Умные решения

30.09.2009 10:24

Интеллектуальная собственность — понятие нематериальное. Однако ее также можно продавать, дарить, уступать, закладывать, передавать во временное пользование. И уже за это получать финансовое вознаграждение. О том, насколько «умные продукты» востребованы мордовскими компаниями и как они отстаивают свои права на результаты интеллектуальной деятельности, — в сегодняшнем материале «ВС».

Есть идея!

umnye-resheniyaВ советские времена особых проблем с защитой плодов умственной и творческой деятельности не возникало. Практически на любом уважающем себя предприятии существовали патентные отделы или хотя бы бюро изобретательства и рационализаторства, призванные оказывать доморощенным кулибиным всяческую помощь. Сегодня же количество таких структур легко можно сосчитать по пальцам. Подразделения по управлению интеллектуальной собственностью сохранили Мордовский госуниверситет, «Электровыпрямитель», «Рузхиммаш», «Биохимик». Неплохо работает с изобретателями республиканская организация ВОИР. Ну а со всеми остальными, и прежде всего коммерческими структурами, индивидуальными предпринимателями, заводами и организациями, взаимодействует созданная сравнительно недавно АНО «Центр интеллектуальной собственности РМ».

По данным Роспатента, только за прошлый год из Мордовии туда поступило 39 заявок на изобретения, 54 заявки на полезные модели, четыре — на промышленные образцы, 56 — на регистрацию товарных знаков и еще около двух десятков заявлений от создателей компьютерных программ и баз данных.

Правда, в плане использования ноу-хау Мордовии, надо признать, особо нечем похвастать. Близким к 100-процентному КПД обладают разве что товарные знаки. Об изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, программах для ЭВМ этого, увы, не скажешь. По данным все того же Роспатента, в прошлом году в регионе использовался 51 объект интеллектуальной собственности (в 2007 г. для сравнения в жизнь воплощено 61 умное решение). А сегодня от их применения начали отказываться даже предприятия, разработавшие и зарегистрировавшие продукт, то есть непосредственные правообладатели!

Борьба за собственность

Практика показывает, что чаще всего мордовские компании стремятся зарегистрировать надлежащим образом свои торговые марки. И доминируют здесь хозяева малого и среднего бизнеса, достигшего определенных стадий взросления.

Чем это обусловлено — понять не мудрено. В нынешних условиях потеря имени зачастую сродни потере лица, того хуже — дела, в которое были вложены годы жизни и многие тысячи рублей. Компании, пожалевшие средства на регистрацию товарного знака или знака обслуживания, рискуют столкнуться с тем, что однажды увидят на рынке одноименный товар худшего качества. И доказать «кто есть ху» будет уже совсем непросто.

Даже в нашей небольшой республике найдется немало примеров, когда фирмы чуть ли не насмерть воевали за формально «ничейные» наименования. В одном случае право на некогда известный мебельный салон с переменным успехом отстаивали сразу два предпринимателя — въехавший в освободившееся помещение новый хозяин и прежний, придумавший логотип и слоган. Каждый из них упорно доказывал, что только он может распоряжаться популярным названием, попутно обвиняя конкурента в его «клонировании».

Завершилось противостояние полным конфузом — запутавшиеся потребители напрочь потеряли доверие к спорной марке, в результате чего оба бизнесмена предпочли отступить.

Другой конфликт, в котором были замешаны заведения фаст-фуда, — официально никак не связанные друг с другом, хотя и работающие под одинаковыми вывесками, — развивался по схожему сценарию. Втянутые в него экс-партнеры по бизнесу никак не могли поделить помещение, затем — имущество, далее — привычное название. И так до тех пор, пока в одном из кафе не была выявлена крупная недостача. Но попытки возродить былую славу ресторана быстрого питания, насколько известно, предпринимаются и сейчас.

И это, кстати, далеко не самый худший вариант развития событий. В соседних регионах имели место истории и похлеще. Там предприниматели, едва открывшие собственную фирму, регистрировали на себя известный потребителю продукт и терпеливо выжидали, когда их бизнес чуть раскрутится. А потом подавали в арбитражный суд заявление с требованием прекратить выпуск якобы контрафактной продукции, попутно предлагая без вины виноватым конкурентам сдаться «на милость победителя». Согласившись, те теряли самостоятельность взращенного дела, отказавшись — «попадали» на солидные штрафы, а то и вовсе сталкивались с перспективой уголовного преследования «по факту незаконного использования чужого товарного знака».

Подводные камни интеллектуальной собственности

Единственное, что останавливает таких ловкачей, — довольно сложная процедура получения «охранных» документов на товарный знак. Полный цикл рассмотрения каждой заявки обойдется сегодня минимум в 50 тысяч рублей плюс — расходы на услуги художников. Можно, конечно, обратиться к посредникам, чтобы подготовить необходимые эскизы, разработать оригинальные логотипы, сравнить их с уже зарегистрированными и сопроводить прохождение заявки по инстанциям. Однако подробные предложения стоят еще дороже.

Процедуры патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов будут проще, а потому и обойдутся дешевле.

Впрочем, запатентовать удается лишь что-то принципиально новое и оригинальное, не похожее на уже имеющиеся проекты. Скажем, обозначение, заявку на регистрацию которого в качестве товарного знака совсем недавно оформлял открывший в Саранске сеть кафе предприниматель, живо напоминало донельзя раскрученный «молочный» бренд. Замечания экспертов Роспатента в этом случае пошли на пользу. В результате внесенных изменений обозначение стало в конечном итоге уникальным, ярким и узнаваемым.

Пожалуй, из последних идей без мало-мальски серьезных запинок госрегистрацию прошел только товарный знак «Металлургической компании «МВС» (в недавнем прошлом — «Мордоввторсырье»). Ни к названию, ни к шрифтовому начертанию, ни к элементам «декора» Роспатент претензий не предъявил. Правда, к созданию нового «лейбла», судя по тому что в сопроводительных документах были прописаны даже мелочи, предприятие отнеслось предельно серьезно.

«Что в имени тебе моем?»

- Сейчас мы вступаем в тот этап, когда очень важно стимулировать инновационную активность бизнеса, — говорит директор Центра интеллектуальной собственности Владимир Стешин. — Притом всеми доступными способами. С одной стороны, необходимо поддерживать субъекты малого предпринимательства путем выделения субсидий на компенсацию части затрат, направленных на правовую охрану разработанных ими «умных решений» (такое предложение уже поступило в Госсобрание и Правительство РМ). С другой — предостерегать компании от бездействия в сфере управления интеллектуальной собственностью, разъясняя, к каким негативным последствиям оно способно привести и почему интеллектуальная собственность является эффективным ресурсом наращивания капитала фирмы.

Между тем в Мордовии и по сей день можно отыскать довольно крупные и вполне успешные компании, чьи бренды, логотипы, торговые знаки, продукция не защищены охранными документами, либо где вот-вот истекут сроки действия ранее выданных документов. Чаще всего такая беспечность объясняется занятостью и «забывчивостью» руководства, гораздо реже — потерей интереса к каким-либо объектам интеллектуальной собственности.

Допустим, в корпорации «Система», в которую входит Саранский телевизионный завод, структура по защите прав на интеллектуальную собственность, без сомнения, является одной из сильнейших и эффективных в стране. При этом никаких видимых усилий по возрождению ранее известных брендов, подобных «Лайме», правообладатель не предпринимает. Они рассматриваются как пройденный этап, да и ассоциируются знаки зачастую с далеко не лучшим периодом жизни завода. И кто знает, как сложится их судьба в дальнейшем. Не исключено, что в обозримом будущем под той же маркой «Лайме» некий предприниматель, выкупивший ее, начнет выпускать, например, косметику.

Заявка на гениальность

По утверждению Владимира Стешина, мощнейшим импульсом к развитию инновации послужили решения о создании в республике Венчурного фонда и строительстве Технопарка. Подчас и идея разработки неповторимого «фирменного» стиля является прямым следствием воплощения применяемых ноу-хау.

Так, на мысль о создании новой торговой марки ООО «Новые композитные материалы» подтолкнули освоенные им новые технологии изготовления оконных профилей. ООО «Мордовская трубная компания», начав с освоения передовых западных технологий, со временем усовершенствовало их настолько, что смогло вывести в свет, по сути, собственные изобретения, а заодно — и товарный знак.

Продолжать, очевидно, можно еще долго. На устройство для изготовления так называемых сильфонов, созданное изобретателями ООО»Научно-производственный центр «Манометр», изначально предполагалось всего лишь получить патент на полезную модель. Однако на стадии подготовки материалов стало понятно: уровень новизны прибора настолько высок, что он запросто может претендовать на получение патента на изобретение. Кстати, совсем недавно экспертиза Роспатента приняла решение о его выдаче.

Оптимизм вселяет и опыт разработчиков новой технологии переработки отходов полимерных материалов из ООО «Феникс Пласт», чья идея не только была защищена российским патентом, но и вызвала живой интерес в странах Европейского союза. Нашим изобретателям удалось сотворить то, к чему Старый Свет пока и близко не подобрался. А именно — получать на выходе восстановленный полиэтилен в гранулах, который без изменений сохранил свои первоначальные свойства.

Программа-минимум

При таком количестве интересных изобретений, полезных находок, порой не имеющих аналогов, немного странным представляется тот факт, что в Мордовии практически нет фирм, целиком ориентированных на создание программных продуктов или электронных баз данных. Сетовать на нехватку профессионалов в этой области нам вроде бы не приходится. Доморощенных компьютерщиков обучают сразу на нескольких факультетах местных вузов. К качеству их подготовки тоже серьезных претензий нет — не случайно же многие без проблем трудоустраиваются в отечественные и зарубежные «высокотехнологичные» компании.

- Пока эта сфера недостаточно организована, — считает Владимир Стешин. — Есть специализированные отделы на предприятиях, основной вид деятельности которых имеет весьма опосредованное отношение к хай-теку. Например, их частенько создают фирмы, осуществляющие поставки компьютеров, оргтехники и программного обеспечения, заводы, а также строительные организации. Известно, что попутно это направление небезуспешно развивают МГУ имени Н.П. Огарева, фирма «ВАТТ», ООО «Навигационные системы»… Причем наработки их представляются довольно любопытными. Есть в республике и индивидуалы, небольшие группы разработчиков, которые выполняют разовые заказы на разработку ПО. В качестве заказчика нередко выступают московские, питерские, нижегородские организации, заинтересованные в создании собственного продукта.

Но в целом об «индустрии программного обеспечения» в республике пока рано говорить, поскольку нет мощной центральной структуры, вокруг которой могло бы произойти ее формирование. Огромные надежды в данной связи возлагаются на будущий технопарк. Он должен стать тем локомотивом, который потянет за собой сферу высоких технологий. Тогда и объемы работ, и количество выданных патентов значительно возрастут.

Зато с оформлением прав на объекты интеллектуальной собственности у мордовских программистов и сегодня все в порядке. Времена, когда плоды их труда совершенно бесплатно расходились по знакомым, давно прошли. Ныне любой оригинальный продукт, за исключением самых простеньких «ремейков», непременно регистрируется в Роспатенте и защищается соответствующим свидетельством. На том настаивают и разработчики, и заказчики. Первые опасаются, что их произведения присвоят себе другие, вторые стремятся избежать ответственности за нелегальное использование электронного товара.

Андрей КРИВОВ (”ВС”, № 39)

«Вечерний Саранск»