Ефрейтор Кострова из Мордовии прошагала до Берлина и пожала руку Маршалу Жукову
27.03.2015 15:10
Представительная делегация, в составе которой были представители администрации Октябрьского района столицы республики, председателя районного совета ветеранов войны А.Г.Пронин, редакции газеты «Известия Мордовии» прибыли к ветерану Великой Отечественной войны Марии Дмитриевне Костровой, чтобы вручить ей медаль «70 лет Победе в Великой Отечественной войне», поздравить ее с Днем рождения.
Мария Дмитриевна родилась в селе Сыропятовка Ладского, ныне Ромодановского района, 27 марта 1924 года. Девяносто один год стукнул в этом году, а все же не верится ей — душа-то по-прежнему молодая.
По окончании восьми классов Мария поступила в саранское медучилище, да война помешала всем планам. Отец, брат Николай сразу ушли на фронт. Пришел черед и восемнадцатилетней белокурой Маше в феврале 1943 года идти на фронт. У мамы на руках остались трое малолетних деток. Мать собрала в военную дорогу для Маши все самое ценное, что было в доме: мешок с сухарями, баночку сливочного масла. Лучшую фуфайку, самые теплые штаны и носки мама вручила дочери и сама сопроводила ее на лошади вплоть до саранского военкомата, располагавшегося на Московской улице. Так началась боевая биография солдата, а чуть позже — ефрейтора Маши Деминой.
В составе 158 батальона связи ефрейтор Демина воевала в составе Первого Белорусского фронта, освобождала Смоленщину, Белоруссию. День освобождения Бреста — 28 июля 1944 года Мария Дмитриевна помнит до сих пор как дату своего рождения. Боевая дорога привела 20-летнюю связистку в Польшу, особенно тяжелые бои были под Варшавой.
В памяти ветерана остались сложные боевые переправы через польскую реку Вислу, немецкие — Одер и Шпрее. Географию Европы бравый ефрейтор Мария Демина изучала не по книжкам, а что называется, ползком по не совсем благоприятной местности, в лучшем случае — пешком. Такова была специфика службы военных связистов, телефонистов.
Уже 70 лет прошло с войны, а разве позабыть штурм Берлина в конце апреля 1945 года? Военные связисты первыми узнавали новости о боях, в том числе о взятии Рейхстага, водружении Знамени Победы. Радость была беспредельная! «В мае 1945 года под Берлином к нам в штаб внезапно зашел сам Георгий Константинович Жуков в сопровождении генерала армии Телегина, - вспоминает Мария Дмитриевна,- нас, девчонок, построили в два ряда для торжественного объявления о великой Победе. Георгий Жуков лично пожал руку каждой из нас. А ведь мы были кто? Просто солдаты, ефрейторы...
Мы были очень скромные, просто остолбенели от внезапного счастья, с открытыми глазами и ртами стояли после ухода Жукова больше часа.
Жаль, не было тогда фотоаппарата под рукой ни у кого. Фотография с Г.К.Жуковым стала бы бесценной реликвией. Впрочем, в войну, особенно на передовой, было не до фотографий».
Олег КОРЧИГАНОВ
«Известия Мордовии»