Право на вождение

25.09.2015 09:01

Корреспондент «ВС» продолжает рассказ о российских дорогах и тех, кто по ним ездит

Корреспондент «ВС» продолжает свой эксперимент по получению водительских прав. Он уже выучил теорию и поездил за рулем по городу. Еще совсем немного, и он получит право называть себя водителем. Пока же он, совмещая приятное с полезным, продолжает наблюдать за учениками и учителями, автолюбителями и пешеходами, изучать статистику и делиться своими наблюдениями с вами.

«Чайники»
- Не гони! Да не гони, б…, - инструктор по вождению бесит меня своими ограничениями скорости. Сегодня мы в первый раз выехали с ним в город. Скукотища ужасная. Крайняя правая полоса, третья передача, скорость не больше сорока километров в час. Черепахи ползают быстрее.
- Вам только дай волю, вы таких дров наломаете, что!.. - инструктора тоже можно понять: если каждый ученик начнет на первом занятии гонять, как Даниил Квят на трассе «Формулы-1», то… Мой плюс в том, что я лицо не материально ответственное. Если я разобью казенную машину, с меня никто не спросит, я же не водитель, а всего лишь ученик. Инструктор, конечно, рискует собственным карманом.
- Тормози, видишь, какая киса дорогу переходит! - инструктор кивает на девушку в короткой юбке, переходящую дорогу по пешеходному переходу. Как он умудряется следить за всем? Тут бы за дорогой уследить, а еще эти наглецы-пешеходы!
Наш маршрут проходит по трассе вдоль пруда Корчагинец. На узкой проезжей части особо не разогнаться при всем желании. Но желающих продемонстрировать свое умение все равно достаточно.
- Вот сволочь какая! - инструктор возмущается желанием водителя, следующего за нами, объехать нашу «пятерку» справа по обочине. - А ну-ка, включи ему правый поворот! Сделано. Водитель моментально сбавляет скорость. Через сотню метров ему все же удается обогнать нас уже по всем правилам. Выполнив маневр, он возмущенно сигналит и несется дальше. На заднем стекле его «Волги» красуется восклицательный знак, означающий, что этот водитель сам недавно получил права.
- Эти «чайники» (так в простонародье называют автолюбителей, чей стаж вождения не превышает двух лет, - прим. авт.) - самая опасная категория водителей, - поясняет инструктор. - Не успеют права получить, уже чувствуют себя Шумахерами. От них все зло на дорогах. На будущее запомни одну вещь: если ты едешь по своей полосе, не нарушаешь никаких правил дорожного движения, то просто не обращай внимания на все эти сигналы. Думай прежде всего о себе и тех людях, которые находятся в салоне твоего автомобиля.
Я благодарен инструктору за эти наставления, в моей памяти они навсегда останутся в папке «Избранное». Ведь он сказал это не просто так. Сколько аварий произошло из-за того, что кто-то, боясь показаться неопытным, превышал скорость, пренебрегал дорожными знаками и линиями разметки! Посмотрите на памятники и цветочки вдоль дорог, и все сразу станет понятно.
- По статистике, наибольшее число аварий совершают водители, чей стаж вождения находится в промежутке от двух до семи лет, - рассказывает нам преподаватель теории. - Объясняется это просто: только получив права, человек старается ездить осторожно. Но после двух лет вождения люди начинают, что называется, наглеть. Ни к чему хорошему это, разумеется, не приводит. Дорога не прощает наглости и чувства собственной непогрешимости. На втором месте по аварийности находятся водители, стаж вождения которых колеблется от семи до десяти лет. За это время водитель в самом деле получает достаточный опыт и… расслабляется. То, что раньше он считал для себя неприемлемым, в этот период становится обыденным. Зачастую такой водитель перестает обращать внимание на других участников дорожного движения. Наконец, еще одной группой риска являются водители, чей возраст старше шестидесяти пяти лет. Тут уже в силу физиологических особенностей организма человек не может в полной мере контролировать ситуацию на дороге. Конечно, исключения бывают в любой из этих категорий, но они, как говорится, лишь подтверждают правило.
С этим трудно не согласиться. Уверен, те же знания, что и наша группа, получают практически все ученики российских автошкол. Но ситуация на дорогах, увы, не меняется вот уже который год.

Пьяницы     
- Ты пьяный за рулем хоть раз ездил?
- Андрюха, я тебя умоляю, я не только ездил, но еще и от гаишников отмазывался!
Друг детства весело рассказывал мне, как ему удалось перехитрить сотрудников ГИБДД.
- Знаешь, есть такие таблетки, выпиваешь их перед тем, как употребить алкоголь, и потом ни одно освидетельствование не покажет, что ты пьян!
Уж не знаю, насколько это правда, но факт остается фактом: права у моего друга никто не отобрал.
- Слушай, ну а зачем ты пьяный за руль-то садился? Мог ведь сбить кого-нибудь или врезаться.
- Да понимаешь, когда ты трезвый, то осознаешь, что пьяному за руль садиться нельзя, - объяснял мне товарищ логику поведения пьяного водителя. - Ты ставишь машину на стоянку, оставляешь ключи дома и идешь пить. Но когда ты выпиваешь, сразу появляется потребность куда-то съездить. Ну а пьяному, сам знаешь, море по колено…
По статистике, значительное количество ДТП с тяжкими последствиями происходит по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В последние годы государство вроде бы нащупало рычаги влияния на них, но, видимо, не до конца. Главное, чего никак пока не удается сделать, - это переломить менталитет водителей. Сломать то чувство гордости, которое они испытывают, сев за руль под мухой и не попавшись.
- Знаешь, что самое обидное, - признавался мне один знакомый, которого все же лишили прав за вождение в нетрезвом виде. - Я ведь из Нижнего Новгорода до Саранска доехал. Сам не знаю как. Я и дорогу-то толком не видел. Но доехал. И надо же, уже в Саранске нарвался на гаишников!
То есть человек жалеет не о том, что пьяным сел за руль, а о том, что попался. И большинство водителей такие же. Вот когда мы победим ЭТО, тогда и будет нам счастье! Но кто-нибудь знает рецепт?
Купившие
Девушка, объяснявшая мне условия и сроки обучения в автошколе, не обманула. В середине августа нашей группе предстояло сдать внутренний экзамен и получить право пройти испытания в ГИБДД. Чем ближе был этот день, тем сильнее росло во мне желание вызвать преподавателя теории на откровенный разговор. Ведь слухов про то, как автошколы торгуют документами, дающими право сдавать экзамен в ГИБДД, хоть отбавляй. Да и не только про автошколы нехорошие вещи говорят. Пару лет назад, к примеру, один мой знакомый не прошел медкомиссию. До обучения в автошколе его не допустил добросовестный врач. Так вот знакомый этот уже готовится сдирать восклицательный знак с заднего стекла своего автомобиля.
- Как ты права-то получил? - спросил я его во время недавней встречи.
- Купил!
- За сколько?
- Да примерно за столько, за сколько ты сейчас учишься, - загадочно ответил знакомый.
Выводы, как говорится, делайте сами. Понятно, что ни имени его, ни фамилии я не назову, но суть дела от этого не меняется: для того чтобы получить права, необязательно учиться в автошколе и мучиться потом в компьютерном классе, на автодроме и в городе, сдавая вождение.
- Мне тоже предлагали купить права, - признался как-то мой однокурсник. - За тридцать пять тысяч рублей не нужно было ни учиться, ни экзамен сдавать. Нужно было просто заплатить требуемую сумму, два месяца подождать, а потом прийти и получить права.
- А ждать зачем?
- Так ведь экзамен сейчас сдают под видеозапись, а она хранится два месяца.
- Ну и почему ты отказался?
- Да я согласился сначала, но потом меня попросили заплатить еще шесть тысяч рублей. Вот тогда я передумал и пошел в автошколу.
Жаль, что никак нельзя подсчитать количество тех, кто не передумал, как он. В общем, на одном из последних теоретических занятий я в лоб при всей группе спросил преподавателя, предлагали ли ему взятки его ученики.
- Предлагали! - откровенно ответил преподаватель. - Причем только за то, чтобы сдать внутренний экзамен по теории и получить право на сдачу экзаменов в ГИБДД.
Я не стал спрашивать его о том, как он реагировал на эти предложения. Ну согласитесь, глупо было бы.

Три из ста
Из восьми человек нашей группы внутренний экзамен по теории сдали только четверо. Во второй день сентября мы сдаем теорию уже в ГИБДД. На этом этапе наш отряд теряет еще одного бойца. Самая умная женщина из нашей группы, вероятно, перенервничала и сделала три ошибки при двух допустимых. Такого от нее никто не ожидал.
- Я накануне все восемьсот вопросов дома прорешала, - призналась она после экзамена. - Наверное, поэтому и не сдала.
- Вы особо-то не обольщайтесь, - глядя на нас, улыбался преподаватель теории. - Сегодня будете сдавать вождение. По статистике, с первого раза его сдают два-три человека из ста.
Сомневаться в справедливости этой статистики не приходится. К примеру, один мой знакомый получил водительские права только с тринадцатой (!) попытки. К тому же эту статистику мы подтверждаем собственноручно. Самый молодой из нас не смог заехать задним ходом в имитированный бокс, я сбил фишку на подъеме, а тот молодой человек, который отказался от покупки водительского удостоверения, проехал на красный сигнал светофора во время сдачи вождения по городу. Но знаете, в чем плюс этой ситуации? Через неделю нам предстоит пересдача. А ожидание праздника гораздо лучше самого праздника.

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

«Вечерний Саранск»