В Саранске открылась выставка «Палитра жизни Федота Сычкова»
19.03.2015 15:22
В республиканском краеведческом музее им. И.Д.Воронина открылась выставка «Палитра жизни Федота Сычкова», приуроченная к 145-летию со дня рождения художника.
Здесь можно увидеть копию свидетельства об окончании им Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств (1895 г.), его фотопортрет и снимок, запечатлевший художника среди земляков, сделанный в 1890-е гг.
Особый интерес представляет экземпляр газеты «Пензенские губернские ведомости» № 154 из фондов музея, где 17 июля 1896 г. была напечатана первая публикация о Ф. Сычкове. В ней сообщается: «В настоящее время г. Сычков приехал в свое родное село Кочелаево и рисует портрет Государя Императора Николая Александровича, который, по окончанию работы, предполагает (если последует разрешение) выставить временно в Селиверстовской картинной галерее, а затем передать кочелаевскому волостному правлению...».
После окончания высшего училища ваяния и архитектуры при Академии художеств Ф.В. Сычков недолго жил в С-Петербурге, много и плодотворно работал, участвовал в творческих встречах художников. На одном из таких вечеров он познакомился с питерской барышней Лидией Васильевной Анкудиновой, вскоре ставшей его законной супругой. В экспозиции демонстрируется бланк приглашения на их бракосочетание 7 февраля 1903 г., свадебный костюм художника и часть приданного невесты - фарфоровая посуда из французского сервиза начала XX в.(к слову, позже она неоднократно появлялась на полотнах живописца). Есть тут и снимок молодых супругов Сычковых, сделанный 1908 г. в Риме во время их путешествия по Европе, дорожный баул художника, книги, подшивка журнала «Нива» и почтовые открытки С.-Петербургского издания «Ришар» начала ХХ в. с фоторепродукциями картин Ф. В. Сычкова «Девушка в красном платке» и «Акулька». Причем, открытка с изображением «Акульки», была послана в апреле 1926 года из Хельсинки в Брюссель, и на ней имеется трогательная приписка: «Посылаю тебе настоящую русскую головку, и, по моему, она лучше английских».
И, конечно, самые ценные экспонаты – ранние работы Ф.В. Сычкова - эскизы картин «Катание с гор» (1904 г.), «Собираются в гости» (1916 г.), этюд «Возвращение с ярмарки» (1910 г.).
События 1917 года для Ф.В. Сычкова, как и для других членов творческой интеллигенции того времени были непростыми. В Петрограде была разграблена его мастерская, погибли многие его работы. Вместе Лидией Васильевной они переехали в Кочелаево, где прожили до 1956 г. К крытой соломой избе пристроили мастерскую, занимались крестьянским трудом.
В 1918 – 1920 гг. Ф.В. Сычков вместе с художником К.А. Вещилов занимался оформлением революционных праздников, сценографией к спектаклям местных театров в Наровчате. О чем так же свидетельствуют фото-документы. Отдельное внимание привлекают письма Сычкову от выдающегося мастера живописи - И.С. Горюшкина-Сорокопудова.
В 1937 году в Саранске открылась первая в истории Мордовии республиканская художественная выставка, где демонстрировались картины Сычкова. Любопытно, что даже в тяжелую для всех военную пору, правительство Мордовии не забывало и художнике. В марте 1945 года было подписано постановление «о праздновании 75-летия со дня рождения... и 50-летии его творческой деятельности». Правда, чествования юбиляра состоялось уже после Победы. В коллекции музея имеется афиша и пригласительный билет, сообщающая: «2 августа 1945 года в здании Республиканского краеведческого музея открывается выставка картин заслуженного деятеля искусств МАССР художника Ф. В. Сычкова».
:
«Известия Мордовии»