В Мордовии сократилось число сирот и появились реабилитационные центры для детей-инвалидов
16.07.2015 16:49
В ходе своего пребывания в Мордовии Павел Астахов встретился с Главой региона Владимиром Волковым. После беседы они ответили на ряд вопросов местных журналистов.
- Павел Алексеевич, Вы в Саранске во второй раз, что изменилось за три года после первого приезда?
- Безусловно, изменения есть. В первый приезд у нас была комплексная проверка. Тогда были даны обширные рекомендации по устранению имеющихся недостатков. В большинстве они все были устранены. Не до конца решенными остались две проблемы. Первая заключается в создании на республиканском уровне организации или отделения при помощи социальных структур "Мать и дитя". Она предназначена для работы с матерями, которые стоят на пороге отказа от новорожденных детей. А вторая рекомендация – создать медицинский центр для реабилитации детей- инвалидов. Обычно такие создаются на базе уже имеющихся комплексов для работы с детьми с ограниченными возможностями или с больными детским церебральным параличом. Такие центры уже появились во многих регионах. Там совершенно по другому работают вопросы реабилитации больных детей. Но насколько я знаю, в Саранске уже ведутся работы в этом направлении.
Что касается остального, изменилось многое. Исчезло несколько детских домов. Стало меньше детей-сирот: в 2012 году их было более 3000, а теперь – около 2000. Решается вопрос обеспечения их жильем, и, соответственно, очередь уменьшается. Из усыновленных детей в последнее время лишь один был возвращен назад органами опеки. Сократилось число случаев отказа от новорожденных детей: в 2012 году их было 14, а в 2014-м- 7. В основе своей так поступают в неблагополучных семьях. В этом случае социальным службам надо бороться за каждого ребенка, знать, что подтолкнуло женщину на этот поступок, что лежит в его основе? Может, необходимо оказать помощь молодой маме, и тогда отказа не произойдет. В настоящее время Россию коснулась проблема, которая беспокоит многие страны мира: перестали регистрировать браки. Пропадает ценность семьи как ячейки общества. У вас, в Мордовии, число браков тоже уменьшается, а число разводов увеличивается. 57% браков заканчивается разводами. Надо исследовать: что происходит, какие ценности проповедуются в современных семьях.
Был задан вопрос и Главе Республики Мордовии Владимиру Волкову.
- Владимир Дмитриевич, какие изменения произойдут в детской политике в республике?
- За это время мы закрыли три детских учреждения, потому что детей-сирот становится меньше. По вопросу в отношении матерей, которые оставляют своих новорожденных детей, я встречался с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Он сказал, что в Подмосковье есть центр, где с такими женщинами проводится конкретная работа. Как показывает практика, мамы, после того, как с ними проводят соответствующие беседы и психологические тренинги, меняют свое решение. Находясь в этом центре, они берут своих детей, общаются с ними, проходит месяц или два и большая их часть уже не оставляет малышей. Что касается реабилитации детей, то на базе республиканской больницы открыт реабилитационный центр для детей-инвалидов, в третьей детской поликлинике на Светотехстрое сейчас готовится отделение для детей с ДЦП. Теперь по многодетным семьям. Для республики сейчас важно, чтобы в семье было больше одного ребенка: двое, трое, четверо… Если этого не будет, то в Мордовии опять произойдет падение рождаемости, республика окажется в демографической яме. А ведь мы до сих пор с гордостью повторяем, что с 2011 года рождаемость у нас увеличилась на 20%. У нас ведь и количество вторых детей увеличилось на 5%, а третьих детей – на 3%. Безусловно, работа с многодетными семьями носит у нас поощрительный характер, мы постепенно "списываем" с них ипотеку: за рождение первого ребенка – 10%, за второго – 20%, за третьего – 30%, а при рождении четвертого – ипотека погашается полностью. Есть и другие формы поддержки многодетных семей. Мы много сделали в плане обучения детей-инвалидов. Ранее у нас обучение детей-инвалидов велось только в пяти школах, теперь классы для таких учеников появились в многих образовательных учреждениях города и деревни, а появится еще больше. Теперь мы думаем, о привлечении детей-инвалидов к реализации ряда мероприятий социальной направленности.