Служебный роман Олега Басилашвили
24.09.2009 11:35
В свои 75 лет Олег Басилашвили невероятно элегантен и красив. Впрочем, как и все его знаменитые герои — управленец Самохвалов, пианист Громов, чиновник по особым поручениям граф Мерзляев…
- У меня нет любимых ролей в кино, потому что каждая роль — как ребенок, и одну выделить невозможно, — говорит нам Олег Басилашвили. — Но у меня есть любимые режиссеры…
С одним из них — Эльдаром Рязановым — у него даже состоялся «Служебный роман». А потом знаменитый режиссер дал любимому актеру одну страшную расписку, в которой обещал… Но об этом — чуть ниже…
Фото на снегу
- Впервые я увидел Олега в спектакле «Мольер», который поставил Сергей Юрский в БДТ, — рассказывает нам Эльдар Рязанов. — Юрский играл Мольера, а Басилашвили — Людовика XIV, короля-Солнце. Играл блистательно! После спектакля я зашел поздороваться с Юрским в грим-уборную — она была у них с Басилашвили общая. Я сказал тогда Олегу: «Я не понимаю, почему я не снимаю вас в своих картинах?» — «Я тоже этого не понимаю», — ответил Олег. Так началась наша дружба. Сразу после этого я пригласил его в картину «Ирония судьбы, или C легким паром» на роль Ипполита… Однако сыграть в новогоднем кинохите Рязанова у Басилашвили не получилось.
- У Олега умер отец, — говорит Эльдар Рязанов. — И следом — еще одна беда: умер актер БДТ Ефим Копелян. В репертуаре театра начались перестановки, и Басилашвили оказался загружен под завязку. Мы снимали новогоднюю историю ранней весной, и я понял: чтобы захватить «зимнюю натуру», придется снимать другого актера. И роль Ипполита блистательно сыграл Юрий Яковлев. Правда, в «Иронии судьбы» Олег Валерианович все-таки появляется — в маленьком эпизоде.
- Когда Олега утвердили на роль Ипполита, его сразу же сфотографировали для эпизода, где Лукашин выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а Надя фото поднимает. Мы отсняли этот эпизод с портретом Басилашвили! Мы же не знали, что его не будет в картине. И этот эпизод так и вошел в фильм. На общем плане «ляпсуса» не видно, но если увеличить изображение — увидите прекрасного Басилашвили…
Обаятельный мерзавец
- Но я сохранил память о Басилашвили — у него была замечательная проба — и пригласил его в «Служебный роман», — рассказывает Эльдар Рязанов. — Самохвалов — баловень судьбы: он приехал из-за границы — такой импозантный, элегантный — у него везде свои люди, у него красавица жена… Но здесь важна степень карикатурности образа. Олег — артист разносторонний. И в его исполнении карикатурность карьериста еле-еле заметна. Это говорит о том, что он — большой мастер. Другой артист на его месте показал бы такого мерзавца, на лице которого было бы написано: «Я — негодяй». А Басилашвили показал мерзавца, которого не так просто раскусить…
Та самая расписка
Эльдар Рязанов хотел снимать любимого артиста и в следующей своей картине — «Гараж». Однако ленинградец Олег Басилашвили опять был привязан к театру и не смог сниматься в Москве. Зато следующая работа Рязанова начиналась именно с Басилашвили — роль графа Мерзляева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» режиссер писал для Олега Валериановича. Рязанов предложил Басилашвили сыграть влиятельного интригана. Актер даже тогда в шутку обиделся на режиссера — мол, все время мне предлагаешь играть мерзавцев…
- На премьере фильма «О бедном гусаре замолвите слово» я расчувствовался, — вспоминает Эльдар Рязанов. — Посмотрел, как хорошо играет Олег, и взял да и написал ему расписку, что буду снимать его в каждой картине. Потом я задумал «Вокзал для двоих». И помню, шел по коридору «Мосфильма», а навстречу мне — Олег. Я ему говорю: «Ты знаешь, Олег, боюсь, я предложу тебе одну работу в новой картине». А он заявляет: «А ты не бойся. У меня есть твоя расписка, и я точно знаю, что ты будешь снимать меня». Мы, конечно, рассмеялись… Во всех моих дальнейших решениях не расписка имела силу, а талант Олега.
Любовь с Гурченко
В «Вокзале для двоих» актер блестяще сыграл пианиста Платона Громова, который готовится взять на себя вину жены и отправиться в тюрьму отбывать наказание. На вокзале он встречает официантку Веру. Ее сыграла неподражаемая Людмила Гурченко. После говорили, что Гурченко и Басилашвили конфликтовали на площадке. Ничего подобного!
- Об Олеге Валериановиче я могу говорить бесконечно, — говорит нам Людмила Марковна. — Именно так — об Олеге Валериановиче. В фильме «Вокзал для двоих» мы сыграли любовь с большой буквы. Это чувство пришло к нашим героям впервые в жизни, а у каждого эта жизнь прошла непросто и ох, как невесело. Сыграли большую любовь, а на «ты» так и не перешли! Меня навсегда поразил такой редкий дар — уметь держать дистанцию и меняться, оставаясь самим собой. Как точно нас соединил Эльдар Рязанов! Мне так нужно было услышать от героя, которого играл Олег Валерианович: «Вера! Вы — прекрасны!» От Веры я скажу вам, Олег Валерианович: «Спасибо, дорогой! Мне таких слов никто никогда не говорил».
Воланд
Олег Басилашвили не только не боится играть негодяев и изменников, но даже роль предводителя темных сил Воланда в «Мастере и Маргарите» не смутила актера.
- Когда люди говорят о какой-то мистике в их жизни, связанной с участием в фильме «Мастер и Маргарита» — пленки исчезли или что-то другое — это пиар, — говорит Олег Валерианович. — Ведь гениальное произведение Булгакова не связано с библейской историей. Михаил Афанасьевич заранее говорит, что Иешуа — не Иисус Христос, отец его не плотник, а сириец. И Воланд — не сатана, он помогает творить добро, карая зло. Другое дело, что в фильме нельзя объять все, что написано в книге. Но мистики в этом нет. И я ничего не боялся. Единственное, что сделал — так это, будучи в Киеве, пошел в Киево-Печерскую Лавру, чтобы получить благословение на работу в фильме «Мастер и Маргарита». Но дверь в восстановленную церковь была закрыта. Пошел в другую — там тоже заперто… Тут ко мне подходит служитель храма и говорит: «А вы не хотите нашу новую церковь посмотреть?» — «Так она же закрыта» — «Ну, пойдемте, посмотрим». Мы подходим к этой закрытой двери, у которой я уже стоял — и вдруг она распахивается! Я посчитал это благим знаком.
Чужой марафон
Режиссер Георгий Данелия долго искал актера на роль талантливого, но бесхарактерного современника, который мечется между женой и любовницей, страдая сам и заставляя их страдать вместе с ним.
- Андрей Бузыкин — человек, который боится сделать кому-то неприятное, который не может ни на что решиться, и от этого всем становится только хуже, — рассказывает Георгий Данелия.
- И Басилашвили в роли этого человека я не представлял — он мне казался властным и уверенным в себе. И тут помог случай: как-то я подвез Олега на своей машине — и вдруг увидел другого Басилашвили: кепка набок, улицу не может перейти, какой-то растерянный — в общем, самый настоящий Бузыкин… И он блестяще сыграл эту роль! Правда, когда мы озвучивали картину, очень расстраивался — во всех сценах наш герой как бы не на первом плане — жена — Гундарева, любовница — Неелова, сокурсница — Волчек, сосед — Леонов, а Бузыкин — Басилашвили вроде бы в тени… А я ему говорил: «Олег, эти люди появились и исчезли, а ты все время в кадре. Ведь первая линия все равно за тобой!» И, к счастью, он это потом увидел и уже не ревновал к другим актерам…
Бузыкин стал именем нарицательным, «Осенний марафон» прозвали первым фильмом мужских ужасов, а на кинофестивале в Сан-Себастьяне он получил главный приз.
Семья
Во время работы над фильмом «Осенний марафон» у Олега Басилашвили была одна сложность. Он не понимал, почему его герой так мучается. А все потому, что сам Басилашвили никогда не был на месте Бузыкина… В жизни он — верный муж и примерный семьянин.
Познакомившись с красавицей журналисткой Галиной Мшанской, Басилашвили не стал упускать случая. Он настойчиво ухаживал за девушкой, вокруг которой всегда была толпа поклонников. И добился ее расположения. Их дочери Ольга и Ксения пошли по стопам матери. Ольга работает на петербургском телевидении, а Ксения — на радио «Эхо Москвы». В этом году Ксения подарила родителям первую внучку.
- В моей жизни появилось новое существо, которое что-то требует. Оно требует! Давай, давай! — с нежностью говорит Олег Басилашвили. — Ей уже восьмой месяц пошел. Мы сейчас всей семьей живем на даче под Петербургом. Я гуляю с внучкой, разговариваю с ней. Это счастье!
Юбилей
Свой юбилей он хотел бы провести в кругу родных людей, которых он так любит и ради которых так много работает.
- Но — не получится! — вздыхает Олег Валерианович. — Как я ни просил дирекцию театра освободить меня в день рождения от спектакля — который, кстати, пройдет в Москве — ко мне не прислушались! Посчитали, что встреча со зрителем будет мне подарком. А мне бы хотелось в этот день сходить на могилы своих родителей, а вечером — собраться в семейном кругу… Я ненавижу эти высокопарные речи, которые принято произносить в юбилеи! Я же понимаю, что люди вынуждены говорить мне приятные вещи — ну, не скажут ведь они мне: «Ты — подлец, ты — плохой артист». Есть в торжественности аура фальши, всеобщего напряжения… А я не хочу этого!
«Вечерний Саранск»