В Большеберезниковском районе Мордовии в категорию обманутых дольщкиов попали вдовы ветеранов войны 

28.10.2015 10:03

 

То ли ДОЛЯ, то ли НЕДОЛЯ

Наш редакционный автомобиль останавливается в центре села Большие Березники, мы пытаемся уточнить у прохожих, как добраться до места.

- Московская, дом 1? – укрываясь воротником серой телогрейки от встречного ветра, переспрашивает нас седовласый старик. – Как не знать? Это место в Березниках нынче всем известно, только дома там нет – пустырь, а посему никого вы в тех краях не найдете. Обманули людей, лиходеи, как молодежь говорит, кинули. Да и кого обманули? Стариков да семьи с малыми детьми…

Рассуждая о современных нравах, дед, кажется, на мгновение забыл о нашей просьбе показать дорогу. Вспомнив, прервался на полуслове, и принялся объяснять нам путь. Оказалось, пункт назначения совсем близко.


На месте, где уже год должен стоять восьмиквартирный жилой дом, нет ни таблички с информацией о генподрядчике, ни рабочих, ни строительной техники. Тишина. Лишь котлован да бурьян в человеческий рост и несколько «вросших» в землю плит говорят о том, что когда-то здесь затевалась стройка. Однако вложившие в нее деньги жители района и по сей день ютятся в старых домах, новоселья обманутым дольщикам, судя по всему, ждать еще долго. Да и случится ли оно? – вопрос спорный. Генеральный подрядчик – ООО «МНК», с которым владельцы несуществующих квартир, заключили договоры и кому отдали все свои сбережения и субсидии от государства, давно признано банкротом. А в незавидном положении оказались две вдовы ветеранов Великой Отечественной войны и два участника программы «Социальное развитие села».

В общей сложности в строительство дома дольщиками было вложено 4,5 миллиона рублей. По факту мошенничества в особо крупном размере возбуждено уголовное дело, расследование которого находится на особом контроле аппарата республиканской прокуратуры.



«Благодарные» потомки

Утирая краем платка, красные от слез глаза, 87-летняя вдова ветерана Великой Отечественной войны Мария Михайловна Токарева из деревни Мариуполь, грустно рассуждает: «Наверное, и не видать нам уж жилья обещанного, где теперь его взять раз такое дело вышло». В ответ я пытаюсь поддержать старушку, но при этом боюсь давать очередную надежду измученной тяготами военной жизни, болезнями и невзгодами бабушке. «Ой, дочка, заслужили мы, что ли такое отношение? – с обидой в голосе продолжает баба Маша. - Ведь сколько на долю нашу страданий выпало – холод, голод, тяжелый труд с малых лет. Иван – муж мой, под пулями ходил, ранений сколько у него было, не перечесть. Государство вроде поддерживает, вот и деньги на квартиру выделило, а местные строители возьми и обмани нас. Ни денег теперь, ни жилья.



Переживает Мария Михайловна не столько из-за отсутствия квартиры, сколько от обиды, не может смириться с бесстыдным поступком «благодарных» потомков. Во времена, когда стартовала ветеранская программа, баба Маша не спешила оформлять сертификат, сомневалась, что ей простой деревенской жительнице удастся квартиру с удобствами получить. Но из военкомата и различных социальных служб настойчиво присылали письма, в которых разъясняли право Марии Михайловны на улучшение жилищных условий. В конце концов, бабушка решилась, и вместе с родственниками собрала необходимый пакет документов. В 2013 году вдова получила сертификат на сумму более миллиона рублей, который предстояло вложить в строительство. Выбор подрядчиков в районе не велик, да и в районной администрации посоветовали ООО «МНК». Строила, мол, фирма до этого дома, качественно и в срок. Так, Мария Михайловна заключила договор с компанией, перевела ветеранские деньги и стала ждать новоселья, которое по документам должна была отпраздновать в декабре 2014-го года. Время шло, но на строительной площадке был вырыт только котлован и на этом работы остановились.

Токаревы стали бить тревогу, обращались в районную администрацию и к самому застройщику. Руководство фирмы ссылалось на экономические тяготы, но от строительства не отказывалось, видимо, ожидая лучших времен. Но они все не наступали. До людей дошел слух, что фирма обанкротилась, позже на связь перестали выходить и ее владельцы.



Так, в числе обманутых дольщиков оказалась еще одна вдова ветерана Великой Отечественной войны - Пелагея Матвеевна Лямзина из села Русские Найманы. Пока она живет в доме своей дочери, старушка искренне верит, что справедливость будет восстановлена.

А Юлия Дудникова вложила в строительство несуществующего дома почти 1,5 миллиона рублей. По программе социальное развитие села ей была выделена субсидия в размере 960 тысяч рублей, еще 500 тысяч – собственные средства дольщика, которые были взяты в кредит. Юля каждый месяц выплачивает кредитной организации по 20 тысяч рублей, а сама вместе с мужем и восьмилетним ребенком продолжает жить на съемной квартире.

Рога и копыта?

Потеряв веру в светлое будущее, весной этого года люди обратились с заявлениями в районную прокуратуру. Проведенная проверка слухи о банкротстве предприятия подтвердила. Как стало известно журналистам «ИМ», обанкротившуюся фирму возглавлял местный депутат, за которого несколько лет назад голосовали жители района. Народный избранник заключал с клиентами договоры, когда в его фирме уже начались серьезные финансовые сложности. Наличие у предприятия долга в 40 миллионов рублей не остановило ни самого подрядчика, ни местную администрацию, которая выдала ООО «МНК» разрешение на строительство.

После того, как руководству МНК стало известно о прокурорской проверке, предприятие оформило договор цессии с другой фирмой -ООО «Керамика» и переуступило этой компании право на строительство дома. Правда, из 4,5 миллионов новому подрядчику было перечислено только 1,5. Как сообщают в прокуратуре Мордовии, застройщик заключил с дольщиками дополнительные соглашения и обещал сдать жилье в июле этого года. Любопытный факт - ООО «Керамика» зарегистрировано за несколько дней до заключения договора цессии, а его владелицей является супруга руководителя МНК.

Впрочем, и такой хитрый ход не принес никаких результатов, кредит новой фирме не дали, а на строительной площадке никаких изменений не произошло ни 1 сентября, ни 1 октября, по взмаху волшебной палочки не вырастет новостройка и к 1 ноября.

«В рамках расследования уголовного дела на причастность к совершению преступления проверяется руководители МНК, «Керамики», а также местная администрация, - поясняют в республиканской прокуратуре».

Директор ООО «МНК» твердо стоит на своем - умысла обманывать дольщиков у него, якобы не было. «У фирмы образовалась большая задолженность по инкассовым поручениям и перечисленные дольщиками деньги были списаны по этим счетам», - утверждает депутат. Однако и здесь народный избранник, мягко говоря, слукавил.

«Проведенная проверка показала, по инкассовым поручениям действительно было списано не более 500 тысяч рублей, также предварительно установлено, что часть средств внесенных дольщиками потрачены руководством компании на другие нужды, - поясняет и.о. начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия Прокуратуры Мордовии Михаил Коверов.

В настоящий момент директор ООО «МНК» живет в Ульяновской области, по неофициальным данным своей депутатской деятельностью в Березниках практически не занимается, однако оставлять «кресло» народного избранника не собирается.

«В настоящий момент по уголовному делу потерпевшими признаны четверо жителей района, - говорит Михаил Коверов. – Еще по двум дольщикам проводится проверка. Исходя из этого общая сумма, на которые были совершены мошенничества, может достигать 9,3 миллиона рублей».

А что местная власть?

В районной администрации, которая порекомендовала ООО «МНК» дольщикам, рапортуют о том, что сложившаяся ситуация находится под контролем.

- Проблема обманутых дольщиков решается, - говорит начальник отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Любовь Чегодаева. – ООО «Керамика», которому МНК переуступило свои права и обязанности, оформило кредит, чтобы вернуть дольщикам часть вложенных ими средств в строительство многоквартирного дома. Оставшуюся часть задолженности перед дольщиками предприятие рассчитывает погасить за счет дополнительного кредита, оформленного под залоговую базу.

Однако по информации, которой располагают журналисты «ИМ», залоговой базы – в виде индивидуального жилого дома в Березниковском районе недостаточно для получения необходимой суммы.

Вопросов в сложившейся ситуации пока больше, чем ответов. Например, как организация с миллионными долгами могла выиграть торги? Почему районная администрация допустила к строительству такого подрядчика? Чиновники утверждают, что о финансовых сложностях компании им известно не было. Довод, конечно, весомый, но только обманутым дольщикам от этого легче не становится…

 


Ирина МАЗИНА

«Известия Мордовии»