«Шопоголиков нужно лечить!»

20.11.2015 12:29

В России теперь, как в Европе и Америке, приближение Нового года ассоциируется с началом распродаж в магазинах. Некоторые люди, зацикливаясь на скидках и «бросовых» ценах, рискуют здоровьем - как психическим, так и физическим. У психологов даже появился такой термин: шопоголизм, то есть нездоровая тяга к совершению покупок. Об опасностях этой болезни мы говорим с известным психологом, кандидатом социологических наук, писательницей и телеведущей Анеттой Орловой.

Шопоголик - это диагноз!
- Анетта, скажите, пожалуйста: в принципе это нормально - когда человек свой досуг проводит в магазинах, совершая покупки?
- Совершенно нормально. Это естественная антистрессовая терапия. Но если женщина бесконечно готова заниматься покупкой вещей, значит, у нее есть серьезные психологические проблемы. Она страдает ониоманией - непреодолимым желанием покупать и покупать вещи, не думая об их надобности и о потраченных деньгах. Покупки для нее становятся смыслом жизни, а она приобретает зависимость от шопинга.
- Кто входит в группу риска?
- Чаще всего этой зависимости подвержены представительницы слабого пола, но есть и мужчины-шопоголики. Если человек проводит неразумно много времени в магазинах, выбирая и покупая одежду, обувь, бытовую технику, мебель, значит, в его жизни что-то идет не так. Возможно, он не удовлетворен реальным положением вещей: у него, например, серьезные претензии к тому, как он живет, или большие эмоциональные проблемы - например, разногласия с супругом, детьми. Возможно даже, что он страдает от домашнего насилия… Он не в состоянии разрешить эти трудности, но ему нужны хоть какие-то положительные эмоции взамен тех негативных, которые наполняют его настоящую жизнь. И тогда покупка вещей берет на себя компенсаторную функцию, которая и дает тот самый недостающий в жизни позитив.
- Чем же тогда опасен шопинг, если он помогает решить какие-то психологические проблемы?
- Польза от него кратковременная - шопинг «работает» до поры до времени. Чаще всего у шопоголика развивается определенная форма шопингомании - сейзомания, при которой человек болезненно желает покупать вещи именно на распродажах. Люди становятся настолько зависимыми от сезонов распродаж, что специально копят деньги, чтобы потратить их именно в периоды больших скидок. Нарушается их реальная жизнь, а купленные вещи потом могут годами лежать мертвым грузом, даже не распакованными. Такие траты сильно ударяют по личному бюджету, и в конце концов человек начинает очень переживать по этому поводу. Ведь он не пользуется купленными вещами и постоянно тратит больше, чем может себе позволить. Бывает, бессмысленные траты настолько велики, что на этой почве человек впадает в депрессию. Зафиксированы даже случаи самоубийств среди шопоголиков!
Все идет из семьи
- Может быть, шопоголики - это люди, которые в детстве ни в чем не нуждались - ни в одежде, ни в дорогих игрушках?
- Не обязательно. Тут вероятнее развитие другой проблемы - которая, кстати, схожа с шопоголизмом: замещение человеческого внимания вещами. Если родитель не может проводить достаточно времени с ребенком, он компенсирует свое отсутствие подарками. У человека с детства складывается определенная модель замещения человеческих отношений материальными благами. Впоследствии он может шантажировать супруга: если не можешь провести со мной время - купи мне машину! В очередной раз задержался на работе - сделай дорогой подарок! Вырастает человек, который вещи ценит больше, чем отношения, эмоции, приятные моменты. И только тогда, когда он окружен подарками, а не вниманием близких, он чувствует, что его любят.
- Выходит, что детей действительно не нужно баловать подарками?
- Не нужно впадать в крайности. Обделенные дети тоже могут во взрослой жизни стать шопоголиками. Например, если человеку в детстве не хватало продуктов питания, то, став взрослым, он будет без разбору покупать еду, забивая ею холодильник, причем многое будет не съедаться, а выбрасываться. Но главное - чтобы холодильник никогда не пустовал!
Богатые тоже тратят
- Есть ли шопоголики среди богатых людей?
- Конечно.
- А чем богатые шопоголики отличаются от «друзей по несчастью» из среднего класса?
- Только дороговизной покупки и стремлением продемонстрировать окружающим то, что они способны тратить очень много денег. Ведь шопингомания - проблема людей с деньгами. В принципе, чтобы стать шопоголиком, нужно иметь определенный стабильный доход. Малообеспеченные люди, как правило, тратят деньги на самое необходимое.  
- Но есть люди, которые на последние деньги покупают дорогие фирменные ботинки или костюм. Привязанность к дорогим брендам - это тоже болезнь?
- Это лейбломания. Такой человек не просто приобретает брендовые вещи, а еще и хранит этикетки и даже чеки от покупки. Это мания, при которой человек доказывает себе и окружающим собственную ценность через приобретение дорогой одежды. Ему необходимо демонстрировать другим, что он может себе позволить такие дорогие покупки. Чаще этому подвержены неуверенные в себе или обиженные кем-то люди, которым недостаточно собственной оценки, поэтому им нужны определенные вещи, чтобы производить впечатление на других. Причем такой человек может быть вполне успешен в бизнесе или семейной жизни, но, когда-то потеряв свою самооценку, постоянно вынужден поднимать ее через собственный облик и имидж. Чтобы избавиться от этого, ему необходимо стать свободным от мнения окружающих.

Звездные шопоголики
- Среди ваших клиентов немало знаменитостей. Среди них есть шопоголики? Уж им-то вроде не нужно никому ничего доказывать!  - Чаще они страдают эмоциональными проблемами, которые возникают от постоянного и пристального внимания к их персонам. Удержать это внимание позволяют красивые вещи, которыми многие знаменитости на самом деле пресыщены.
- Известно, что многие артисты не расстаются со старыми нарядами, копят их десятилетиями. И вряд ли это проявление жадности…
- Это жадность к своему прошлому, к тем приятным эмоциями, которые они пережили в этих нарядах. К примеру, актриса не может во второй раз выйти в свет в платье, в котором получала престижную награду, а расстаться с теми ощущениями ей жалко, поэтому она и хранит его всю жизнь.
- А коллекционеров можно назвать шопоголиками? Ведь они тоже готовы отдать последние деньги за вещи, которые собирают.
- Нет. Коллекционирование связано с накопительством конкретных вещей, а шопоголику важно потратить деньги, на что - вопрос второстепенный. Для коллекционера необходимо приобретенную вещь хранить долгие годы, найти для нее достойное место, чтобы ее могли видеть другие.

Держите себя в руках
- Если человек заметил, что стал необдуманно тратить деньги направо и налево, что он должен сделать в первую очередь?  
- Если необдуманные покупки становятся нормой, это говорит о том, что что-то в жизни пошло не так. Может быть, у супругов охладели отношения, может быть, муж стал проявлять агрессию к жене и детям, может быть, разонравилась работа… Словом, сначала нужно понять, почему человек стал уходить в виртуальный мир покупок.
- Допустим, причину человек нашел. А помочь себе самостоятельно он может?
- Помочь себе можно в начальной стадии шопомании. Правда, от установок не будет много толку. Тем более что мы живем не в советские времена, и теперь вас никто не осудит, если в вашем шкафу будет двадцать пар сапог и пять пальто. А вот список составлять нужно. И денег брать столько, сколько необходимо для покупок того, что вы четко запланировали. Не берите с собой кредитные карточки - они способствуют большим тратам. И постарайтесь не вникать в рекламные плакаты, которыми украшают витрины.

Кошелек против рекламы
- То есть реклама действительно побуждает нас тратить лишнее?
- Да, это основная задача рекламы. Слоганы типа «В три раза дешевле», «Два товара по цене одного», «Лучшее предложение - и только сейчас», «Все покупают это», «Наши цены падают» являются серьезным внушением о том, что именно сейчас и никогда больше человек может сделать настолько выгодную покупку. Словом, он должен быстро принять решение. В результате многие люди складывают в корзину или тележку совершенно не нужные вещи. А ведь есть еще и рекламные хитрости, на которые мы реагируем на уровне подсознания, - развешивание фотографий с вкусными блюдами, распространение аппетитных запахов, размещение товара на уровне вытянутой правой руки и так далее… В итоге нам все нравится, мы все хотим купить. Заметьте: уже у кассы позитивный настрой улетучивается - мы понимаем, что набрали кучу бесполезных вещей, но развозить товар обратно по полкам стыдно… В итоге внушительная сумма денег потрачена неоправданно.
- Если шопоголик по каким-то причинам не может обратиться к специалисту - кто еще может помочь ему справиться с этой зависимостью?
- Близкие люди, которые окружат его вниманием и заботой. Шопоголику нужны положительные эмоции, но не от покупок, а от дорогих ему людей. Совместный отдых, романтический вечер, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом - все это заставит забыть о распродажах и красивых, но абсолютно не нужных вещах. Искреннее внимание и любовь - вот что спасет шопоголика!

Наталья КОЛОБОВА

«Вечерний Саранск»