Право на вождение

18.09.2015 08:58

Корреспондент «ВС» делится личным опытом получения водительского удостоверения, попутно пытаясь понять, откуда на наших дорогах так много дураков

Ежегодно на дорогах России тысячи людей гибнут в автомобильных авариях. Власти страны ищут различные способы решения проблемы. Депутаты предлагают самые радикальные методы. Многочисленные эксперты наперебой раздают комментарии, общий смысл которых сводится примерно к следующему: нам не хватает культуры поведения на дорогах. Но почему? Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент «ВС» сам решил получить водительское удостоверение. Наблюдения журналиста, сделанные им на этом пути, мы предлагаем вашему вниманию.

Зачем
- У тебя права есть?
- Нет.
- Не мужик, что ли?!
Родственники, друзья и знакомые без устали тыкали мне в лицо отсутствием у меня водительских прав на протяжении последних десяти лет. Мои отговорки про то, что я, в общем-то, обхожусь, а свою мужскую состоятельность подтверждаю другими способами, вроде дома, дерева и сына, никого не устраивали.
- Бабы и те за рулем ездят, а уж современный молодой человек просто обязан иметь права! - напутствовал меня любимый дядя, нажимая педаль газа своей «Калины».
- Ты не представляешь, как хреново без машины, - плакался мне в жилетку друг детства, лишенный прав за пьяную езду. Смешные они, эти водители.
- На пол-лимона я влетел, - жаловался еще один друг, машину которого автоледи с липовой страховкой превратила в металлолом.
Слушая эти излияния, я ехидно посмеивался: не фиг было машину покупать! Но не зря говорят, что вода камень точит. Подлая мысль «а может быть, и мне попробовать?» все отчетливее пульсировала в моем мозгу. Последней каплей стала картина, увиденная на Коммунистической улице. На светофоре остановилась иномарка с московскими номерами, за рулем которой сидела бабушка в платочке. Кроме нее в салоне сидели еще три старушки. Все в платочках. На следующий день я входил в автошколу. Не мужик, что ли?!

Условия
- Первый взнос - десять тысяч рублей, оставшуюся сумму (еще шесть тысяч - прим. авт.) отдадите в процессе обучения, - объясняла мне условия поступления симпатичная сотрудница храма автомобильной науки. Надо сказать, что экономический вопрос сыграл далеко не последнюю роль в журналистском стремлении получить права. Дело в том, что стоимость обучения и так растет с каждым годом, а в свете последних заявлений некоторых депутатов водительское удостоверение в ближайшем будущем вообще может стать привилегией избранных. Шестнадцать тысяч рублей - это минимальная стоимость обучения в Саранске. Приплюсуйте сюда стоимость прохождения медицинской комиссии (полторы тысяч рублей) и оплату госпошлины (две тысячи рублей), и вы получите окончательную минимальную цену водительских прав в столице республики.
- Пока учитесь, оформите медицинскую справку и принесете две фотографии, - продолжала объяснять сотрудница автошколы.
- А если мне справку не дадут?
- Ну не знаю, в моей практике такого еще не было, - отрезала барышня.   
Справку оформил за день. Я же мужик: с психикой порядок, с алкоголем дружу, зрение снайперское. Плюс свободный график работы. Но сдавать документ в автошколу я не торопился. Посмотрим, что будет. Внес деньги, принес фото.
- Теоретические занятия начнутся 2 июля, мы вам позвоним, а пока запишитесь на вождение, - просвещала меня все та же любезная девушка. - Вождение начнется на следующей неделе.
- А сколько учиться-то надо?
- Полтора-два месяца, - красивая улыбка.
«Полтора-два месяца, и у меня будут права. Я покажу тебе, дядя, кто я!» - весь в предвкушении начала учебы я возвращался домой, делая свои последние шаги в качестве пешехода. 2 июля мне позвонили из автошколы.
- Извините, но теоретическое занятие сегодня не состоится, наш преподаватель теории попал в ДТП, - я узнал этот голос. - Не забудьте, на следующей неделе у вас вождение.

Ученицы
Без медицинской справки, с абсолютным отсутствием навыков вождения я первый раз сажусь за руль на автодроме в Берсеневке. Кроме меня здесь старательно объезжают фишки несколько девушек. Получается у них не очень, но, как говорится, лиха беда начала.
- Звонит одна мне как-то в половине второго ночи, - перехватив мой взгляд, делится своим опытом мой инструктор по вождению. Острый на язык, язвительный дядька дело свое знает хорошо, но почему-то кажется, что работу свою он выполняет скорее обреченно, чем вдохновенно. Но его тоже можно понять: таких, как я, с каждым годом становится все больше, а мозгов-то у нас - кот наплакал.
- И говорит: «У меня завтра вождение, а я сейчас с приятелем выпиваю. Можно я завтра немного пьяненькая приду?!». Я ей говорю: «Совсем не приходи!». Пьяненькая… А ты спрашиваешь, откуда у нас столько дураков на дорогах!
Тема женщины за рулем, можно сказать, анекдотическая. Но появилась-то она не на пустом месте. Современные представительницы прекрасной половины человечества наличие водительских прав воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Пусть, мол, смеются над нами мужики, едущие на троллейбусе, который ведет женщина. По общероссийской статистике, число женщин, получающих водительские права, растет с каждым годом. Но мозгов-то…
- Так судить нельзя, - ломает мужские стереотипы мой преподаватель теории. Оправившись от ДТП, благо оно было не очень серьезным, этот рассудительный, с хорошим чувством юмора мужчина начал обучать нашу небольшую группу. - Исследования показывают, что водительские навыки не зависят от половой принадлежности. Многие женщины водят машину гораздо лучше некоторых мужчин. К тому же, как показывает практика, представительницы слабого пола более осторожны и внимательны за рулем.
- Вот и я о том же! - вставляет свою реплику моя однокурсница-юрист, чью фотографию даже печатают в бесплатной газете. - Вот я сегодня еду по Атемару, а там гаишники стоят, но ни один мужик мне фарами не моргнул!
- Так а зачем вы без прав за руль сели?! - удивляется преподаватель.
- Ну мне же нужно учиться ездить!
- Как водитель я вас, конечно, понимаю, сам с четырнадцати лет за рулем езжу, - улыбается преподаватель. - Но как преподаватель теории не могу с вами согласиться. Сначала нужно права получить, а уже потом за руль садиться!
Эта история сродни теме про яйцо и курицу. Многие жители нашей страны не видят ничего страшного в том, чтобы сесть за руль еще до получения водительских прав. Думаю, у девяноста девяти процентов водителей есть своя история о том, во сколько лет он начал водить. Как говорится, кто в молодости хоть раз не набедокурил. Это вот и есть наша культура поведения на дороге. Или ее отсутствие? В своем пешеходном прошлом я с презрением относился к такой тяге к знаниям, но, перейдя в категорию автолюбителей, сам сел за руль приятельской машины и с упоением оттачивал в безлюдном месте первые водительские навыки, полученные на автодроме. Не смейте осуждать меня, пешеходы! Вы сначала водить научитесь! И потом, как сказала юрист из бесплатной газеты: «Надо же мне ездить учиться!».

Как все
Российская дорога - уникальнейшее явление. Для успешного существования на ней мало знать установленные государством правила дорожного движения. Об этом нас сразу предупредил преподаватель теории во время изучения темы «Правила проезда перекрестков с круговым движением».
- Согласно ПДД, перекрестки с круговым движением в девяноста девяти процентах случаев являются главной дорогой, - рассказывал препод. - На практике же этот принцип соблюдается далеко не всегда. Взять, к примеру, кольцо возле церкви на Химмаше - это же просто ужас какой-то. Люди ездят кто во что горазд. И главное, что нормальные водители вынуждены подстраиваться под тех, кто нарушает правила. Вот я, например, знаю, что по правилам я имею преимущество в движении. Но если основной поток машин считает иначе, то мне приходится делать как все. Конечно, если я проеду по правилам, и произойдет ДТП, то сотрудники ГИБДД будут разбирать эту ситуацию согласно ПДД. Но ведь авария - это лишние нервы, время и деньги. У меня был случай, когда в мой автомобиль, припаркованный возле дома, въехал таксист. Так я после этого десять месяцев судился с его страховой компанией, чтобы получить причитающееся мне по закону возмещение причиненного ущерба. Страховка - это вообще отдельная тема. Большинство страховых компаний любыми способами стараются занизить размер выплат после аварии. Вам, как будущим водителям, нужно иметь это в виду. Так что по дороге вам лучше ехать так, как движется основной поток машин. Будьте как все. Так безопаснее.  
Вот это «будьте как все», наверное, и является одной из основных причин высокой аварийности на наших дорогах. С трудом могу себе представить, что где-то на Западе преподаватель по вождению говорит ученикам, что ездить нужно не так, как предписывают правила дорожного движения, а так, как захотелось какому-то барану за рулем. Причем кидать камни в огород нашего преподавателя в данном случае просто глупо. Он готовит своих учеников к суровым реалиям российской дороги. В какой-то степени он учит нас выживать. Но получается, что теория и практика - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Знание и соблюдение правил дорожного движения ничего не гарантируют водителю. Можно ли как-то изменить эту ситуацию? Наверное, можно. Но пока это еще никому не удалось.
Продолжение следует... 

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

«Вечерний Саранск»