Бесправные сядут?!

30.10.2015 10:32

В России готовится очередное ужесточение автомобильного законодательства. На минувшей неделе Следственный комитет РФ выступил с инициативой о введении уголовной ответственности за вождение автомобиля без водительских прав. Это правонарушение предлагают приравнять к незаконному хранению оружия. И сажать за то, за что раньше можно было отделаться легким испугом, предлагают по полной программе. Поможет ли столь суровая мера обуздать любителей быстрой езды - пытался понять корреспондент «ВС».

«Бриллиантовые мальчики»
Государственная дума всерьез намерена ужесточить законодательство, регулирующее ответственность за вождение автомобиля без водительского удостоверения. Поводом для радикальных действий послужил инцидент, произошедший на Крымском мосту в Москве 16 октября. Напомним, 18-летний водитель «Феррари» Томас Левиев сел за руль, не имея водительских прав, на скорости около двухсот километров в час вылетел на встречную полосу и протаранил сразу несколько автомобилей. По счастливой случайности человеческих жертв удалось избежать, несколько человек получили травмы, а вот автомобили ремонту не подлежат. Примечательно, что сам Левиев является гражданином Израиля, а «Феррари», на котором он решил прокатиться по Москве, был зарегистрирован на юридическое лицо. Когда авария получила широкий общественный резонанс, адвокат Томаса Левиева демонстративно пришел в правоохранительные органы и оплатил предусмотренный законом штраф в пятнадцать тысяч рублей. Таким образом, инцидент с ДТП можно было бы считать исчерпанным: юридические формальности соблюдены, а добиваться компенсации причиненного ущерба хозяевам пострадавших авто, по всей вероятности, предстоит в судебном порядке. Но слишком вызывающим оказалось поведение охранников юного Левиева, когда его приехали снимать в больницу журналисты ВГТРК. У сотрудников СМИ отобрали камеру, а прибывших по их вызову полицейских и вовсе едва не убили. Все это дало мощный импульс для развития той точки зрения, что представителям так называемой золотой молодежи по большому счету плевать на законы вообще и правила дорожного движения в частности. А что касается штрафа в пятнадцать тысяч рублей, то у владельца «Феррари» носки, наверное, больше стоят. Учитывая это обстоятельство, официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин тут же выступил с инициативой о введении уголовной ответственности за вождение автомобиля без прав. Предлагается приравнять это правонарушение к незаконному ношению огнестрельного оружия и сажать за это на те же четыре года.
- Представляете, сколько таких «бриллиантовых», «оловянных», «деревянных» мальчиков и девочек фактически безнаказанно выезжают на наши дороги и ежеминутно подвергают нас всех смертельной опасности?! - заявил Владимир Маркин.
Надо сказать, что идея Владимира Маркина практически сразу нашла поддержку в депутатском сообществе страны. В Госдуме подчеркнули, что обязательно введут уголовную ответственность за вождение без прав, но при этом обещали подумать над вариантами. В том смысле, что сажать, возможно, будут не только бесправных водителей, но и тех, кто предоставил им свое транспортное средство. Сейчас для хозяев авто, которые передают его человеку, не имеющему водительских прав, предусмотрен штраф в размере тридцати тысяч рублей. Но, если руководствоваться логикой СК, в случае совершения бесправным водителем ДТП со смертельным исходом хозяина машины можно считать соучастником убийства. Кстати, предложения руководствоваться именно таким подходом звучат уже довольно давно. Но сейчас есть все основания предположить, что в ближайшем будущем он будет оформлен законодательно.  
Объясняя такое единодушие, многие эксперты говорят о так называемой психологии безнаказанности, присущей представителям золотой молодежи и крупного бизнеса. Именно с этим, по мнению юристов, и следует бороться отечественным законодателям в первую очередь. Само же ужесточение наказания за езду без прав многие практикующие юристы называют борьбой со следствиями резонансных аварий, нежели с их истинными причинами.
Как бы там ни было, понятно одно: в ближайшее время страну ждет очередной виток ужесточения ответственности за нарушение правил дорожного движения. Предыдущие успехом как-то не увенчались.

Кому нужны права?
Впрочем, даже несмотря на то что грядущее ужесточение законодательства многие называют лишь запоздалой реакцией на один отдельно взятый инцидент с представителем золотой молодежи, нельзя отрицать очевидного: существующее наказание за вождение автомобиля без водительского удостоверения мало кого останавливает. По данным все того же Владимира Маркина, ежегодно в нашей стране фиксируется порядка полумиллиона случаев нарушения правил дорожного движения лицами, не имеющими водительских прав. А количество погибших в дорожных авариях в России как минимум вдвое превышает аналогичные показатели в других европейских странах. При этом ошибочно полагать, что за руль без водительских прав садятся исключительно представители обеспеченных слоев населения. Только в Мордовии в 2014 году было зарегистрировано 1729 случаев управления транспортным средством без водительского удостоверения. За прошедшие девять месяцев этого года в нашей республике зафиксировано уже 1682 подобных случая. Наиболее вопиющий случай произошел летом этого года в Рузаевском районе, когда пьяный, лишенный прав 38-летний мужчина насмерть сбил 13-летнюю девочку. Другим показательным примером можно считать аварию, в которую попал автомобиль «Ауди-ТТ» в Саранске, в результате чего погибли три человека. Было установлено, что водитель легковушки получил водительские права совсем недавно, а до этого неоднократно привлекался к административной ответственности за вождение без прав. На минувшей неделе в Саранске за езду без водительского удостоверения и отказ от прохождения медицинского освидетельствования был задержан небезызвестный стритрейсер Александр Ганичев, недавно осужденный за ДТП со смертельным исходом и лишенный водительского удостоверения по приговору суда.
Все эти примеры показывают, что санкции за управление автомобилем без водительского удостоверения не останавливают даже обычных безработных, что уж говорить о представителях золотой молодежи. Да и вообще водительские права в последние годы стали настолько необязательным и в то же время легкодоступным документом, что удивляться большому количеству аварий, право слово, не стоит. Другой вопрос, сможет ли перспектива оказаться за решеткой стать тем сдерживающим фактором, который поможет решить проблему бесправного вождения в стране? Правозащитное сообщество страны практически в один голос твердит о том, что ровнять всех бесправных водителей под одну гребенку в данном случае не совсем правильно. Дело в том, что согласно действующему законодательству бесправным считается человек, срок действия водительского удостоверения которого истек. Если человек, к примеру, просто забыл продлить срок действия водительских прав или не мог этого сделать по состоянию здоровья, то формально его уже можно сажать в тюрьму. К тому же многих правозащитников всерьез беспокоит дальнейшая судьба тех 18-летних молодых людей, которые садятся за руль, не имея водительских прав.
- Кем они выйдут из заключения?! - восклицал на минувшей неделе в противовес Владимиру Маркину лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин. - Издержки в данном случае значительно перевесят положительные стороны нововведения. Ведь в случае введения уголовной ответственности значительно возрастет наполняемость тюрем, что потребует дополнительных финансовых затрат на содержание осужденных.
Впрочем, предложение о введении уголовной ответственности за вождение без прав оказалось далеко не единственным после инцидента на Крымском мосту. К примеру, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров рекомендовал внести в Госдуму законопроект, предусматривающий конфискацию автомобилей у виновников дорожно-транспортного происшествия и его последующую продажу на аукционе. По замыслу главы Ингушетии, вырученные таким способом средства должны направляться на покрытие расходов людей, пострадавших в результате аварии, виновником которой стал хозяин конфискованного автомобиля.

Что делать?
Однако, несмотря на определенные расхождения в формулировках и методах, эксперты сходятся в главном: российское автомобильное законодательство нуждается в серьезном реформировании. И дело не только в увеличении штрафов или введении уголовной ответственности. Аналитики настаивают на необходимости изменений в системе подготовки водителей, прозрачности отечественного рынка автомобильного страхования, ужесточении контроля над работой инспекторов ГИБДД. И это только навскидку.
- На мой взгляд, высказывания Владимира Маркина больше похожи на эмоции после вызывающего поведения виновника ДТП и его родственников, - говорит саранский адвокат Сергей Наумов. - Но, если бы ДТП не было, мы бы так ничего и не предприняли?! Что же касается введения уголовной ответственности за вождение без прав, то я считаю это чрезмерным. Ведь на практике сажать-то в основном будут сельских подростков, которые привыкли ездить у себя по деревне на мотоцикле с четырнадцати лет. А представители так называемой золотой молодежи найдут способ избежать ответственности. Если рассматривать этот вопрос с практической точки зрения, то, на мой взгляд, было бы гораздо полезнее увеличить сумму штрафа за вождение без прав. Например, до ста тысяч рублей.
Многие юристы, комментируя предложение Владимира Маркина, говорят о том, что не стоит ожидать введения уголовной ответственности за езду без прав уже в ближайшее время. Во-первых, на разработку законопроекта требуется время. Во-вторых, эмоции скоро поутихнут, и вопрос о целесообразности ужесточения наказания встанет в полный рост. Некоторые специалисты так вообще говорят, что предложение, вполне вероятно, отложат в долгий ящик. Пока его не достанет оттуда очередное резонансное происшествие. 

Алексей КОНСТАНТИНОВ

«Вечерний Саранск»