Моряк из Мордовии Михаил Михайлович Гусев служил на легендарной субмарине «Сом»

03.11.2015 13:00

Свыше 150 тысяч наших земляков, почти половина всех трудоспособных мужчин Мордовии, были мобилизованы на фронта Первой мировой войны. 20 тысяч из них вернулись домой ранеными и изувечеными, 10 тысяч пали на поле боя. Кто знает, где и когда сложили они свои головы?

В этом году, благодаря находке шведских водолазов, одним белым пятном в военной истории России стало меньше. У берегов Швеции была обнаружена русская подводная лодка «Сом», затонувшая 99 лет назад, во время Первой мировой войны. Субмарина погибла вместе с экипажем: на ее борту были 2 офицера и 16 матросов. Согласно архивам, в числе этих моряков был и наш земляк, уроженец Спасского уезда Тамбовской губернии - теперь это Торбеевский район Мордовии - Михаил Михайлович Гусев.



Тот самый «Сомъ»

В наши дни власти Швеции регулярно заявляют о том, что у их берегов «видели российскую подводную лодку». И вот эту субмарину нашли - только старинную и затонувшую. На борту подлодки - надпись «Сомъ». В 1916 г. этот подводный боевой корабль ушел на задание - и сгинул в пучине. Но список его экипажа история сохранила. Матросом 2-й статьи, исполняющим должность минного машиниста, на «Соме» служил наш земляк Михаил Гусев.

Как следует из метрической книги Казанской церкви села Кочетовка, будущий моряк-подводник родился 27 октября 1889 г., в семье отставного солдата Михаила Агаповича Гусева и его жены Евдокии Николаевны, православного вероисповедания. Родное село Михаила, Кочетовка, входила в состав Спасского уезда Тамбовской губернии. В 1912 г. Михаила призвали в армию. Новобранцу выпала честь служить в Российском Императорском флоте, куда отбирали лучших, самых крепких, «призывников». Так он попал на субмарину с интересной судьбой - «Сом».



К 1913 г. русский флот заканчивал перевооружение - ВМС страны возрождались после поражения в войне с Японией, и вышли на 5 место в мире. С 1906 г. в составе нашего флота по указу Николая II действовал новый род сил - подводные лодки. Но своих субмарин не хватало, Россия закупала подлодки за рубежом; по их образцу строила свои подводные корабли. «Сом» (постройки 1901 г.) был куплен у США, в 1904-1906 гг. по его чертежам в России построили целую серию субмарин. Лодка успела повоевать у Владивостока: несла дозорную службу, вела разведку и охраняла свое побережье, гоняла японские миноносцы, рвала противолодочные сети.

К январю 1915 г. лодку перевезли в Крым, она охраняла дальние подступы к порту Одессы. В июле 1915 г. субмарину перевезли в Петроград и спустили в Балтийское море, она пополнила состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1915-1916 годах лодка базировалась в Мариенхамне (Финляндия), несла дозор в южной части Ботнического залива: утром уходила на дежурство, к ночи возращалась на базу.



Как служилось Михаилу Гусеву? Скорее всего, гораздо лучше, чем изображалась жизнь царских моряков в советской литературе. Сохранилось фото экипажа «Сома»: матросы вокруг офицера, позируют спокойно, непринужденно. В тесном мирке подлодки складывались доверительные отношения; известно, что на одной из наших субмарин офицеры и матросы вместе пили чай. Флот берег моряков: так, после обеда им полагался двухчасовой отдых, и большинство матросов использовали его для сна.

Шведская диверсия

История гибели «Сома» известна хорошо. Но! - со слов шведской стороны. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра подлодка, патрулировавшая Аландское море, погибла при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Это произошло между маяком Свартклуббен и островом Архольма. По словам капитана парохода, в 150 м. от своего судна он заметил перископ подлодки. «Сом» шел параллельным курсом, затем повернул к пароходу. Опять же по словам капитана, он решил, что корабль хотят осмотреть, и застопорил ход судна. Перископ «Сома» внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. И больше не всплывала...



Версия шведов не выдерживает критики. Скорее всего, наша подлодка была намеренно протаранена пароходом, капитан которого хотел избежать досмотра груза. В годы Первой мировой войны Швеция занимала нейтралитет - но всячески помогала Германии. Она препятствовала действиям флота Антанты, давала укрытие германским судам. Шведские суда перевозили в Германию стратегически важное сырье и военную контрабанду. Часть этих судов перехватывалась, при обнаружении контрабанды - отправлялась под конвоем в русские порты. И шведы часто таранили русские подлодки. Всего через месяц после гибели «Сома» другой шведский пароход таранил русскую субмарину «Волк». Та уцелела, но получила повреждения и вернулась на базу. «Сому» не повезло...

Сейчас некоторые СМИ лукавят: дескать, «Сом» затонул из-за неумелых действий наших моряков. Но капитаном подлодки был настоящий ас-подводник, 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев, кавалер ордена св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, отмеченный «за храбрость и мужество при выполнении операции, сопряженной с явной опасностью и имеющей большое боевое значение». До «Сома» Бугураев воевал на подлодках «Стерлядь», «Крокодил», «Акула», «Окунь». А под его началом служили бывалые матросы: больше половины экипажа «Сома» составляли опытные моряки довоенного призыва.

Музею быть?

Итак, теперь «Сом» найден. Водолазы выяснили: субмарина цела, сохранилась прекрасно, внешних повреждений на ней нет, все люки задраены. И за подлодку может начаться борьба между Швецией и Россией. Есть планы на «Сома» и у исландских «черных» подводных археологов. Интерес иностранцев понятен: старинная подлодка такой сохраннности стоит сумасшедших денег. До наших дней дошли только две подлодки-музея того же периода: в Англии и США. С предложением о совместной российско-шведской экспедиции к подводной лодке выступило Русское географическое общество. Если «Сом» в хорошем состоянии - его можно было бы поднять и сделать музеем-памятником русским подводникам. И останки экипажа могли бы вернуться на Родину.



Жаль, но в Торбеевском районе о Михаиле Гусеве уже не помнят: целый век прошел! Церковь, в которой крестили Михаила Михайловича, была разрушена в 1930-е гг. Да и сама Кочетовка теперь не деревня, а улица Приречье некогда соседнего села Кажлодка. Летом этого года, в возрасте 93 лет, умерла сельская долгожительница Анна Федоровна Гусева, которая наверняка слышала о Михаиле Михайловиче из рассказов своих родителей и старшей родни.

- Мама могла бы многое рассказать вам, - говорит дочь Анны Федоровны, Галина Васильевна - А мы уже ничего не помним. Знаем только, что в Кочетовке было всего две семьи с такой фамилией.

«ИМ» обращаются с просьбой откликнуться потомков второй семьи Гусевых из Кочетовки. Возможно, память о бравом подводнике еще жива в семейных преданиях?

Справка «ИМ»

Подлодка «Сом» имела корпус веретенообразной формы с утолщенной носовой частью и узкими обводами кормы, с легкой надстройкой. Длина корабля - 19,3 м, ширина - 3,5 м, средняя осадка - 2,9; надводное водоизмещение - 105 т, подводное - 120 т. Предельная глубина погружения - 30 м; надводная скорость - 8,5 узлов, подводная - до 6 узлов. Максимальная длительность погружения - до 15 часов, автономность плавания - 8 суток. Вооружение — всего один носовой торпедный аппарат калибра 457 мм, боезапас - 3 торпеды.

 


Александр ЕФРЕМОВ

«Известия Мордовии»