В Мордовии любая бабушка может стать байкером

09.10.2015 16:22

Первая наша встреча с Валентиной Михайловной Шавензовой состоялась случайно - на большом празднике в селе Мамолаево Ковылкинского района. Из окрестных сел и деревень пришли и приехали нарядные люди, спеша на школьный стадион, чтобы отпраздновать светлый день Троицы.

И всех без исключения гостей праздника поразил идущий на солидной скорости по центральной улице Мамолаева скутер. За штурвалом двухколесного малого транспортного средства в нарядном мордовском костюме сидела … бабушка. Владелица скутера, широко улыбаясь, лихо промчалась по центру села, притормозив у здания школы и направившись к главному месту массового праздничного действа.


Следующая встреча с Валентиной Михайловной произошла уже осенью, когда опустели сады и огороды, убраны картошка и морковка, опущены в погреба варенья, соленья, прочие заготовки на зиму. Она любит возиться с землей, выращивать огородную продукцию. А какие на бахчах Шавензовой родятся арбузы и дыни! Вкусные, ароматные! Ни в чем не уступают они астраханским и волгоградским.

- С мужем приехали из Самары в Мамолаево. Походил он по лесу, собирая грибы и ягоды, любуясь природой, дыша чистым воздухом, и в один из дней отдыха заявил: «Остаемся здесь навсегда. Дети выросли, пусть живут в городе самостоятельно, а мы тут - в Мордовии, в Мамолаеве купим домик в деревне». Вот так и сменили город на село, - рассказывает В.М. Шавензова.

Прирожденной горожанкой Валентину Михайловну вряд ли назовешь. Михаила Герасимовича и Пелагею Ефимовну хорошо знали в ковылкинском селе Бранчеевка. Отец работал в местной школе учителем, а потом директором до 1962 года. Познакомились молодые в Мамолаеве. Ему 17 было в то пору, ей всего-то 16 лет. Влюбились, сговорились и поставили родителей перед фактом: «Мы любим друг друга. Решили пожениться».

- Вот так и свела судьба родителей. Правда, после свадьбы год только и пожили. Скоро отца забрали в армию, потом война с фашистами. Восемь лет в разлуке находились. Отец - на фронте, мать на трудовом фронте - окопы рыла, лес валила. Живым с войны в победном 1945-м вернулся отец домой, а вот братья его, Алексей и Петр Баландины, погибли. Сколько молодых душ забрала эта война проклятая, - Валентина Михайловна, вздохнула, посмотрев на иконы в углу, перекрестилась.

Трудно, впроголодь жилось семье. С утра до позднего вечера надрывалась Пелагея Ефимовна с мужем, поднимая детей. После войны семья Михаила и Пелагеи Баландиных выросла на девять человек. Первенцем был Николай, ныне живет в Эстонии. После него родились Валя, Вера, Маша, Зина, Алексей, Рая, Володя и Саша. После окончания Мамолаевской школы Валентине очень хотелось продолжить учебу, и она поступила в медучилище. Но учить на стороне сразу двоих семья просто не могла осилить – каждая копейка на счету. Николай продолжил учебу, а она вернулась домой. Только недолго пришлось Валентине прожить под одной крышей с младшими сестрами и братьями. Пелагея Ефимовна снарядила ее с сестрой Верой в путь-дорогу - к дяде Ефиму в далекий Миас Челябинской области. Дядя обул-одел племянниц, всячески помогал девушкам. Вера так и осталась в Миасе, а Валентина вернулась в родные края. В соседнем от Мамолаева селе Толковка семья купила дом, поступила в Ардатовское СПТУ на бухгалтера.

- Направили меня после учебы работать в Старую Самаевку Там вышла замуж за Василия Шавензова, который работал в колхозе автокрановщиком. В 1977 оду заочно закончила Темниковский сельхозтехникум, - продолжает Валентина Михайловна. - Две дочери появились у нас, Светлана и Ольга. Детского садика в селе не было, брат Николай в Самару пригласил переехать. Он там работал бригадиром мостоотряда. Я трудилась тридцать лет в расчетном секторе на оборонном заводе, где испытывали МИГи другие летательные аппараты. Уйдя на пенсию, приехали с мужем погостить в родные края, да так и задержались на родной земле.


Люди в Мамолаеве трудолюбивые, добрые, гостеприимные. Как отметила В.М. Шавензова после трудов праведных и отдых для души полагается. А праздники тут проходят с размахом - весело, песни льются на всю округу, сельские стряпухи на угощения не скупятся.

- В праздники полно гостей в доме. Голосом сестер Бог наградил. Любим народные мордовские. Без песен мир тесен. Как запоем, бывало, с сестрами - петь мордва гораздые, проходят люди по улице, в наши окна заглядывают. На то он и праздник, чтобы повеселиться, - улыбнулась Валентина Михайловна. Помолчала, задумалась, затем вновь вернулась к воспоминаниям: - Так уж получилось, что мама наша трагически погибла, попала под электричку. Отец остался в Толковке, а мы с мужем взяли опекунство над младшим братом Володей, уехав обратно в Самару. Пять лет жил он с нами, пока не женили его. У всех свои семьи. Недавно дочерям в Самару картошку отвезла. Внуки растут, радуюсь, глядя на них. Приедут в гости - в футбол с ними играю, на речку Рябку хожу с ними. Славные они у меня.

Валентина Михайловна показывает фотографии, на которой бравый солдат с автоматом в руках.

- Это старший внук - Ваня Жаткин, он служит в Казани, понтонные мосты возводит. Молодец, горжусь им. Владик в Самаре, учится в авиационном техникуме. А еще у меня Коля и Федя - младшенькие внуки, одному три с половиной, другому полтора годика.

- А кто же вас на скутере научил кататься? - задаю один из главных вопросов, который меня особо интересовал. Бабушка Валя смеется:

- Я и машиной могу управлять. У нас кроме скутера «Жигули» имеются. Муж меня всему научил. Пять лет назад умер. Долго от инфаркта отхаживала, но ушел на тот свет, видать Господу так угодно, - вздыхает Валентина Михайловна. - В церковь хожу, свечку ставлю за упокой души его. Хороший мужик был.

Такая вот судьба у Валентины Михайловны Шавензовой из старинного мордовского села Мамолаево. Всякое бывало в ее жизни, однако на судьбу она не жалуется. Счастливой себя считает. В сердце и душе этой женщины - бабушки со скутером - навсегда остались оптимизм и жизнелюбие.

 


Петр Самсонкин

«Известия Мордовии»