Равнение на военкома
03.09.2009 11:07
В Пролетарском суде Саранска близится к завершению судебный процесс по делу о мошенничестве, в котором оказались замешаны сотрудники городского военкомата. По версии обвинения, заведующая делопроизводством Галина Женкова и врач-терапевт военно-врачебной комиссии Александр Белоусов (фамилии изменены) за деньги оказывали помощь призывникам в незаконном получении так называемого «белого» билета.
Погоны лягут на чужие плечи
Задержание Галины Женковой и Александра Белоусова в июле прошлого года наделало много шума в столице Мордовии. Как выяснилось, за сотрудниками военкомата республиканские стражи порядка следили уже давно.
Несколько месяцев оперативники собирали необходимые доказательства. На момент задержания была установлена причастность Женковой и Белоусова к двум десяткам эпизодов незаконного освобождения призывников от службы в армии. Сразу после задержания тандема в СМИ появилась информация, что к этому делу могут иметь отношение и другие сотрудники военного комиссариата Саранска. Однако до предъявления официальных обвинений кому-то еще дело так и не дошло. В итоге на скамью подсудимых Женкова и Белоусов уселись вдвоем. Изначально уголовное дело против них было возбуждено по
Впрочем, в данном случае, как ни назови, суть не меняется. Меняются только санкции. Минимальное наказание за получение взятки группой лиц по предварительному сговору, предусмотренное действующим законодательством, составляет семь лет лишения свободы. И, кстати, с конфискацией имущества. А за совершение мошенничества вполне можно отделаться пятачком.
Схема, по которой, опять же по версии обвинения, действовали Белоусов и Женкова, была отнюдь не нова. Еще в бытность автора этих строк солдатом-срочником (2002 год) сослуживцы рассказывали, как их друзья за деньги получали при прохождении медкомиссии такие диагнозы, с которыми не то что в армию, в больницу не примут. Ввиду бесперспективности лечения. Примерно так же работали и нынешние подсудимые. Призывникам, с коими имелась предварительная договоренность, ставились диагнозы, с которыми на службу Родине не берут. Кто-кто, а уж врач военно-врачебной комиссии лучше других знает, какую отметку нужно поставить в медицинской карте потенциального новобранца, чтобы приемная комиссия поставила крест на его воинской службе. Правда, по сравнению с вышеупомянутым
Имеется тут и еще один немаловажный момент. Как известно, в каждом военкомате есть определенный план по отправке новобранцев в войска. Следовательно, вместо получивших «белый» билет в строй необходимо было поставить других. И далеко не всегда эти другие отличаются более крепким здоровьем, чем те, кого на службу не призвали. Кто служил, тот поймет, о чем идет речь. К примеру, в части, где служил ваш автор, отдавали свой долг Родине горбатые, подслеповатые и даже умственно неполноценные. Последних, как правило, комиссовывали в первые же месяцы. При этом медики в части не переставали удивляться, как людей с такими заболеваниями вообще призывают.
Потерпевшими по делу Белоусова и Женковой были признаны десять человек. Десять потенциальных новобранцев российской армии, которые благодаря помощи сотрудников военкомата остались на гражданке. Примечательно, что никто из них на суде не высказывал каких бы то ни было претензий в адрес подсудимых. Да и вообще, как пошутил на последнем заседании один из адвокатов, этот процесс начался с сенсации.
- Представляете, потерпевшие почти хором просили суд освободить от ответственности подсудимых, — рассказал защитник. — В моей практике такое случается в первый раз.
Оно и понятно. Деятельность Женковой и Белоусова была выгодна абсолютно всем: и им самим, и призывникам, которые оставались дома. В минусе оставалась одна только Родина.
Больные тоже платят
Коль скоро речь зашла о вещи прозаической — о деньгах, стоит отметить, что достоянием общественности становится все большее число коррупционных преступлений в военных комиссариатах. Свою озабоченность этим обстоятельством неоднократно выражали как военные, так и работники правоохранительных органов. К примеру, главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский совсем недавно заявил буквально следующее: «На прежнем высоком уровне остается коррупция в военных комиссариатах, должностные лица которых обогащаются не только за счет призывников, но и за счет государства». По словам прокурора, только с начала этого года ущерб от деятельности коррупционеров в армейских погонах превысил отметку в двадцать миллионов рублей. Как ни печально это осознавать, для Мордовии вопрос коррупции в военных комиссариатах стоит необычайно остро. По оценкам правоохранителей, аппетиты военных чиновников постоянно растут.
- После задержания нами военного комиссара Торбеевского и Атюрьевского районов республики сумма мзды, которую требуют за свои незаконные услуги работники военкоматов, значительно увеличилась, — признал недавно заместитель министра внутренних дел РМ по экономической безопасности Станислав Лысов.
Уголовное дело, возбужденное против военного комиссара Торбеевского и Атюрьевского районов Мордовии Александра Ветвинского, вообще стоит особняком. Как следует из материалов дела, подполковник умудрялся продавать отсрочки даже тем призывникам, кому они и так положены по закону. Почти два года господин Ветвинский обирал жителей двух районов республики. К примеру, одним из потерпевших по этому делу проходит молодой человек, который по состоянию здоровья не может проходить службу в армии. Однако для военкома это не стало препятствием. По словам правоохранителей, Ветвинский сумел внушить родителям этого парня, что если те не заплатят ему, их сына забреют в солдаты. Переживающие за чадо сельчане с трудом, но насобирали девяносто тысяч рублей на мзду. Сына своего «откупили».
Но это не единственный случай в деле Ветвинского, когда военком отмазывал от службы человека, которого бы и так не призвали. Расследование этого дела еще не завершено. Но уже сейчас можно сказать, что оно является в какой-то мере знаковым. По данным правоохранителей, военком за пару лет службы в своей должности «заработал» на призывниках почти миллион рублей. Причем, когда расследование этого дела только началось, многие из тех, кто впоследствии был признан потерпевшим, не хотели давать показаний против Ветвинского, опасаясь, что их могут призвать в армию. А ведь деньги-то за отсрочку уже заплачены. Разговорить этих людей удалось благодаря разъяснительной работе оперативников, которые сумели объяснить сельчанам, что человек, сообщивший о взятке, освобождается от уголовного преследования. Как результат, в течение первого месяца следствия в следственный комитет поступило сразу несколько заявлений. Но, несмотря на это, сам Александр Ветвинский практически сразу, после того как дело было передано в военную прокуратуру Пензенского гарнизона, был выпущен из СИЗО под подписку о невыезде. Сейчас он ждет суда.
Будут ли последователи?
До начала очередного призыва граждан на военную службу осталось меньше месяца. Не исключено, что в ходе призывной кампании-2009 будут возбуждены новые уголовные дела против сотрудников военных комиссариатов. Как ни крути, а возможностей для удовлетворения своих денежных амбиций у коррупционеров в армейских погонах сейчас хоть отбавляй. Во многом этому поспособствовало сокращение срока службы до одного года. Теперь в войска нужно отправлять в два раза больше призывников.
Следовательно, увеличится и количество желающих получить «белый» билет. И очевидно, что платить за него придется больше, чем еще год назад. Парадокс, но активность правоохранительных структур в деле борьбы с коррупцией в военкоматах оказалась палкой о двух концах. С одной стороны, мздоимцам наглядно продемонстрировали, что бывает, когда в ком-то просыпается зверский аппетит. А с другой, каждый коррупционер считает себя умнее других. И думает, что его-то не поймают. А это значит, что последователей Белоусова, Женковой и Ветвинского будет очень трудно остановить.
Андрей ЕЛИСТРАТОВ (”ВС”, № 35)
«Вечерний Саранск»