Великий пост - время милосердия

27.03.2015 17:14

 

«Известия Мордовии» продолжают интернет-проект «Великий пост - с «ИМ». Отвечая на наши вопросы, священнослужители Саранской епархии просто и понятно говорят о проблемах, сложных и важных для любого христианина.

Во время нашей предыдущей беседы секретарь Саранской епархии, ключарь Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова протоиерей Виктор Хохлов рассказал о важности участия в таинствах исповеди и причастия, о православном воспитании детей и борьбе с интернет-зависимостью. Сегодня на новые вопросы «ИМ» отвечает настоятель больничного храма святителя Луки Крымского (при Республиканском психневрологическом диспансере) протоиерей Владимир Голоднов.

Отец Владимир, иногда человек и постится — от скоромного себя оберегает, и молиться старается, а его пост может оказаться бесплодным. Почему так случается?

Важно соблюсти две составляющих любого поста: пост телесный и пост духовный. Один телесный пост будет малополезен. Духовный пост — сложное понятие. Это наш внутренний пост, это работа над собой: удаление от праздных, ненужных и пустых, разговоров, от раздражительности, от эгоизма, от не-любви. Попробуйте возвести интересы ближнего выше своих! Это очень тяжело.

С какими добрыми делами можно проводить Великий пост?

Во время поста все мы должны чаще вспоминать о делах милосердия. Это милостыня, помощь нуждающимся: сиротам, многодетным семьям, людям в трудной жизненной ситуации. Существует отдельная программа помощи этим категориям населения, ею занимается социальный отдел Саранской епархии. Подробности можно узнать по телефону (8342) 47-11-47. Вы можете позвониь и принять в ней посильное участие.

Каким должно быть наше отношение к этим добрым делам?

Они должны совершаться не для удовлетворения нашего самомнения, не для самолюбования — но втайне, чтобы не услышать похвалы. Иначе доброе дело не принесет духовной пользы.

Наверное, одно из самых доступных для нас духовных дел — милостыня. Но современный человек не знает, как и кому ее подать. Нищим у храма? Люди или стесняются это делать, или начинают задумываться, как будет использована их милостыня.

Повторюсь: подавайте милостыню тайно. Как раньше помогали бедным, вдовам, сиротам в деревнях? Ночью стук в дверь, вдова открывает — никого, а на пороге узелок с молоком или сметаной. Кого благодарить? Бога. Еще один момент. Многое зависит от человека, который подает милостыню. Допустим, он с благоговением идет в храм, увидел нищих у церковной ограды — с верой подал им милостыню. Если он верит, что подает ее в руки Господу — так оно и есть. Неважно, как выглядит нищий. Человек подал самому Христу! И если нищий, которому подали милостныю, пойдет и купит на нее, допустим, алкоголь, это будет в осуждение ему, но не благотворителю.

В наши дни Интернет, социальные сети наполнены просьбами о помощи: строятся храмы, тяжело болеют люди. Всем помочь невозможно, как быть?

Да, всем помочь невозможно, но решайте, кому и какой суммой вы можете помочь: по своим силам и по своей доброте.

Отец Владимир, какие церковные службы важно посетить в ближайшие дни?

Сегодня, 27 марта, вечером, в храмах будет читаться акафист Божией Матери. В субботу и воскресенье служатся полные литургии. Это очень благодатно. Если вы придете в храм помолиться, поставить свечу, подумать об исправлении своей жизни, о своих грехах - это уже хорошо. Еще лучше, если вы серьезно подготовитесь и придете на исповедь, а потом на причастие.

Какую духовную литературу можно почитать во время Великого поста?

Людям с небольшим опытом в духовной жизни можно начать с Закона Божия для семьи и школы. В понятном виде там даются основы Ветхого и Нового Заветов, рассказывается об основах духовной жизни, о таинствах, о Церкви. Еще одна духовная пища, которая полезна и благодатна всем — жития святых. Знаете, в свое время у святителя Феофана Затворника спрашивали: можно ли поучаться из обычной, классической литературы? Он отвечал: «Да, но пока вы будете это читать, ваша головка засорится. Лучше пить из чистого источника». А это Евангелие, жития святых и поучения святых отцов. Читайте — и не оценивайте это, не пытайтесь подойти к книгам рассудочно. Будем пить это с верой, как больной — лекарство!

Цитата

«Будем же искать тех добродетелей, которые и для нас самих спасительны, и для ближнего наиболее полезны. Таковы - милостыня и молитва; впрочем, молитва сама заимствует свою силу и воскрыляется от милостыни. «Молитвы твои», сказано, «и милостыни твои пришли на память перед Богом2 (Деян. 10:4).

И не только молитва, но и пост также от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества. Но что я говорю - пост? Хотя бы ты был непорочен, хотя бы соблюдал девственность, но если не творишь милостыни, будешь вне брачного чертога.

В этом преимущественно и состоит жизнь; напротив, кто живет только для самого себя, а обо всех прочих не радит, тот лишний, тот не человек, а изверг рода человеческого. Что же будет, - скажешь, - если я свое оставлю, а о чужом буду заботиться? Нет; не может быть, чтобы тот, кто заботится о делах других, в то же время не заботился о своих.

Действительно, кто заботится о благосостоянии других, тот никогда не оскорбит, обо всех станет болезновать, всем по силе своей будет помогать; ни у кого ничего не станет отнимать, не будет лихоимствовать, никого не будет обманывать, ни лжесвидетельствовать; воздержится от всякого порока, будет хранить всякую добродетель, молиться за врагов, благодетельствовать злоумышляющим против него, ни с кем не будет ссориться, никого не будет злословить, хотя бы сам слышал бесчисленные хулы, но скажет вместе с апостолом: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся» (2 Кор. 11:29)?»

Святитель Иоанн Златоуст, ариепископ Константинопольский.


 

 

 


Александр ЕФРЕМОВ

«Известия Мордовии»