Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия

04.02.2015 09:09

Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые товарищи!

С яркой юбилейной даты – 85-летия Мордовской автономии в составе Российской Федерации – начался для нас нынешний 2015 год. Мы вступили в него собранными, целеустремленными, подготовленными к предстоящей большой работе.

Надо отметить, что нами было многое достигнуто в прошлом году, несмотря на то, что он оказался напряженным, а его итоги – очень разноплановы.

В самом его начале в России, в Сочи, с оглушительным успехом прошли лучшие за всю историю зимние Олимпийские игры. Наша сборная уверенно победила, а мордовские спортсмены впервые взяли золото Белой Олимпиады!

Впервые за последнюю четверть века наша страна не утратила, а вновь приросла территориями. К нам вернулись исконные земли – место, где тысячу лет назад наша зарождающаяся государственность обрела свою духовную опору – православную веру. Крым и Севастополь навеки возвратились в Россию!

Для миллионов наших соотечественников это время стало периодом патриотического подъема, укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, особого чувства гордости за нашу Родину, за нашего Президента Владимира Владимировича Путина и проводимую им политику.

Это был год исторических побед и ярких достижений.

При этом 2014-й стал годом больших испытаний для нашей страны. Обострение мирового финансово-экономического кризиса, падение цен на нефть, сложная международная обстановка, введение санкций против России – совпадение всех этих факторов привели к разрыву годами выстраиваемых торгово-экономических связей, ослаблению рубля, изменению цен.

Сейчас Россия вступила в сложный период своей истории. Национальная экономика испытывает сильнейшее внешнее давление. Это сказывается и на экономике нашей республики. Но даже в этих условиях мы обеспечили рост промышленного производства, увеличили объемы строительства, достигли хороших результатов в агропромышленном комплексе. Выше, чем в 2013 году, были темпы роста реальной заработной платы и денежных доходов населения республики.

За всем этим стоит каждодневный упорный труд сотен тысяч наших сограждан, жителей Мордовии. Именно такой достойный, самоотверженный труд, ответственное, профессиональное отношение к своему делу каждого – от рабочего до руководителя самого высокого уровня – являются единственным, самым верным ответом на любые кризисы, санкции и прочие временные трудности.

Сейчас нам нужно суметь быстро среагировать на все внешние изменения. Надо учиться жить и работать в совершенно новых для нас, очень непростых условиях. Жизненно необходимо сохранить деловой ритм и темпы развития, социальную стабильность и общественное согласие – все то, что достигнуто нашими совместными усилиями за прошедшие годы.

Опираясь на богатый опыт республики в преодолении сложных периодов, на единство нашего народа, на взаимопонимание власти и общества, которыми мы всегда по праву гордились и которыми очень дорожим, мы должны также консолидированно шаг за шагом двигаться вперед, оперативно занимать новые ниши на внутреннем и внешнем рынках, выходить на новые рубежи развития.

Ведь именно сейчас, в этой противоречивой ситуации, у нас появляются новые возможности для дальнейшего роста объемов производства, повышения качества продукции, укрепления кадрового потенциала и реализации многих других важнейших составляющих развития нашей родной республики.

Воспользоваться этими возможностями, претворить их в реальные результаты и показатели роста благосостояния каждого жителя Мордовии, максимально минимизировать возможные потери – вот наши важнейшие задачи на ближайшую перспективу. Путям и методам их решения посвящено данное Послание.

 

РОСТ ЭКОНОМИКИ – ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

 В прошлом году мы сумели выполнить многое из того, что намечали по дальнейшему развитию и укреплению экономики.

Индекс промышленного производства составил 110 процентов. Увеличились инвестиции в основной капитал.

Введено 319,4 тыс.кв. метров нового жилья, с плюсом почти в 15 тыс.кв. метров к объемам 2013 года. В том числе жилья эконом-класса – 112 тыс.кв. метров, или на четверть больше, чем годом ранее.

С положительной динамикой завершили год торговля, транспорт, связь и другие сферы обслуживания.

Производство валовой продукции сельского хозяйства увеличено на 7 %.

 В итоге ожидаемый рост валового регионального продукта должен приблизиться к 107 %. Это лучший показатель за последние три года!

За прошлый год производительность труда в реальном секторе экономики, а это важнейший показатель эффективности производства, возросла на 8 %. Размер месячной заработной платы к концу года превысил 20,5 тыс. рублей.

 

В 2015 году нам необходимо также активно добиваться дальнейшего роста экономики и повышения качества жизни жителей республики. Обеспечить рост валового регионального продукта, объемов промышленного производства и инвестиций не менее чем на 7 %.

Размер заработной платы надо увеличить не менее чем на 15 %, и что особенно важно, весь ее прирост в реальном секторе экономики снова получить только за счет производительности труда!

Мы понимаем, что такую динамику развития сейчас обеспечивать будет намного сложнее. Чтобы выполнить эту задачу, я подписал указ о создании республиканской антикризисной комиссии во главе с Председателем Правительства В.Ф.Сушковым. Эта комиссия должна до 10 февраля разработать меры противодействия кризисным явлениям. И, что очень важно, Правительство, отраслевые министерства обязательно должны обеспечить наше участие во всех антикризисных программах, принимаемых федеральным Правительством.

Нам необходимо продолжать курс на развитие собственного, прежде всего высокотехнологичного производства, нацеленного на выпуск самой современной, конкурентоспособной продукции. И тем самым принять активнейшее участие в решении поставленной Президентом страны В.В.Путиным общегосударственной задачи – обеспечить импортозамещение во всех отраслях и достойно ответить на принимаемые в отношении России дискриминационные меры.

То, что нами выбрано правильное направление, подтверждают результаты прошлого года. В лидерах и по увеличению объемов производства, и по расширению занимаемой на рынке страны ниши, и по реализации ответственной социальной политики сейчас те, кто нацелен на активный поиск и внедрение новых технологий и материалов. Это такие предприятия, как Саранский телевизионный завод, «Электровыпрямитель», группа компаний «Оптикэнерго», Ковылкинский электромеханический завод, общества «Лидер-Компаунд», «Плайтерра», «Лато», «Магма» и другие.

К сожалению, у нас есть и другие примеры. Статистика показывает, что в целом в стране продажа полувагонов увеличилась, а объемы производства нашей вагоностроительной компании РМ-Рейл по сравнению с прошлым годом снизились на 30 %. Как объясняют представители компании, это – результат перехода других предприятий на выпуск вагонов с инновационной тележкой. А ведь с этой темой у нас начали работать намного раньше, чем на других предприятиях страны, но они опередили нас, выпустив инновационную продукцию, и уже начали вытеснять с рынка. Это не зависит от экономической ситуации в стране, а определяется ошибками нашего местного менеджмента.

Набирает обороты наш флагман инноваций – технопарк в сфере высоких технологий. В прошлом году проект создания на базе технопарка Инжинирингового центра волоконной оптики одобрен Минэкономразвития и Минпромторгом России. Он включен в программу развития оптоэлектронных технологий (фотоники). Совместно с Институтом имени Лодыгина в рамках развития светотехнического кластера реализован первый этап создания Инжинирингового центра энергосберегающей светотехники. Заработал Центр поддержки технологий и инноваций. В настоящий момент резидентами технопарка стали уже 63 компании, а численность их сотрудников превысила 1,5 тыс. человек.

В итоге по всему кругу предприятий доля производства выпускаемой у нас востребованной инновационной продукции в настоящее время приблизилась к 25 %, и это один из самых лучших показателей в стране.

В 2015-м году курс на инновационное развитие обязательно должен получить логическое масштабное продолжение.

Надо сделать все, чтобы в мае ввести в эксплуатацию первый в России завод по производству оптического волокна в обществе «Оптиковолоконные системы». Это будет весомым вкладом республики в реализацию общегосударственной программы импортозамещения.

В технопарке необходимо не позднее июня ввести Инжиниринговый центр волоконной оптики, ускорить решение вопросов, связанных с созданием в республике кластера оптоэлектронного приборостроения с применением оптоволокна. В эти же сроки сдать в промышленную эксплуатацию Центр проектирования инноваций. И, конечно, технопарку необходимо настойчивее искать возможности для перехода на финансирование своей деятельности за счет внебюджетных источников. В.В.Якуба, через 2 – 3 года технопарк должен выйти на самообеспеченность и сам приносить в бюджет доходы.

Исключительно важное значение для Мордовии, для обеспечения продовольственной безопасности страны имеет проект строительства нового современного мясоперерабатывающего комплекса в пос. Торбеевомощностью производства колбасной продукции 80 тыс. тонн в год. Это практически удвоение наших современных мощностей переработки мяса! Поэтому все, что связано с реализацией этого проекта, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, другие ответственные лица должны обеспечить максимально оперативно и качественно. Срок завершения проекта – середина этого года.

Мы уже несколько лет занимаемся созданием технологической цепочки по производству полупроводниковых приборов силовой электроники нового поколения на базе карбида кремния. В 2015 году по этому проекту должны быть получены уже практические результаты. В частности, в Мордовском госуниверситете необходимо вывести на рабочий режим лабораторию синтеза монокристалов карбида кремния; «Электровыпрямителю» – отработать технологии эпитаксиального синтеза и изготовления диодов Шоттки; университету, «Электровыпрямителю» и, подчеркиваю, главное, Наноцентру (!) – предложить технологии обработки и последующего использования кристаллов в промышленном производстве.

В этом году нам предстоит серьезная работа по реализации еще целого ряда очень значимых для республики и, прежде всего, инновационных, проектов.


В частности, нам необходимо:

- создать производство полупроводниковых приборов силовой электроники нового поколения, ускорить неоправданно затянувшийся процесс создания полного цикла производства элементов солнечных батарей в обществе «Электровыпрямитель»;

- продолжить развитие инжинирингового Центра вагоностроения в холдинге «РМ Рейл»;

освоить производство:

 - новых видов оптических кабелей в обществе «Оптикэнерго» и кабелей повышенной прочности в обществе «ЭМ-Кабель»;

- новейшей элементной базы силовой электроники в обществе «Орбита»;

- специальных осветительных приборов на госпредприятии НИИИС имени Лодыгина;

- новых видов напорных рукавов на Саранском заводе «Резинотехника»;

осуществить:

- техническое перевооружение инструментального производства на «Саранском механическом заводе»;

- модернизацию производства по изготовлению котлов вагонов-цистерн в обществе «Рузхиммаш»;

- модернизацию и развитие мощностей Саранского завода лицевого кирпича, Рузаевского завода керамических изделий и Ковылкинского завода «Кирпич силикатный».

В аграрном секторе и переработке завершить строительство:

- комплексов по выращиванию бройлеров на птицефабрике «Чамзинская» и по переработке мяса птицы мощностью 100 тыс. тонн в год в обществе «Юбилейное»;

- корпусов доращивания и откорма индейки на 100 тыс. голов, рассчитанных на производство 1200 тонн мяса птицы, а также построить новый корпус для маточного поголовья с целью доведения производства мяса в 2016 году до 2 тыс. тонн в год в обществе «Норовская индейка» (Кочкуровский район). Подчеркну, этот проект «Норова» является очень хорошим примером настойчивости и качества организации дела, доказательством того, что и в таких сложных условиях можно развивать самые различные производства.

Надо завершить строительство и реконструкцию второй очереди комплекса на 4800 свиноматок в Мордовском племенном центре (Ковылкинский район);

обеспечить реализацию намеченных мер по проектам:

- строительство комплекса мощностью 17 тыс. тонн свинины в год в обществе «Глобал–Поволжье»;

- модернизация приемочного цеха и увеличение мощностей по переработке куриного яйца до 2 млн. яиц в сутки в обществе «Рузово»;

- реконструкция тепличного комплекса по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, с увеличением мощности почти на 600 тонн в год на предприятии «Тепличное»;

- строительство нового убойного цеха на мясокомбинате «Оброчинский» мощностью 2400 тонн мяса и субпродуктов в год;

- производство рыбы осетровых пород и клариевого сома в Кочкуровском районе.

Правительству, Минпромнауки, Минэкономики республики следует активно продолжать реализацию проекта по развитию инновационного светотехнического кластера.

В итоге к концу года в целом по республике мы должны создать около 2 тыс. новых высокопроизводительных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

У нас имеется еще 122 инвестиционных проекта, и работу в этом направлении следует активно продолжать. В частности, мы ждем новых прикладных научных разработок от нашего университета и инжиниринговых центров. Надо активно наращивать портфель инновационных проектов Центру нанотехнологий и наноматериалов. И, конечно, довести до промышленного производства проекты и образцы продукции, которые на недавнем Московском международном форуме «Открытые инновации 2014» привлекли внимание экспертов и представителей бизнеса.

Дальнейшие шаги по развитию экономики обязывают нас повысить эффективность работы по привлечению инвестиций. Правительство, отраслевые министерства, Корпорация развития, предприятия должны сделать все, чтобы обеспечить наше максимальное участие в федеральных программах, получить поддержку республиканских проектов в российских институтах развития и крупных кредитных учреждениях, внимательно отслеживать, оперативно, и, главное, грамотно (!), использовать все возможные меры государственной поддержки. По этому поводу хочу сказать: мне часто приходится бывать в федеральных министерствах и ведомствах, в институтах развития и банках. Я часто вижу там руководителей и директоров заводов из других регионов, которые настойчиво добиваются финансирования своих проектов. К сожалению, здесь наши руководители еще не так активны. Над этим надо серьезно задуматься и не отсиживаться в своих кабинетах.

Главнейшая на сегодня задача, которая позволит нам не только решить многие наши текущие проблемы, но и обеспечить хорошие перспективы на будущее, – это активное укрепление партнерских взаимовыгодных связей с «Газпромом», «Роснефтью», РАО «РЖД», другими крупными российскими корпорациями в рамках программ импортозамещения. Тем более, что задачу по переходу на отечественную продукцию перед ними поставил в своем Послании Президент страны. Для наших промышленников сейчас это, пожалуй, самое главное направление. Нужно найти и занять свое место в этой нише.

Два месяца назад Председателю Правительства В.Ф.Сушкову, его заместителям В.Н.Мазову и А.И.Седову я поручил подготовить необходимые предложения, но результатов пока нет. Это недопустимо! Пакет соответствующих мер по сотрудничеству должен быть готов к 1 марта текущего года.

В свою очередь, наши исполнители заказов должны понимать, что суть импортозамещения состоит в том, чтобы сейчас начать самим выпускать продукцию, не уступающую по качеству и цене зарубежным аналогам. Это также было подчеркнуто Президентом – не просто импортозамещение, и тем более не любая продукция, эти предприятия и холдинги будут брать продукцию, только равную по качеству и цене лучшим зарубежным образцам.

В прошлом году в России принята программа по созданию информационного общества до 2020 года. В рамках этой программы население страны должно повсеместно получить доступ к широкополосной сети Интернет. Для ее реализации потребуется сотни тысяч километров волоконно-оптических линий. Мы обязательно должны стать участниками этого проекта! Это важнейшая задача лично Председателя Правительства республики В.Ф.Сушкова, Министра информатизации и связи О.А.Соколова и Министра промышленности, науки и новых технологий А.И.Седова.

Повысить активность в поиске и привлечении партнеров должны наши инжиниринговые компании. С этой целью Минпромнауки следует изменить схему их поддержки. Участие государства здесь должно быть по принципу «50 на 50», при обязательном участии малых научных предприятий нашего университета и привлечении к финансированию проектов инжиниринговых центров предприятий-партнеров.

В 2012 году Внешэкономбанком для поддержки и поощрения тех, кто инвестирует и созидает, был организованнациональный ежегодный конкурс «Премия развития». Нашим инноваторам надо принять в этом конкурсе участие и добиться финансирования проектов.

Решая новые задачи по привлечению инвесторов и инициативного бизнеса, мы должны продолжить и те направления, которые были намечены в прошлом Послании.

Надо настойчиво продолжать работать над созданием индустриальных парков, системы государственной поддержки проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна, систем внедрения результатов НИОКР и поддержки малых научных инновационных предприятий в поиске заказов, спонсоров и бизнес-партнеров.

Администрациям муниципальных образований, прежде всего администрации Саранска надо срочноперестраивать работу по формированию и подготовке земельных участков под размещение новых бизнес-объектов. Несмотря на то, что в прошлом году в интересах потенциальных инвесторов и креативного бизнеса была изменена законодательная база республики и реализуется «дорожная карта» внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, нужный эффект в этой работе не достигнут. Причина – в постоянной волоките и неконкретности в работе местных администраций.

Для того, чтобы бизнес активно развивался, надо создать для него самые благоприятные условия, в том числе предложить ему полностью оформленные и подготовленные земельные участки. Это личное дело всех глав районных администраций! Именно так сегодня работают с инвесторами успешно развивающиеся территории.

Правительству республики надо сосредоточить все государственные функции сопровождения проектов в одном органе и наделить его широчайшими компетенциями. То же самое обязаны сделать и местные администрации по своим наделенным полномочиям. Еще раз повторяю: инвестор, изъявивший желание работать у нас, вообще не должен испытывать никаких проблем. Он вкладывает деньги, строит заводы, выпускает продукцию. Все, что для этого ему нужно, должны делать органы власти, потому что инвестор дает рабочие места, доходы в бюджет. А от этого, в итоге, зависит повышение жизненного уровня наших людей.

Инновационная экономика, импортозамещение подразумевают высочайшие качество продукции и качество организации производства. Сейчас на ведущих предприятиях внедрены системы «бережливого производства» разной модификации. За последние три года более 60 предприятий и организаций республики стали победителями и лауреатами всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». Минпромнауки, Минэкономики нужно сделать все, чтобы лучшая практика в этом направлении получила максимально широкое распространение. Результативность этой работы на предприятиях следует закрепить как одно из обязательных условий предоставления им господдержки.

Не должны остаться без внимания Правительства, отраслевых министерств наши предприятия, которые оказались в сложном положении – «Сарансккабель», «Цветлит», «Рузхиммаш», «Висмут», «Неон» и другие. Вместе с новыми собственниками следует найти возможности для возобновления производственной деятельности Саранского вагоноремонтного завода.

Отдельно скажу о многолетнем авангарде нашей светотехнической промышленности – предприятии «Лисма». В прошлом году оно вернулось в собственность республики. Хочу сказать: для нас «Лисма» – это как Крым для России! Ее возвращение в родную гавань – в республику, мы расцениваем как нашу общую, огромную победу!

Сейчас мы приступаем к реализации мер по возрождению «Лисмы». Здесь впервые за последние годы появилась потребность в рабочих кадрах. На предприятии начаты структурные изменения. И наконец-то сбылась мечта многих поколений жителей Саранска – осенью прошлого года мы убрали из центра города производство изделий с использованием ртути, наносящее вред экологии.

Отраслевому министерству вместе с руководством предприятия надо доработать программу развития, сделать все, чтобы вернуть «Лисме» былую славу. Важнейшая задача – на базе «Лисмы» создать индустриальный парк по новым технологиям, организовать выпуск источников света нового поколения. Эту продукцию наши жители увидят уже весной.

Нам надо менять подходы к организации работы по продвижению нашей продукции и в республике, и за ее пределами. К сожалению, внутриреспубликанская производственная кооперация и логистика развиваются у нас крайне медленно. Это прямая недоработка Министерства экономики (В.Н. Мазов), координатора этой деятельности. Волокита в данном вопросе – это препятствие в развитии экономики.

Все руководители также должны уяснить, что вопрос кооперации сейчас – в кризис – стоит особо остро. Гарантией успеха может стать только взаимовыгодное сотрудничество. И даже при возникновении некоторых дополнительных текущих издержек следует думать о завтрашнем дне. В этом плане поставленная в прошлом Послании задача остается важнейшей и сегодня – во всех реализуемых на территории Мордовии проектах и строительных программах, должно быть обеспечено наше максимальное представительство. Обеспечено в рамках закона, с соблюдением условий, выгодных и заказчикам, и республике.

Хочу особо подчеркнуть: прежде всего, нашими предприятиями должны комплектоваться все наши крупные проекты. У нас много таких строек и в производственной, и в социальной сфере. Это и стадион, и аэропорт, и гостиницы к чемпионату мира 2018 года, и многое другое. К сожалению, Владимир Федорович (Сушков), проводя недавно совещание по строительству стадиона, я не почувствовал, чтобы в министерствах предметно занимались этой проблемой. Я не заметил активности в этом и у руководителей предприятий.

Сейчас у нас есть продукция, по ряду позиций не уступающая, а то и превосходящая импортные аналоги. Поэтому руководители наших предприятий, министерств, ведомств должны принять все возможные меры для обеспечения нашего участия в крупных российских стройках, которые будут финансироваться по программе подготовки к чемпионату мира, к другим крупным мероприятиям.

Для продвижения нашей продукции надо активнее использовать Единый товарный знак Республики Мордовия, разработать и использовать логотип для предприятий и организаций – обладателей призов республиканского конкурса «Лидер качества» и «Гордость Республики Мордовия».

Следует поддержать инициативу Торгово-промышленной палаты о создании у нас филиала Европейского Информационного Корреспондентского Центра, который позволит оперативно и напрямую доводить нужную нам информацию до участников зарубежных рынков. Полнее задействовать каналы, предоставляемые нашей палатой и Интернет-провайдерами. Использовать любую другую возможность для того, чтобы, как говориться, «показать товар лицом».

При всех сложностях в межгосударственных отношениях нам необходимо поддерживать и развивать взаимодействие с представителями других стран мира. Принять дополнительные меры для развития деловых контактов с фирмами и регионами Китая, Бразилии, Турции, Индии, Ирана, других стран, не поддерживающих введение антироссийских санкций. Активнее использовать новые возможности, открывшиеся в связи с ратификацией Договора о Евразийском экономическом союзе.

Надо развивать сотрудничество с Ассамблеей Европейских Регионов, объединяющей 250 территорий из 35 стран. За время членства в Ассамблее Мордовия приобрела авторитет открытого и надежного партнера. Именно поэтому нашей республике доверено проведение крупного международного форума – Летней академии Ассамблеи. В августе 2015 года Саранск будет площадкой для общения людей из всех уголков Европы. Проведение этого важного мероприятия поручается Правительству и Мордовскому госуниверситету.

В числе приоритетов экономической политики нашей республики всегда было развитие сельского хозяйства. Результатами его деятельности во многом и сегодня определяется благополучие жителей Мордовии.

С этих позиций итоги 2014 года следует считать достаточно успешными. Объем производства валовой продукции сельского хозяйства в целом по республике увеличился на 7 %. На 10 % больше прошлогоднего мы получили зерна, при этом по урожайности зерновых 24 центнера с гектара республика вошла в тройку лидеров Приволжского федерального круга.

Заготовлено более 88 тыс. тонн зерна кукурузы, из которых 37 тыс. тонн заложено на корм по новой технологии.

Очень хорошо поработали свекловоды республики, собравшие 1 млн. тонн сахарной свеклы. Урожайность составила 426 центнеров с каждого гектара – это наивысший результат среди регионов Приволжского федерального округа и четвертый в Российской Федерации!

Вдвое больше прошлогоднего произведено зеленого горошка и на 10 % овощей закрытого грунта.

Создана прочная база под урожай 2015 года, животноводство полностью обеспечено кормами.

Большие успехи достигнуты в цветоводстве. За счет ввода новых мощностей мы увеличили производство и теперь каждая десятая роза России выращивается именно у нас, в Мордовии!

В животноводстве производство мяса скота и птицы в целом по отрасли за год возросло на 26 %, а в сельхозпредприятиях – на 33. Производство яиц превысило 1 млрд. 260 млн. штук, и в расчете на душу населения мы сохраняем позицию лидера в ПФО и второе место в России.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности завершили 2014 год более чем с 20%-ным приростом. При этом мясоперерабатывающая отрасль увеличила производство в 1,5 раза, молокоперерабатывающая – на 5 %. На 37 % увеличился выпуск плодоовощных консервов. Объем производства сахара достиг 98 тыс. тонн. Эти результаты говорят о том, что если предметно работать, то многого можно достичь.

Все эти объемы значительно превышают наши республиканские потребности. Неслучайно Мордовия около 60 % объемов произведенного продовольствия вывозит за пределы республики. Сейчас в условиях санкций этот факт для нас приобретает особое значение. Мы получили уникальную возможность для инновационного развития АПК и значительного наращивания объемов современного товарного производства и тем самым будем реально способствовать повышению продовольственной безопасности нашей страны.

Теперь о новых задачах. В отрасли растениеводства в 2015 году мы должны увеличить валовое производство зерна до 1 млн. 250 тысяч тонн. Это для нас критический минимум! Потому что сейчас у других производителей цена пшеницы за полгода практически удвоилась, а нам необходимо развивать животноводство. Вот почему нужны такие объемы.

В этом году надо собрать не менее 1 млн. 60 тыс. тонн сахарной свеклы. Получить 110 тыс. тонн зерна кукурузы, заготовить не менее чем по 700 тыс. тонн кукурузного силоса и качественного сенажа. То есть создать для животноводства полуторагодовой запас объемистых кормов.

Делать это придется в очень непростых условиях. Будут сложности с привлечением нужного объема инвестиций и кредитов. Будет меняться структура продовольственного рынка. Поэтому следует как можно шире применять малозатратные технологии в производстве сельскохозяйственной продукции. В частности, необходимо совершенствовать систему земледелия и обработку почвы. Активнее использовать сидераты, строго соблюдать севообороты, укрепить технологическую дисциплину, коренным образом улучшить работу с многолетними бобовыми травами.

Надо обязательно решать вопросы, связанные с развитием производства семян на высокотехнологичной основе. В прошлом Послании ставилась задача определиться с базовыми хозяйствами, организовать производство семян и начать строительство двух семенных заводов. Ее выполнение неоправданно затянулось. Учитывая, что это существенно сдерживает развитие растениеводства, Правительство республики должно ускорить ее решение, срочно найти средства и в этом году завершить строительство этих заводов. Это дело чести В.Н. Сидорова, В.Н. Мазова, А.И. Позднякова и А.И. Фролова.

В отрасли животноводства в этом году нам необходимо увеличить производство скота и птицы на мясо до 250 тыс. тонн или не менее чем на 15 %, а в сельхозпредприятиях – на 22 %. Довести производство яиц до 1,5 млрд. штук.

В молочном животноводстве производство молока должно возрасти до 410 тыс. тонн, численность молочных коров на сельскохозяйственных предприятиях и в КФХ доведена до 75 тыс. голов, а по годовому надою молока на корову должен быть превышен 5-тысячный уровень. В этом году должно быть сделано все, чтобы мы наконец перешагнули этот рубеж.

Задачи эти выполнимые. Сейчас производство молока для сельхозпредприятий стало выгодным. За прошлый год цена его реализации возросла на 21 %, а рентабельность в среднем по сельхозпредприятиям превысила 30 %.

Приведу несколько примеров хозяйств, где достигнуты очень хорошие результаты:

- в обществе «Исток» Рузаевского района произведено свыше 4 тыс. тонн молока, его рентабельность достигла 60 %, продуктивность коров за год увеличилась на 578 кг и составила 7372 кг;

- в обществе «Агросоюз-Левженский» этого же района при надое на корову 8116 кг себестоимость молока составила 11 рублей 90 копеек, а цена реализации – 20 рублей 46 копеек. Рентабельность – 72 %;

- в обществе «Культура» Ичалковского района рентабельность молока превысила 80 %, от его реализации получено около 30 млн. рублей прибыли.

В то же время во многих сельскохозяйственных предприятиях остаются неиспользуемыми значительные резервы увеличения производства и мяса, и молока.

При росте объемов их производства в целом по республике снижение производства мяса имело место в 13 муниципальных районах, в 12 районах снизился средний сдаточный вес одной головы, в 14 районах меньше прошлогоднего надоено молока.

Сначала о мясе. Мы давно переступили порог в 400 кг, а сейчас опять наметилась тенденция снижения. Например, в Большеигнатовском районе средний вес головы снизился до 343 кг, в Инсарском районе – 395 кг, в Атюрьевском – 363 кг, в Кочкуровском – 346 кг. И наконец в Ельниковском районе – 282 кг. В чем дело? У нас поголовья КРС нет, а телят режут. Поднять производство мяса КРС можно только привесами! Некоторые говорят, что нет денег, а нужно сеять, убирать и т.д. Отвечу: кормите нормально, тогда и деньги будут.

Минсельхозпроду, руководителям сельхозпредприятий этих районов необходимо проанализировать причины такого спада, активнее и грамотнее заниматься развитием животноводства, предметнее работать в каждом подразделении, с каждым работником. Заинтересованность и конкретное содействие в этом должны проявить администрации районов и поселений. Вот тогда и будет результат!

Существенный резерв для увеличения товарного производства молока представляет собой 4 тысячи пустующих мест в животноводческих комплексах. Почти половина мест пустует на сельхозпредприятиях «Радуга» Ковылкинского, «Рязановка» Старошайговского и «Агропромсервис» Ичалковского районов. Вообще нет поголовья в помещениях сельхозпредприятия «Вастома» Торбеевского района, которому в свое время на строительство и развитие давали огромные средства – 250 млн. рублей было затрачено на строительство самого современного животноводческого комплекса в Торбееве. Вот они – наши резервы!

Нас также беспокоит ситуация в Зубово-Полянском районе. Хочу спросить главу администрации района: Сергей Степанович (Сурдин), когда у вас будет наведен порядок? Сегодня оставлять бездействующими скотоместа просто недопустимо!

Предупреждаю всех руководителей районов и хозяйств: с 1 января численность скота не должна снизиться ни на одну голову! В скором времени мы глубоко проанализируем положение дел и примем меры. У вас есть время, чтобы начать действовать.

Прошу уяснить: помощь хозяйствам пойдет только в том случае, если не будет снижаться численность скота, прежде всего коров. Особо обращаю внимание на недопустимость приписок. За это мы будем жестко наказывать. Учтите, это воровство бюджетных средств. Можете реально поправить положение – работайте, не можете – тогда лучше уйти.

Отраслевому министерству вместе с руководителями хозяйств, при участии администраций муниципальных районов и поселений, необходимо в течение года исправить ситуацию и восстановить поголовье. Минсельхозпрод должен разработать детальный план заполнения свободных мест. При этом следует ориентироваться прежде всего на высокоценный племенной скот, выращиваемый в республике. Отработать механизм повышения качества селекционно-племенной работы, схему закупки племенного скота и пополнения стада на условиях лизинга.

Надо также завершить формирование селекционно-генетического центра в свиноводстве.

Ход выполнения этих задач следует ежеквартально рассматривать на заседании правительства.

Надо настойчиво продолжать работать над улучшением качества производимых кормов и совершенствованием технологии кормления. С этой же целью Минсельхозпроду надо изучить возможность создания центра по производству кормовых добавок на базе «Мордовспирта» и других предприятий переработки. Учитывая международную обстановку, премиксы и добавки мы также должны делать сами.

И предметнее работать над распространением опыта передовых хозяйств. Хочу спросить: где, например, сегодня внедрены практики агрофирмы «Октябрьская» или общества «Исток», с опытом которых не раз знакомились руководители многих хозяйств?

Руководство и сотрудники министерства должны твердо для себя уяснить: не число семинаров и совещаний, а конкретный результат будет главным критерием оценки работы и министерства в целом и каждого его подразделения.

Серьезно изменить организацию своей деятельности должна республиканская ветслужба. В бюджете на текущий год на все запрошенные ей лечебно-профилактические мероприятия средства, как бы нам ни было трудно, предусмотрены в полном объеме. Владимир Федорович (Сушков), если нужно, отдайте их в первом квартале, чтобы не было больше разговоров, что они плохо снабжаются.

Напомню также, что в прошлом году мы существенно повысили зарплату специалистам службы. Готовы это сделать еще – но только когда увидим результаты!

Решение многих вопросов развития республики зависит от состояния дел в строительной отрасли. В прошлом году, как я уже говорил ранее, наши строители работали неплохо, с увеличением выполненных работ на 3%. Введено в строй около четырех десятков значимых для республики объектов.

В 2015 году задачи будут еще масштабнее. Строителям предстоит выполнить работ на 13 % больше, чем в прошлом году. Сдать заказчикам более полусотни новых и реконструированных объектов.

5,5 млрд. рублей предстоит освоить дорожным строителям, в том числе свыше 2 млрд. рублей на строительстве и реконструкции федеральных дорог и почти 2 млрд. на региональных дорогах. На эти средства необходимо построить и реконструировать около 100 км дорожного полотна, в том числе на строительстве восточного обхода Саранска, транспортной развязки на пересечении улиц Красной и Севастопольской, реконструкции автодороги до аэропорта.

В текущем году большой объем работ предстоит выполнить по развитию внутренней дорожной сети и благоустройству поселений. На эти цели выделено 550 млн. рублей. В том числе дополнительные субсидии получат Рузаевка, Ковылкино, пос.Комсомольский и многие другие наши поселения.

В дополнение к этому 435 млн. рублей предусмотрено на развитие уличной сети Саранска, из них 80 млн. рублей на благоустройство участка индивидуальной жилищной застройки в пос.Николаевка – мы впервые начинаем благоустраивать эту индивидуальную застройку. Это очень важно. 100 млн. рублей будет направлено на строительство дороги от ул.Коваленко до просп. 50 лет Октября, которая напрямую соединит два района Саранска – северо-западный и юго-западный.

Хочу особо обратить внимание наших дорожных строителей: каждый рубль должен быть освоен с максимальным эффектом. Для этого надо шире использовать новые малозатратные технологии и технологии регенерации с применением местных материалов. Проектировать и строить дороги надо так, чтобы по ним без ущерба проходила большегрузная техника.

На 2015 год запланирована большая программа жилищного строительства. Нам надо ввести в эксплуатацию 324 тыс. кв. метров благоустроенного жилья, в том числе свыше 194 тыс. кв. метров жилья экономкласса. Из общего объема строительства жилья экономкласса около 55 тыс. кв. метров построить по новой программе «Жилье для российской семьи». В рамках республиканской программы «Жилище» реализовать меры по оснащению земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой.

В прошлом году мы начали работы по строительству арендного жилья. Такой 60-квартирный жилой дом для своих работников уже введен в эксплуатацию Саранским ДСК. Мордовской ипотечной корпорацией в Рузаевке осенью 2015 года будет сдана первая очередь многоквартирного дома для работников холдинга «РМ Рейл». Задача Министерства строительства и архитектуры и муниципальных администраций – сделать эту практику повсеместной.

В связи с кризисом могут возникнуть сложности с выполнением программы строительства ипотечного жилья. Поэтому Правительству нужно оперативно разработать дополнительные меры поддержки людей, кто будет строить жилье по системе ипотеки. Владимир Федорович (Сушков), это надо сделать срочно, в течение месяца, иначе у нас будет резкое сокращение строительства жилья по ипотеке. Полнее использовать возможности Агентства ипотечного жилищного кредитования (г.Москва), которому тоже планируется выделение дополнительных средств Правительством России в рамках антикризисных мероприятий. Предметнее работать с Федеральным фондом развития жилищного строительства.

В этом году, как я уже говорил, нам предстоит выполнить большой объем строительных работ. И хотелось бы, чтобы в условиях кризиса эти работы выполнялись нашими строителями. Это принципиально важно! Поэтому сейчас нужно создать 3 – 4 крупные строительные организации, полностью укомплектованные собственными профессиональными кадрами, умеющими строить и заводы, и крупные торговые центры, и жилье. Для этого нужно, чтобы у нас в строительстве был наведен порядок. Чтобы люди получали за свой труд высокую зарплату, гораздо выше, чем сегодня. Уже в этом году надо поднять зарплату в отрасли как минимум на 20 %! И сделать это за счет роста производительности труда. Для этого компании должны быть оснащены современной техникой и средствами малой механизации, иметь высокую организацию труда и производства.

Это, товарищ Терелов Е.А., на данный момент самая важная задача отраслевого министерства. На мой взгляд, это сейчас даже важнее, чем объемы строительства.

В 2014 году ряд очень нужных для людей мероприятий реализован в жилищно-коммунальном хозяйстве.Построено и введено в эксплуатацию пять современных модульных котельных в Краснослободском и Лямбирском районах. Проведена работа по модернизации тепловых и водопроводных сетей в Лямбирском и Зубово-Полянском районах. Ведется реконструкция систем теплоснабжения и отопления в г. Ковылкино, в Чамзинском, Теньгушевском, Ардатовском и Рузаевском районах.

В этом году местным администрациям, отраслевому министерству необходимо вплотную заняться реконструкцией систем теплоснабжения в г. Ковылкино, в поселках Комсомольский и Тургенево. При модернизации жилищно-коммунального хозяйства надо активнее применять механизмы частно-государственного партнерства, повсеместно использовать опыт в этой сфере Рузаевского и Теньгушевского районов.

Мы ежегодно отмечаем недостатки в работе управляющих компаний. Сейчас проводится их лицензирование. Эту процедуру надо использовать для наведения порядка в управлении и обслуживании жилого фонда. К этому надо привлечь представителей ТСЖ, членов Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при Главе Республики Мордовия.

Правительству, администрациям городского округа Саранск и муниципальных районов необходимо продолжатьрешение проблемы аварийного жилья. В 2014 году при поддержке Федерального фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства было введено более 67 тыс. кв. метров нового жилья. Из аварийного жилищного фонда переселено более тысячи семей (1021). Это один из лучших результатов в стране! Взятые темпы работ необходимо сохранить и в этом году. В течение ближайших четырех месяцев в новые квартиры надо переселить 373 семьи, а в течение года построить 36 тыс.кв.метров жилья еще для 743 семей. Учитывая уровень федеральной поддержки – 463 млн.рублей, всеми вопросами, связанными с реализацией этой программы, должны лично заниматься главы муниципальных образований вместе с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения.

Надо активно продолжать начатые работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Здесь следует остановиться на двух важных моментах. Во-первых, нужно наполнять фонд капитального ремонта. При этом очень активно работать с населением, доходчивее вести разъяснительную работу.

Во-вторых, сами муниципалитеты тоже должны наполнять этот фонд и также платить за капитальный ремонт муниципального жилья.

При этом необходимо сделать все, чтобы все ремонтные работы были проведены очень качественно. И нужно установить очень жесткий контроль за расходованием средств фонда. На это я прошу наши контрольно-надзорные органы обратить особое внимание.

В прошлом году наметились положительные тенденции в развитии потребительского рынка и сферы услуг. До нормативов доведена обеспеченность торговыми площадями, активнее стали действовать оптовые предприятия в Ардатовском, Зубово-Полянском, Краснослободском, Темниковском, Чамзинском районах. Расширяется сеть безналичного обслуживания, на розничном рынке стали шире представлены крупные компании. В прошлом Послании было дано поручение организовать постоянное проведение продовольственных ярмарок выходного дня в городах и райцентрах республики. Жители Мордовии активно поддержали это дело.

Министерству торговли и предпринимательства надо продолжать активно заниматься созданием современной логистики, работающей на нашего производителя и нашего потребителя. Надо развивать сеть современной фирменной и многоформатной торговли. Одновременно обеспечить широкий доступ мордовских производителей в крупные торговые комплексы, в магазины межрегиональных и иногородних торговых фирм.

Минторгу (В.В.Руженков) и администрации городского округа Саранск (П.Н.Тултаев) ставлю конкретные задачи: в течение этого и следующего года должно быть построено минимум пять новых больших торговых комплексов на въездах в нашу столицу, как это делается во всех крупных европейских и российских городах. Особо обращаю внимание на то, что в этом году в Саранске должны быть созданы предприятия оптовой и розничной торговли качественными и дешевыми строительными материалами. Наши жители не должны выезжать в другие регионы за этими товарами!

Кроме того, в обязательном порядке должны быть решены все вопросы, связанные с размещением и строительством аквапарка и ипподрома. Соответствующие договоренности есть, и в 2015 году в реализации этих проектов мы должны очень сильно продвинуться.

Надо понимать, что все эти объекты – это сервис самого высокого уровня и новые высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места!

Теперь по рынку продовольствия. Сейчас мы много и предметно занимаемся вопросами ценообразования на продовольственные товары. Тем не менее, до сих пор есть факты необоснованного завышения цен в розничной торговле. Так, в супермаркете «Пятерочка» социальный хлеб «Мокшанский», произведенный на ОАО «Хлебозавод», стоит 26 рублей 65 копеек за буханку, цена в других супермаркетах – 22,6 рубля. Владимир Викторович (Руженков), как попал социальный хлеб в «Пятерочку» по 26 рублей? У нас есть соглашение с сетями. Социальный хлеб должен иметь только определенную наценку.

Еще примеры: в супермаркете «Спутник» молоко 2,5%-ной жирности Рузаевского молочного завода стоит 48 руб. 60 коп. за литр, а средняя цена в других магазинах – 38 – 40 рублей. В супермаркете «Маяк» сметана стоит 71 рубль 60 копеек, а средняя цена в других магазинах на тот же объем не дороже 62 рублей. В супермаркете «Дружба» гречневая крупа стоит 91,5 рубля за 1 кг при средней цене 60 рублей!

Не может и не должно так быть, чтобы один и тот же продукт в разных магазинах по цене отличался в 1,5 раза! Надо учитывать, в какое время мы живем, и за ценообразованием необходимо установить тотальный контроль со стороны всех контрольно-надзорных и налоговых органов совместно с государственными органами власти и органами местного самоуправления. Валерий Михайлович (Мачинский), Генеральный прокурор по поручению Президента страны дал задание тотально проверить ценообразование. И тот, кто необоснованно завышает цены, пусть не обижается! Последует жесткое и конкретное наказание за это. Нельзя позволять наживаться на той ситуации, которую сейчас переживает вся наша страна, весь наш народ!

В качестве мер воздействия на ценообразование, особенно в части формирования цен на социальные продукты, необходимо продолжить практику проведения выездных торговых ярмарок, которые сыграли очень большую роль в сдерживании цен. Активнее развивать сеть фирменных магазинов наших производителей и максимально сократить число звеньев в оптовой цепи. Наряду с развитием крупных торговых комплексов, о чем уже было сказано, расширять сеть магазинов шаговой доступности, предприятий сферы услуг внутри города.

Отдельно скажу о хлебе. Минторгу и Минсельхозпроду поручено принять меры, чтобы не допустить роста цен на 4 сорта социального хлеба. У нас есть для этого возможности и средства. Надо, поставить государственные мельницы, молоть муку самим. Заключить конкретные договоры с производителями и продавцами хлеба. Владимир Викторович, к этому разговору больше не возвращаемся – по хлебу должна быть наша собственная, управляемая цепочка.

О чемпионате мира по футболу 2018 года. До него осталось три года, поэтому сегодня я хочу отдельно остановиться на ходе подготовки к этому важнейшему для нас событию.

В этом году на объектах чемпионата нам предстоит выполнить очень большой объем работ. Прежде всего, по стадиону. Здесь необходимо завершить свайные работы, выполнить значительную часть монолитных работ и начать монтаж металлоконструкций. Кроме того, надо закончить вертикальную планировку и благоустройство всей территории, прилегающей к стадиону, включая укрепление берегов реки Инсар, и, подчеркиваю, – строительство набережной.

Владимир Федорович (Сушков), нужно решить все вопросы финансирования инфраструктуры к стадиону. И с производителями, и с поставщиками услуг надо сейчас заключить договоры. Правительству и Саранску (П.Н.Тултаев) нужно сделать здесь все необходимое и поставить в этом деле точку.

Очень важный объект – аэропортовый комплекс. По этому проекту в прошлом году имелись серьезные проблемы, все вопросы решаются медленно. И в этом, безусловно, недоработка заместителей Председателя Правительства Е.И. Дергунова и А.Н.Меркушкина. В этом году ввиду масштабности и сложности задач такое просто недопустимо! Нам необходимо вместе с Росавиацией полностью завершить первый и начать второй этап реконструкции, связанный с обустройством стоянок, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы и установкой системой навигации.

Ко второму полугодию надо закончить проектные работы и сразу начинать строительство нового современного терминала для международных и внутренних авиалиний. Решить все вопросы с федеральными органами власти по согласованию международного статуса нашего аэропорта. Всеми этими задачами должны лично заниматься заместители Председателя Правительства Е.И.Дергунов, А.Н.Меркушкин и Е.А. Терелов. Заниматься, я еще раз повторяю, предметно. Это очень важные задачи на текущий год, поэтому я ставлю их специально в Послании.

Средства размещения. В первом полугодии надо завершить проектные работы и начать строительство второй гостиницы для команд-участниц и жилого комплекса гостиничного типа «Тавла». Закончить строительство гостиницы под размещение представителей ФИФА и Оргкомитета «Россия-2018» на улице Кавказской. Надо начать строительство двух университетских общежитий на 640 мест каждое, а также решить вопрос финансирования из федерального бюджета строительства, реконструкции и капитального ремонта остальных 14 студенческих общежитий университета и пединститута. Проектные работы здесь завершены. Пединституту (В.В.Кадакин), необходимо добиться финансирования в этом году на строительство еще одному общежития на 640 мест.

Все эти задачи должны быть выполнены в текущем году.

В текущем году должны быть начаты работы по реконструкции трех тренировочных площадок, поэтому до мая надо завершить все проектные работы и оформление земельных участков. Называю ответственные за это ведомства – Министерство целевых программ, Минстрой, ГОСУКС республики и администрация Саранска.

Администрации Саранска необходимо в срочном порядке распланировать на предстоящие три года весь комплекс работ по благоустройству города, расписав его по конкретным объектам, по ремонту домов и дворов, капитальному ремонту улиц. Первая треть обязательно должна быть сделана в этом году. Мы не должны ничего лишнего оставлять на 2017 год.

 В частности, необходимо облагородить территорию вокруг гостиницы «Адмирал», укрепить и благоустроить левый берег реки Саранки. Решить все вопросы по сносу зданий на площадках, где будут построены объекты чемпионата, прежде всего, по ул. Инсарской, без чего нам не приступить к строительству набережной реки Инсар. А ее мы должны завершить в 2016 году.

Столица Мордовии должна предстать гостям чемпионата ухоженной и максимально удобной для всех категорий людей.

Гостей чемпионата мы должны встретить особенно, как говорится, «с изюминкой», с присущим нашему краю гостеприимством и радушием. Мы все должны стремиться к тому, чтобы каждый гость республики с момента пересечения наших границ понимал, что он находится именно в Мордовии. Вся дорожная инфраструктура, остановки, указатели, баннеры вдоль дорог должны иметь узнаваемый национальный колорит. Каждый болельщик, каждый турист должен чувствовать, что он побывал в очень комфортной, безопасной, приветливой республике. Более того, в самом лучшем с точки зрения организации чемпионата городе на Земле – городе Саранске!

Торговое, транспортное, финансовое, информационное обеспечение, все остальные виды услуг повсеместно должны быть организованы на самом высоком – европейском – уровне. Это задача Министерства торговли и предпринимательства, Министерства экономики республики, администрации Саранска, всех других органов управления. Самое деятельное участие в этом должны принять предприниматели республики.

Обращаюсь к Министру внутренних дел Ю.В.Арсентьеву, начальнику Главного управления МЧС России по Республике Мордовия А.Г.Наумову, Министру здравоохранения М.Ю.Морозову: за три оставшихся года надо активизировать обучение английскому языку сотрудников МВД, спасательных частей, учреждений здравоохранения, всего другого обслуживающего персонала. Это относится и ко всем другим ведомствам и организациям – мы пока еще, кроме волонтеров, с остальными категориями работаем очень слабо.

Подчеркну, для нас все эти вопросы – жизненно важны. Успешное их решение станет еще одним нашим конкурентным преимуществом, укрепит репутацию Мордовии как надежного региона, способного успешно решать проблемы жителей, справляться с любыми заданиями государственной важности.

С этого года намного жестче стали условия получения дотаций из федерального бюджета и контроль исполнения регионами своих обязательств. На первый план выходит эффективность управления общественными финансами.

В части доходов Госкомимуществу, Минсельхозпроду, администрациям муниципальных образований и городского округа Саранск необходимо форсировать работы по инвентаризации и постановке на учет недвижимого имущества. В течение текущего года надо завершить работу по оформлению в муниципальную собственность невостребованных долей и участков на землях сельхозназначения.

Органам местного самоуправления следует ускорить завершение работы по постановке на кадастровый учет неоформленного имущества физических лиц и в течение года подготовиться к переходу с 1 января 2016 г. на применение этого принципа налогообложения торгово-офисных помещений.

Администрации муниципальных образований также должны настойчиво искать возможности для развития собственной доходной базы, а не забрасывать руководство республики «челобитными» о финансовой помощи. Правительство в рамках своих полномочий будет искать возможности, чтобы помогать районам в решении проблем, но только на условиях частичного (!) софинансирования и при обязательном привлечении муниципалитетами частного капитала.

Отдельно следует остановиться на таком исключительно важном доходном источнике бюджета, как НДФЛ. До сих пор встречаются случаи выплаты «серых зарплат». С них не уплачивается налог, не делается отчислений в социальные фонды. Только один пример: за прошлый год средняя заработная плата в республике выросла на 13 %, а поступления налога на доходы физических лиц – лишь на 6 % – это официальные данные, не говоря уже о так называемых «серых зарплатах»! Как показывают расчеты, от налогообложения было скрыто более 3 млрд. рублей, а бюджет не досчитался около 400 млн. рублей. Это наши резервы, наши дополнительные возможности для развития.

Мы понимаем, насколько сложнее становится работать, и поэтому планируем помогать экономике. Но мы сможем это сделать, только если налоги будут платиться вовремя и полностью! Так что надо платить. А по НДФЛ долгов вообще не должно быть!

Особо хочу обратиться к руководителям строительных организаций. Надо прекратить привлечение рабочих без оформления договоров (а такие факты есть на стройках, даже финансируемых из бюджета)! Исключить из практики случаи обмана и совершения сделок, в результате которых рабочие остаются совсем без зарплаты (такие факты тоже есть). Владимир Федорович (Сушков), вместе с федеральными службами в этом вопросе необходимо срочно навести порядок! А руководителей организаций предупреждаю: по таким случаям обязательно будут проводиться тотальные проверки и применяться серьезные меры в соответствии с законом.

Правительству республики, администрациям муниципальных образований и городского округа Саранск надо предметнее заниматься вопросами повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе путем совершенствования структуры учреждений, их сетевых мощностей и штатных расписаний. Обеспечитьадресность бюджетных расходов, грамотнее использовать для этого механизмы бюджетного планирования. В настоящее время мы живем в чрезвычайных условиях, все должны это понимать, и направлять средства на решение только самых актуальных, первоочередных на данный момент задач.

И обязательноцелевое расходование бюджетных средств! Министерство финансов должно жестко следовать правилу: каждый рубль, использованный не по назначению, должен быть возвращен в бюджет за счет нарушителя и с применением штрафных санкций. Так же, как это предусмотрено во взаимоотношениях республики с федеральным бюджетом.

Важнейший для нас всех вопрос – экономия бюджетных средств. Поэтому строжайшей ревизии должен быть подвергнут каждый проект, каждое предложение! Должно заработать жесткое правило: поддержка всех без исключения программ и проектов рассматривается только после анализа обоснованности намечаемых расходов и реальности получения обозначенных в проекте гарантии качества результата. Повторяю – РЕ-ЗУЛЬ-ТА-ТА!

Сметы расходов всех органов власти и бюджетных учреждений на текущий год должны быть составлены с учетом реализации мер по экономии и бережливости. При проведении строительных и ремонтных работ не должно быть ни избыточных решений, ни закупки дорогостоящих отделочных материалов, ни тем более необоснованной замены существующих конструкций. Сейчас надо экономить везде, где можно!

Кроме того, как вы знаете, за счет оптимизации расходов и дополнительных доходов от внебюджетной деятельности нам необходимо компенсировать не менее трети затрат на повышение заработной платы из бюджета.

Решение этих задач должно стать важнейшим и весомым критерием оценки работы органов управления и учреждений и обязательно найти отражение в системах оплаты и стимулирования труда их руководителей и работников.

Около двух десятков лет назад мы впервые в России внедрили свой механизм межбюджетных отношений. В свое время он помог нам решить самую важную задачу – укрепить экономический потенциал и социальную сферу, сохранить перспективы развития территорий и поселений. Сейчас и законодательство, регулирующее межуровневое взаимодействие органов власти, и задачи, которые нам предстоит решать, существенно изменились. И нам тоже необходимо изменить нашу систему. На первый план должны выйти показатели, стимулирующие создание точек экономического роста и укрепление доходной базы бюджета, повышение производительности труда и роста заработной платы, а также показатели, существенно влияющие на качество жизни населения. Одновременно надо кратно снизить значимость тех показателей, на которые в силу своих компетенций администрации муниципальных образований и поселений не могут оказывать прямого влияния. Администрации Главы республики (Крутов Н.С.) с привлечением специалистов Минэкономики и Минфина необходимо оперативно подготовить соответствующие предложения.

 

СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ – ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В условиях нынешнего периода финансово-экономического развития необходимо определить наши перспективные цели не только в экономике, но и в социальной сфере. Главное, не только не допустить снижение уровня жизни, но и обеспечить повышение социального благополучия населения, сформировать вокруг человека современную социальную среду, позволяющую раскрыть и реализовать его потенциал. Хочу особо подчеркнуть – все социальные обязательства перед населением республика будет выполнять в полном объеме! Мы не сократим социальные расходы, даже если нам будет трудно. Продолжится реализация программ развития в образовании, здравоохранении, культуре, спорте и других сферах.

Приоритетной социальной задачей сегодня является повышение качества образования. Очень важно, чтобы формирование и развитие полноценной личности начиналось с самого раннего детства. За последние три года нам удалось совершить прорыв в обеспечении детей местами в детских садах. Создано почти 5 тысяч новых мест – такого в республике не было еще никогда. Только в 2014 году мы ввели еще 1250 мест в Саранске и районах Мордовии. Данную работу мы обязательно продолжим, потому, что еще почти 1300 ребят в возрасте от 3 до 7 лет нуждаются в этом. Кроме того, уже сегодня надо решать задачу увеличения ясельных групп для детей до трех лет. Это должно сработать на повышение рождаемости, а также позволит родителям по их желанию раньше заниматься общественно полезной деятельностью.

Планы большие, а времени до 1 января 2016 г., когда по указу Президента проблема доступности дошкольного образования должна быть решена полностью, осталось не так много. Решать эту проблему следует не только при полном участии государства, но и развивать вариативные формы дошкольного образования, шире применять механизмы государственно-частного партнерства. В этом направлении мы пока работаем мало. До сих пор у нас в республике нет ни одного семейного детского сада. Так и не заработала в полную силу служба «выездного воспитателя». А ведь спрос в этих услугах тоже имеется! Министерству образования и муниципалитетам надо вместе безотлагательно и предметнее заниматься этой проблемой.

Педагогам дошкольных учреждений принадлежит особая роль в воспитании подрастающего поколения. Для того, чтобы показать, насколько важен и значим этот труд, недавно был расширен перечень премий Главы Республики Мордовия в области образования. Учреждено 10 ежегодных премий лучшим воспитателям детских садов в размере 50 тыс. рублей каждая. Министерству образования поручаю в кратчайшие сроки разработать условия конкурсного отбора, с тем чтобы уже в 2015 году, в День учителя мы наградили первых победителей.

Основным звеном образовательной системы, безусловно, является школьное образование. В последние годы мы много сделали для того, чтобы модернизировать материально-техническую базу наших школ, создать в них современные условия, соответствующие переходу на новые государственные образовательные стандарты. В прошлом году свои двери открыла современная школа в Ромоданове на 650 мест. В этом году 1 сентября должен принять ребят учебный корпус Межрегионального лицея для одаренных детей на 300 мест и завершена реконструкция школ в Инсаре, Берсеневке и Поводимове. При этом особо подчеркну важность обеспечения доступности и качества образования каждому школьнику, в том числе детям с особенностями развития.

Отдельным направлением нашей работы является повышение социального статуса педагога. В республике выполнены все намеченные цели в соответствии с «майскими» указами Президента России по увеличению заработной платы педагогических работников. За прошлый год в среднем у ш

«Известия Мордовии»