«Танцуй, дыши!»

23.10.2015 10:19

В прошедшие выходные в Саранске состоялся IV Всероссийский фестиваль-конкурс современной хореографии «Новая Лиса». Как принято писать в этих случаях, праздник танца, гармонии, музыки, пластического совершенства. К счастью, это определение вышло за рамки дежурных фраз: каждую осень «Лиса» действительно становится событием культурной жизни Мордовии.
Придуманная в далеком 1998 году, она и поныне собирает на нашей земле коллективы известных российских центров современной хореографии. География конкурса впечатляет: к нам приехали танцоры из Москвы, Кирова, Перми, Челябинска, Калуги, Самары, Пензы, Тулы, Казани, Саратова. Впервые - гости из Беларуси. Всего 30 коллективов, более 300 исполнителей.
«Лисе» уже семнадцать лет, с 2012 года она существует в новом режиме, в форме «Новой Лисы», и года идут ей на пользу. Об этом говорил и член жюри фестиваля Вячеслав Кулаев. Это сейчас он хореограф и режиссер таких телевизионных музыкальных шоу, как «Лёд и пламень», «Танцуй», церемоний и театральных проектов вроде ТЭФИ, MTV Russia Movie Awards, церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи и так далее. А когда-то наш земляк Слава Кулаев, выпускник юрфака МГУ, танцевал в легендарном саранском коллективе - театре танца «Визави», членами которого и была придумана «Лиса». «Приятно удивлен, что со времен первой «Лисы» в Саранске сохранилось главное: люди, которые живут танцем. Поэтому сюда и едут коллективы со всей страны», - говорит он.
Творческий форум традиционно включает фестиваль театров современного танца, конкурс хореографических коллективов по трём номинациям «Фолк-движение», «Эксперимент в движении», «Свободное движение» и мастер-классы от ведущих российских хореографов. Да, наша «Новая Лиса» не только определяет лучшие коллективы из участников конкурсной программы, но и служит отличной площадкой для обмена творческим опытом и совершенствования мастерства исполнителей и постановщиков. Все дни фестиваля опытные специалисты на базе Мордовской республиканской хореографической школы проводили обучающие мастер-классы по различным направлениям современной хореографии. И свободных мест на них не было.
Владимир Голубев, член жюри, хореограф, педагог из Челябинска, номинант национальной театральной премии «Золотая маска», после проведения мастер-класса был категоричен: «Я в восторге от идеи «Лисы»! Это единственный фестиваль, который уделяет внимание взрослому современному танцу. Он советует танцорам не теряться после хореографических школ, создавать свои проекты. В классе я увидел по-хорошему голодных, готовых брать материал танцоров».
Фестивальная программа началась днем 17 октября. На сцене ДКИ МГУ им. Н. Огарева взлетела «Священная птица мордвы» от театра танца «ARбалет» (Саранск), состоялся спектакль «За гранью круга» образцового ансамбля современного танца «Мелиссента» из Кирова. А продолжила первый день танцевального марафона конкурсная программа.
Среди обывателей бытует мнение: «современная хореография - это когда непонятно». Это для тех, кто не видел «Лису» - два дня напряженного удовольствия и удивления. Никакой тяжелой философии и пространных вопросов! Здесь говорили языком танца о вечных вопросах короткой человеческой жизни. О том, что понятно любому из нас. В этом году сразу несколько коллективов привезли полноценные хореографические постановки. То есть не просто танец, а именно танцевальный спектакль. А когда на сцене люди, музыка, костюмы, свет, звук существуют, как единое целое, то это производит очень сильное впечатление, заползает между ребер, берет за живое.
Особенно это было заметно на вечере открытия фестиваля. «Шумбрат, новая! Шумбрат, «Лиса»!» - произнёс министр культуры и туризма республики Владимир Шарапов. И понеслось! Парад участников конкурса приветствовал бессменный председатель его жюри, знаменитый екатеринбуржец Сергей Смирнов - руководитель  «Эксцентрик-балета», лауреат международных конкурсов, двукратный обладатель премии «Золотая маска». Напомним, когда-то он приезжал в Саранск еще как участник конкурсных программ «Лисы», а потому видел все этапы развития нашего форума и как никто компетентен в своих оценках. «Ваша «Новая Лиса» - уникальное явление в российском фестивальном пространстве! - уверенно заявил Смирнов. - Здесь созданы прекрасные условия и для конкурса, и для развития танцевального искусства. Поверьте, мы приезжаем в Саранск, как домой!». «И добавлю только одно, - продолжил именитый гость, обращаясь к конкурсантам. - Не мельтеши…». «Танцуй, дыши!» - ответили ему хором со сцены триста голосов, повторив девиз конкурса.
Фестивальную программу открытия начал спектакль «Наташа.net» Пластического театра Виктории Янчевской «Я - театр» (Москва), поставленный по пьесе Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Про что эта история? Про любовь. Какую? Первую. Возможно, не самую счастливую, но определенно самую честную. До головокружения и так, как больше не будет никогда. Смотришь и понимаешь, что есть мир, в котором нет условных границ, выдуманных людьми, а есть счастье и боль, пронзительные до самой сути и понятные каждому. Четверо танцоров и музыкант за роялем творили такую смесь психологического и драматического театров, в которой не было заигрывания с залом, но жили искренность и откровенность.
Эту степень высокого профессионализма и искренности подхватил Театр-студия современной хореографии (Москва), рассказав в своем спектакле «История болезни» историю человеческого одиночества и вечного поиска понимания и любви. Персонажи на сцене снаружи были такие, какие мы изнутри - там, где живут наши подлинные мысли и страхи. Остановку «домурашек» зрители проехали сразу же, и потом не отпускало. На сцене все поголовно босиком, вроде такие сильные, но незащищенные… Зрителям зала РДК препарировали душу, и вопрос был только один: что это за люди, танцующие здесь? Кто научил их быть такими свободными? Как они могли вырасти на одной с нами почве?
Что-то витало в воздухе, неуловимое и острое, как ультразвук. Ты его не замечаешь, не можешь зафиксировать, а он вибрирует и все меняет. Танцовщики как будто что-то знают, что-то поймали и материализовали. Что именно? Дух времени, ритм, образы? Все вместе. Широкий зритель ничего подобного не видит. Многочисленные телешоу приоткрыли эту дверку, но ненадолго и не очень широко. А ведь он есть, этот мир современной хореографии! Живой и понятный. И зрителям «Новой Лисы» повезло.
Разумеется, конкурс есть конкурс, и волшебство витало не в каждом фестивальном номере. Но, согласитесь, сложно найти лучшее время и место для того, чтобы понять свои плюсы и минусы, наметить пути роста. Когда еще услышишь из уст настоящих профи о необходимости разнообразить язык танца или об обязательном ежедневном тренинге? Однако если желаете выдавать что-то эстетически прекрасное и технически сложное, то слушайте и наматывайте на ус. Дорогу осилит не только танцующий, но и готовый учиться.
У кого-то это получается лучше остальных. Победные итоги фестиваля таковы: в номинации «Фолк-движение» обладателем диплома лауреата второй степени стал образцовый ансамбль современного танца «Мелиссента»  (Киров), а диплом первой степени увезла в Калугу танцевальная компания «Zабава», группа свободной хореографии «Дис-ТанцыЯ».
В номинации «Эксперимент в движении» лауреатом второй степени был признан танцевальный коллектив «Lyitiki» из Самары, а победителем номинации - Компания современной хореографии «Пространные танцы» (Заречный). В номинации «Свободное движение» второе место за челябинским театром танца «Deep Vision», а диплом лауреата первой степени получила танцевальная компания «Zабава», группа свободной хореографии «Дис- ТанцыЯ» (Калуга).
Гран-при IV Всероссийского фестиваля-конкурса современной хореографии «Новая Лиса» жюри единодушно присудило Театру-студии современной хореографии (Москва) за композицию «Необъятность».

Наталья ГОРДЕЕВА, фото Андрея КОНДРАТЬЕВА

«Вечерний Саранск»