Русская драма Мордовии показала премьерный спектакль «У войны не женское лицо»

03.05.2015 22:49

Накануне 70-летия Победы актёры Русской драма РМ показали премьерный спектакль «У войны не женское лицо», основой которой послужила одноимённая документально-публицистическая книга, написанная белорусским журналистом Светланой Алексиевич по воспоминаниям тех, кто сам воевал на фронтах Великой Отечественной.

В постановке, осуществлённой режиссёром Андреем Ермолиным, практически не называется имён. Но вместе с актрисами Оксаной Полещиковой, Каролиной Качмазовой, Юлией Егоркиной, Елизаветой Ломакиной, Полиной Буровой зрители за полтора часа проживают трагическую судьбу юных девчонок, каких, наверное, было десятки, сотни.

Кто прямо со школьной или студенческой скамьи, не имея за плечами жизненного опыта, но воспитанные на принципах самоотверженной преданности Родине, добровольно шагали в военкомат с максималистским требованием – «отправьте меня на фронт!».

Я ушла из детства в грязную теплушку. 
В эшелон пехоты, в санитарный взвод... 
Я пришла из школы в блиндажи сырые, 

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать». 
Потому что имя ближе, чем Россия, 
Не смогла сыскать... 

Многие, ещё не успев толком повзрослеть, они и на войну едут кто с куклой, кто с чемоданом конфет, кто со стопкой книг. И именно их глазами зритель видит ужасы войны – жестокой и беспощадной. Когда надо стрелять во врага, а рука не способна вот так, запросто нажать на курок, потому что пусть он и враг, но, прежде всего, человек. Когда нет времени привыкать к взрывам снарядов, а надо, не раздумывая, под свист пуль спасать с поля боя раненых и выхаживать почти безнадёжных, обречённых бойцов в медсанбатах. Когда приходится сутками мёрзнуть в болотах, месяцами не мыться, ходить в разведку.

Видя смерть невинных людей, они научились ненавидеть и убивать фашистов. Но несмотря ни на что, не утратили своей, данной природой, женской сущности, врожденного милосердия, сострадания. И встретив голодный взгляд пленного немецкого солдата – «ещё совсем мальчика», русская девушка в солдатской шинели делится с ним хлеба куском.

Они и влюбляются и боятся по-настоящему любить, потому что каждый миг может оказаться последним, но в минуты передышки продолжают мечтать, смеяться, петь. Героини спектакля выигрывают главную битву, битву за то, чтобы и на войне оставаться человеком.

А после Победы... Для воевавших женщин, искалеченных войной и физически, и душевно, мучительной оказывается адаптация к мирной жизни… Это мужчины вернулись героями. А девушки-фронтовички, в свои двадцать с небольшим вдруг ощутив себя состарившимися, стыдящиеся своего боевого прошлого, просто не знают, как приспособиться к существованию вне войны.

Атмосфера сурового военного быта создается лаконичной, вернее даже – аскетичной сценографией: мобильные планшеты – «теплушки», ящики для снарядов, и сбоку на авансцене – столик с патефоном и женским портретом – как напоминание о другой, мирной жизни, которая была до и после.

Новая постановка Андрея Ермолина, дополненная стихами Юлии Друниной (также прошагавшей фронтовыми дорогам в солдатских сапогах и шинели), песнями Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского, - пронзительная и предельно откровенная. И актёрский ансамбль проживает спектакль буквально на разрыв аорты.

 

PS: Поскольку собственное здание Русской драмы сейчас на реконструкции, спектакль «У войны не женское лицо» ставился и репетировался в помещении Национальной библиотеки, премьеру давали на сцене Национального театра. Что будет со спектаклем дальше – пока не ясно. Хотя эту постановку было бы неплохо показать зрителям городов и сёл республики. Может, региональное министерство культуры и администрации муниципальных районов изыщут возможности для организации победных гастролей по селам республики.


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»