Саранская медсестра Ручина:" Красный крест фашистов не останавливал"
28.04.2015 15:41
Ручина уверяет, что ее отец был богатырского сложения. Она, судя по всему, в него. В свое время переплывала Мокшу, Алатырь, помимо увлечения велосипедным и мотоциклетным спортом, научилась управлять лошадью. До сих пор обливается холодной водой. А уж как русскую баню любит, чтобы– 80 градусов было, не меньше. 50 градусов не признает, никакого удовольствия. А перед журналистами, демонстрируя свою гибкость, вполне свободно наклонилась и коснулась ладонями пола. Ей в этом году исполнится 92 года. За плечами целая жизнь, война, служба в медсанбате, десятки спасенных жизней, потом работа фельдшером уже "на гражданке".
Ручину зовут Василиса Илларионовна. Это по паспорту. Сама она давно представляется Валентиной Ивановной. Объясняет это тем, что однажды, ей довелось преподавать детям предмет "Будь готов к санитарной обороне", а те не выговаривали ее сложное отчество, пришлось упростить. А потом – привыкла. И еще – она пишет стихи, а творческие личности нередко берут себе псевдонимы. Люди меняют фамилии, а она поменяла имя и отчество.
Вот уже 15 лет Ручина живет в Саранском пансионате войны и труда. Здесь 170 пациентов. По возрасту она среди них самая пожилая, но и самая бодрая. У нее два сына, которые ее все время навещают. А в пансионат она пришла сама, ей стало элементарно скучно в четырех стенах городской квартиры. В пансионате у нее одноместная комната, говорит, что сама за собой ухаживает, наводит порядок. В комнате на холодильнике лежат корона под золото, наверняка сделанная самой хозяйкой, и соломенная шляпка, на подоконнике - сборник сказов Бориса Шергина и Степана Писахова. Говорит, что избегает парфюмерии, однако немного лукавит: у нее накрашенные губы, на туалетном столике крем "Черный жемчуг" и духи "Магия ночи". Уверяет, что на другой парфюм у нее аллергия.
Родилась она в селе Протасово Лямбирского района. После 7 классов окончила Саранское медицинское училище и в мае 1942 года отправилась на фронт.
Показывает фотографии, их оттиски на ксероксе, на которых она в гимнастерке с петлицами, потом – с погонами, гражданские фото. Причем, там, где с петлицами, ей еще 18 лет. Она служила старшей медицинской сестрой в третьем военно-санитарном поезде на Центральном фронте, во время битвы на Курско-Орловской дуге, возила раненых в Калинин, Воронеж, Орел, Курск и другие города. Ее награды: орден Отечественной войны и 18 медалей. Она – лейтенант медицинской службы в отставке.
-Вы попали на фронт восемнадцатилетней. Обычно в такие годы девушки мечтают о любви, о встречах под луной, а тут взрывы, бомбежки. Какой след оставила война в Вашей жизни?
-Знаете, война есть война, не сахар и не мед, - отвечает Валентина Ивановна. - Мы вывозили раненых с поля боя. Наряду с солдатами и офицерами немало погибло и медицинских сестер, моих фронтовых подруг. Фашисты не считались ни с кем и ни с чем: красный крест их не останавливал, они бомбили санитарные поезда, госпитали, медицинские палатки. Особенно жарко приходилось летом 1943 года. Мы торопимся, везем раненых к поезду, а он – уже разбомблен, искалечен. Где гарантия: что нас ждет иная судьба?
- А на фотографиях Вы такая бравая.
-Во время войны мне довелось встретиться со своим земляком – комиссаром Колосовым, он родом из Рузаевки. Он узнал, откуда я и приказал явиться в штаб в парадной форме со всеми наградами. Подробно расспросил про близких. Я сказала, что дома – мать, а отец и брат на фронте. Он приказал сфотографироваться, а фотографию послать домой. Чтоб память осталась. И прибавил: мы поедим туда, откуда можем не вернуться. А ждала нас Прохоровка. До нее было рукой подать, нам надо было оттуда брать раненых. Когда возвращались, то молили: только бы доехать, осталось немного, но тут – тревога, началась бомбежка. Гибли и раненые, и здоровые. Сейчас, говоря про фронтовиков, часто употребляют слово героизм. А я всегда считала это работой, мы выполняли долг перед Родиной, и я не считаю себя героиней. Сотни и тысячи юношей и девушек работали также как и я, делали все, чтобы приблизить Победу.
На большинстве своих фотографий Валентина Ивановна улыбается. Ее улыбка - как отличительный знак. Она соглашается, что ее запоминали чаще всего по улыбке. Рассказывает такой случай.
--Спустя три года после окончания войны, шла я по сельской дороге. Нагоняет мужик на телеге, предлагает подвести. Разговорились, оказалось, что он фронтовик, был ранен под Курском, ему ампутировали ногу. Я пригляделась к нему, вроде знакомый. А он все вспоминает про девушку, которая ухаживала за ним в товарняке, когда его везли в госпиталь. Говорит, что хотел бы увидеть ее сейчас, улыбка у нее особенная. Я чувствую, что про меня речь, но все же решила проверить. Спрашиваю, а тебя не в 10-м вагоне везли, и улыбаюсь ему своей "фирменной" улыбкой. Долго мы тогда проговорили и на прощание он сказал: "Смотрю на тебя, и жить охота. Спасибо за улыбку!".
Она провела на фронте два года. За это время спасла немало раненых. После войны она продолжила работать медиком. Вспоминает, как всегда просыпалась в 5 часов утра и со Светотехстроя в центр шла пешком на работу. В семье всегда встречала взаимопонимание – ведь ее окружали фронтовики: были на войне отец, брат и муж.
Расхожее выражение: не стареют душой ветераны. Это и о ней. Она в строю и сейчас. Ручина подготовила выступление на торжествах, посвященных 70-летию Великой Победы. Она расскажет школьникам, обитателям пансионата о своем боевом пути. Для нее 9 мая – главный праздник, в этот день она поет военные песни и читает стихи собственного сочинения
-Я благодарна за то, что руководство республики о нас не забывает. И в День Великой Победы о нас позаботились. Будут нам подарки, поздравления, концерты и много других мероприятий. Будут и воспоминания. Ветеранам всегда есть, о чем вспомнить. Считаю, что медработники внесли свой вклад в Победу.
Семен МИХАЙЛЕВИЧ