Обитаемый остров

09.04.2009 13:57

17 километров, разделяющих Саранск и Александровку — поселок городского типа в Лямбирском районе, редакционная машина пролетела за 10 минут. Еще три километра до цели нашей поездки, небольшой деревни Красный Дол, расположенной за Александровкой, мы еле-еле одолели за полчаса. Асфальт (покрытый толстым слоем жирного весеннего чернозема) кончился сразу за поселком. Нас ждали три тысячи метров непролазной грязи, колдобин, луж и пробитой трактором колеи.

Нет дороги — есть направление

Красный Дол — райский уголок. Чудесные пейзажи, плодородная земля, рукой подать до Саранска. Проведен газ. А вот дороги до Александровки нет. Вернее, есть проложенная по дамбе грунтовка, проходимая лишь в сухую погоду. Весной, осенью и после любого хорошего дождя эта «дорога» превращается в «направление». Глубокие колеи, грязь по колено, озера стоячей воды. Местами разбитую тракторами дамбу приходится объезжать прямо по полю. Из-под колес нашего увязающего в размокшей луговине вездехода (!) фонтанами летит земля, из-под капота валит дым. На дамбе машину бросает из стороны в сторону — вот-вот слетим под откос! Так, метр за метром, мы «с боем» прорываемся к деревне. На легковушке сюда лучше не соваться. Нет «Нивы», «ГАЗика» или трактора — шагай по бездорожью на своих двоих.

И местные жители шагают. Куда? В магазин — ведь своего в Красном Долу тоже не имеется, или на автобус до Саранска.

«Позвольте, — скажут наши читатели, — зачем идти на автобус за три километра? В город можно уехать на электричке. Перешел через речку по мосту — и садись на поезд».Увы, сделать это не получится. Именно сейчас река поднялась в берегах, и мост затопило. Лодку с переправы украли на прошлой неделе. И осталась у краснодольцев одна дорога — на Александровку.

«Тяжело очень»

Километра за полтора до Александровки мы встретили путников: тяжело нагруженных мужчину и женщину, идущих в Красный Дол. Герои мужественно пробирались по заболоченной, непроходимой и непроезжей дамбе. Жительница Саранска Раиса Пономарева шла навестить брата Анатолия. У автобуса ее встретил краснодолец Сергей Сухов. В поселке он купил продуктов на неделю вперед. Тяжелый рюкзак оттягивал плечи мужчине.

- Родился и вырос я здесь, в Красном Долу, — рассказывает Сергей Александрович. — 30 лет тут дояркой проработала моя мама, стала инвалидом II группы.

За продуктами наш собеседник ходит раз, а то и два раза в неделю. Мясо, хлеб, крупы — все это приходится «доставлять» с «большой земли».

- Вот и я несу брату продукты и сигареты, — говорит Раиса Александровна. — Сами знаете, переход затопило, попасть в деревню можно только этим путем.

- Тяжело очень без дороги, слов нет! — сказал на прощанье мужчина.

«Внедорожники есть не у всех»

В самом Красном Долу мы побеседовали с одним из самых авторитетных его обитателей, Василием Липатовым. В деревне Василий Михайлович живет уже двадцать лет. Помнит, как радовались местные жители, когда два года назад в село провели газ.

- Бездорожье — проблема большая, — просто говорит пенсионер. — Без дороги ни сюда не проехать, ни отсюда. Поэтому молодежь тут жить не станет. Летом у нас появляются дачники, но по бездорожью сюда не очень-то находишься. И по осени мешок картошки на своих плечах за три километра не понесешь. А автомобили-внедорожники не у всех есть.

Ветераны труда — без перспективы?

В Красном Долу 68 дворов. Постоянно обитаемы только 25 домов. Население деревни — вместе с дачниками, которые лет двадцать обихаживают тут свои участки, — 52 человека. В советские времена такие деревни называли бесперспективными. Так нужна ли дорога горстке дачников и стариков? Стоят ли они многомиллионных затрат?

Многие жители Красного Дола — труженики тыла, ветераны труда. Всю свою жизнь они отдали государству. И заслужили того, чтобы не мерить три километра по грязи, а дождаться автолавки, которая приедет в деревню в любую погоду и привезет необходимые продукты.

Дачников-тружеников в Долу (так его называют сокращенно) немало. Не хуже местных жителей, по десять, двадцать лет, они содержат огороды по 40 соток. И обычные дачи по 6 соток между улицами есть. Но многие из них уже заброшены. Почему? Нет дороги — не увезешь урожай на машине.

Новые дома в деревне есть. Но их по пальцам одной руки пересчитаешь. Почему? Нет дороги — нет притока горожан.

Деревенек, подобных Красному Долу, в Мордовии много. Между тем развитие дорожной инфраструктуры страны — главный народный наказ Владимиру Путину и партии «Единая Россия». Значимость сети малых сельских дорог неоднократно подчеркивал в своих Посланиях и выступлениях Глава республики. Появится нормальная дорога до Дола, будет приезжать сюда автолавка — и потянутся в деревню люди, труженики. Горожане построят новые дома и разобьют огороды. Не будет необходимости уезжать в Саранск на зиму. Глядишь, и свои фермеры появятся. Поля вокруг Дола — чудесные, чернозем! Каждый год разливом наносит плодородный ил. И пропадать он не должен.

Вместо послесловия

Там, где начинается «дорога» на Красный Дол, на выезде из Александровки, установлен памятник трактору 20-х годов прошлого века. Словно символ: дескать, по такой грязище пробраться можно только на очень серьезной технике. Надеемся, что это вопрос времени. И Дол обретет вторую жизнь — если в рамках антикризисной программы будет решено инвестировать средства в строительство сельских дорог.

Комментарий районных властей

Заместитель главы администрации Лямбирского муниципального района Михаил ЛЕВИН:

- Мы давно обдумываем проблему бездорожья в Красном Долу. Грунтовку нужно засыпать щебенкой. Но в местном бюджете на это нет средств. Дорога — дорогое удовольствие. Единственное, что мы можем себе позволить, — это разровнять ее грейдером, когда установится погода, и поддерживать дорогу в рабочем состоянии летом.

«Известия Мордовии»