто руководил или сейчас руководит. Это будет существенное оздоровление. Главная задача - обеспечить участие наших спортсменов в Олимпийских играх в Рио. ОКР не может вмешиваться напрямую в действия ВФЛА, мы можем только рекомендовать, а они обязаны рассмотреть. Кто будет руководить далее, кто будет президентом - мы не можем диктовать.
Вера НАЧАРКИНА, директор ЦОП РМ по спортивной ходьбе: «WADA НАСКВОЗЬ ПРОПИТАНА АНТИРОССИЙСКИМ ДУХОМ! У НАШИХ СПОРТСМЕНОВ НЕТ СРЕДСТВ, ЧТОБЫ СУДИТЬСЯ»
- Сейчас вся отечественная российская легкая атлетика переживает период открытого оговора и прессинга, который пережили мы. Мы слушали отчет, в котором говорилось о вмешательстве российских спортивных чиновников - в частности представителей ВФЛА и RusADA. Но могу заявить, что мы почувствовали вмешательство в обратном направлении. Наших спортсменов проверяют каждую неделю. Все спорные пробы трактуются в одну сторону - для получения «нужных» антидопинговым службам результатов. Четкой структуры проверки и объявления анализов нет. И это не может не наводить на мысли о манипуляциях. При этом систему WADA уже изначально нельзя считать объективной и независимой, так как один из ее руководителей открыто и голословно обвиняет всю легкоатлетическую сборную России в применении допинга. На основании какого юридического документа это возможно?! И почему руководитель независимой комиссии имеет полномочия заранее предвещать итоговое решение по вопросу участия россиян в Олимпийских играх? Система WADA насквозь пропитана антироссийским духом. Поэтому мы получаем обвинения, схожие с риторикой западных политиков времен «холодной войны» с СССР.
К сожалению, в какой-то момент и представители RusADA стали проявлять излишнюю активность, досконально не анализируя вопрос генетических показателей спортсменов. Нас интересует ряд вопросов по процедуре вскрытия проб, особенно контрольной пробы «Б». Также непонятно, почему, зная об отрицательной контрольной пробе Станислава Емельянова, ни WADA, ни IAAF длительное время не давали ни нам, ни спортсмену никакой официальной информации. Это не позволяло Емельянову начать подготовку к Олимпиаде. Почему WADA допускает утечку информации, приводя недостоверные сведения о взятках, которые якобы давал Сергей Кирдяпкин перед Олимпийскими играми. Он вскоре был дисквалифицирован. И возникает вопрос: в чем смысл взятки?! Или она была виртуальной, придуманной, чтобы в очередной раз очернить российских ходоков и саранский ЦОП?!
С непрозрачной системой WADA бороться практически невозможно. WADA имеет слишком много прав, но контроля за самими антидопинговыми службами, антидопинговыми лабораториями нет. Как, например, объяснить существенное превышение ЭПО в контрольной пробе «Б» у Дениса Стрелкова по сравнению с пробой «А»? Много непонятного в ситуации с Верой Соколовой. Результаты проб «А» и «Б» отдают на просмотр в другую лабораторию, которая за выходные уже выдает вердикт, хотя изначально запрашивала для работы три недели. Сейчас эта ситуация повторяется с Эльмирой Алембековой.
Собираемся ли мы обжаловать вердикты?! Зачастую у спортсменов просто нет необходимых средств, чтобы покрыть расходы на судебное производство. Все их сбережения ушли на вскрытие проб «В». Еще у нас нет юриста, знающего все нюансы системы антидопингового законодательства. Третья причина - не осталось никакой уверенности в справедливости и объективности западной судебной системы. Все слова о демократизме западного судопроизводства разбиваются существованием «двойных стандартов», применяемых к российским спортсменам. Чтобы побеждать WADA юридически, законным путем, надо объединить усилия спортсменов, тренеров, представителей ВФЛА. Только сообща мы сможем прекратить политику очернения российской легкой атлетики.
«Вечерний Саранск»